«Не до жиру, быть бы живу»

04.03.2015
Просмотров: 1459

Как найти секрет выживания?

«Не до жиру, быть бы живу». Просто выжить в кризисный 2015 год, сохранив при этом рабочий коллектив, — приоритетная задача для многих предприятий Нижегородской области.
В период после кризисного 2008-го и до 2012 года включительно экономика России переживала подъем — интенсивно создавались новые и расширялись уже существующие предприятия. Это привело к повышению спроса на квалифицированный эффективный персонал, и на рынке образовался его дефицит.

Отсюда следствие — в таких условиях повышение спроса на определенные группы персонала усиливает его зарплатные ожидания.

Также необходимо учесть, что средний рост заработной платы за период с 2010 по 2014 годы, по разным источникам, составил 13–17%. Тренд на превышение спроса на персонал над предложением соискателей сформировал «рынок труда соискателя», движущая сила тренда — зарплатные ожидания соискателя.

IV квартал 2013 года и первое полугодие 2014 года ознаменовались рядом политических моментов, которые привели к серьезному изменению экономической ситуации в РФ и изменению тренда рынка труда — стагнирующий рынок в условиях кризиса с образованием излишка трудовых ресурсов. Рынок труда сориентировался на потребности работодателя.

В таких условиях цель у преобладающей массы работодателей — выживание, не упасть в стагнацию. Основная задача — повышение эффективности бизнеса, в частности, повышение производительности труда персонала и оптимизация бизнес-процессов на максимальном уровне. Тут речь умышленно не ведется об увеличении объемов продаж, поскольку в кризис продажи практически всегда падают.

Опыт проведения анализа деятельности предприятий в разных отраслях показывает одни и те же ошибки. Их не так много, и они, как правило, классические:

  • сотрудники не знают или не понимают свое место (отдачу от своей деятельности) в достижении стратегических и тактических результатов предприятия;
  • руководители малоэффективно могут управлять коллективом — каждый раз исполнителям приходится заново объяснять политику предприятия;
  • излишек исполнителей, менеджеров процессов;
  • отсутствие контроля результата процесса;
  • отсутствие связи показателей результатов процессов с системой оплаты труда и мотивации.


Конечно, у предприятий есть определенная специфика, но системные ошибки по данной теме общие.

Взять, к примеру, абстрактное юридическое лицо, ООО «Вылет в трубу», которое завершило 2014-й и вступило в однозначно кризисный 2015 год.

Каким образом руководству этого ООО удастся избежать еще более негативных последствий кризиса в 2015 году, за исключением увеличения объемов производства (продаж)?

Рекомендации состоят из трех стандартных антикризисных мер менеджмента:

кризисное оптимизирование бизнес-процессов — убираем «лишние» в данных условиях процессы с соответствующими изменениями стратегических и тактических планов;

обязательная оценка и соответствующие «зарплатные выводы» (вплоть до увольнения) трудовых ресурсов по нескольким критериям: необходимость участия в ключевых бизнес-процессах, эффективность, квалификация.

Эти меры общего характера и не рассматриваются как всеобъемлющая панацея от влияния кризиса, но на большом количестве предприятий они решают проблему сокращения расходной части бюджета и акцентирования деятельности на доходной части. Организм предприятия концентрируется на выживании в сложных условиях. В подобный кризисный 2008 год многие из предприятий также приостанавливали и проекты развития. Основной упор, как ни странно, делается не на увеличение доходов, а на уменьшение расходов, особенно расходов, не участвующих в образовании прибыли.

Основной инструмент руководителя предприятия или специалиста по управлению эффективностью для получения таких результатов — анализ эффективности деятельности предприятия, получение достоверной первичной информации о разнице между усилиями на получения продукта и доходами от реализации этого продукта. Притом как совокупно, так и по каждому продуктовому направлению.

Основной результат такого анализа — реальная карта бизнес-процессов и ресурсов, разделенных по признаку участия в основной деятельности по получению продуктов предприятия и других бизнес-процессов (сопровождения, управления, развития), получающих ресурсы по остаточному признаку.

Действовать лучше всего по апробированным методикам (экспресс и комплексные), исключающим риски потери управления ключевыми процессами или потери ключевых человеческих ресурсов при проведении анализа эффективности.

Обязательное условие начала проведения подобных мероприятий — понимание руководителем организации осознанной необходимости и конечного результата от проведения анализа эффективности деятельности предприятия.

Идея не нова и применялась бесчисленное количество раз, став классической. Ее использование дает шанс найти верные пути удержания экономики и управления предприятием под контролем даже в условиях кризиса.

Источник: Биржа № 7 от 3 Марта 2015

Олег Косогоров, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.