Авторынок ждет новую госпрограмму

04.03.2015
Просмотров: 28022

Зачем ждем льготных кредитов?

В то время как российский авторынок уходит в крутое пике, все чаще говорят о госпрограмме льготного кредитования. Одни видят в ней спасение отрасли, другие — способ наживы для банков.

В январе ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД) обратилась в правительство с просьбой возобновить программу льготного автокредитования и позволить тратить средства материнского капитала на покупку машины.

И вот, в конце февраля, от президента ассоциации РОАД Владимира Моженкова, побывавшего на совещании у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, становится известно о возможности возобновление программы льготного автокредитования сроком на полгода уже в апреле.

Другое дело, что правительство больше склоняется к лизинговым схемам для населения.

Ведь во время действия программы субсидирования автокредитов банки вели себя некорректно, поднимая процентные ставки. Таким образом они получили и субсидию, и дополнительные деньги от населения. Об этом еще в октябре прошлого года говорил директор департамента Минпромторга Александр Морозов.

Но рынок ждет экстренных мер, лизинговая программа требует проработки, а кредитование можно запустить быстро, оно знакомо и банкам, и потребителям, считает Моженков. По его мнению, автокредитование, к которому позже подключится и лизинг, способны продать четверть миллиона автомобилей.

Зачем льготы

Надежды дилеров на госпрограмму оправданы тем, что еще два-три года назад доступные кредиты давали неплохой рост продаж новых автомобилей. Правительство субсидировало часть процентной ставки по автомобильным кредитам в 2010–2011 и 2013 годах. Последний год действия программы стал золотым. Тогда половина всех новых автомобилей в стране была приобретена на заемные деньги, по разным оценкам, от 30 до 40% тех автокредитов пришлось именно на государственную программу. В прошлом году, по оценке «Автостата», в кредит было продано около 40% новых автомобилей, в 2011-м — 40%, а в 2012-м (когда программа льготного кредитования не действовала) — 45%.

Некоторые эксперты предрекают падение доли кредитных автомобилей в текущем году до 20–25%.

Сколько стоит кредит

Сегодня борьба идет за то, чтобы кредитные ставки на новые автомобили уложились в приемлемые 15% годовых. Сейчас же, по данным Frank Research Group, которые приводит портал «За рулем», средний диапазон процентных ставок по автокредитам вырос с 15–17,8% в ноябре прошлого года до 19,3–26,7% в январе нынешнего. Банкиры резонно оправдывают это резким повышением ключевой ставки ЦБ с 10,5 до 17% в середине декабря. Однако в феврале ЦБ понизил ставку до 15%, но средний диапазон ставок по автокредитам изменился мало: 19,2–25,36%.

Спасут ли субсидии

Но далеко не все эксперты склонны ждать восстановления спроса на автомобильное кредитование, даже с учетом возобновления государственной программы.

В первую очередь это связано с нестабильной экономической ситуацией в стране. Рост цен на большинство товаров и услуг, прямо или косвенно вызванный ослаблением рубля, серьезно снижает покупательную способность населения. Кредит становится долгосрочным бременем, отягощенным риском потерять работу.

Не последнюю роль играет и рост цен на новые автомобили, влекущий повышение суммы ежемесячных выплат. Банки, осознавая новые риски, повышают первоначальный взнос до 20–30% и отказываются от кредитов без КАСКО.

Да и кредиты дороги. Даже 10%-ная субсидия не сделает их привлекательными. Ведь сегодня некоторые банки дают займы вплоть до варварских 50% годовых.

Надежды дилеров

Однако дилеры надеются на кредитные организации, аффилированные с автопроизводителями. Так, Land Rover, пытаясь поддержать старт продаж своего малого кроссовера Discovery Sport, пришедшего на смену модели Freelander, предлагает кредитную программу под 8% годовых. Правда, половину суммы придется отдать сразу, а срок кредита — всего год.

Пытается «спастись» и Mazda, почти половина автомобилей которой продается в кредит, предлагая на свои неходовые модели фиксированную процентную ставку в 18% при первоначальном взносе в 50% и двухлетнем сроке кредита.

А Citroen «страхует» свой флагман C4 Седан, выдавая кредиты под 9,4% на 12 месяцев и 12,4% на три года.

Резюме

Несомненен тот факт, что рост в отрасли может обеспечить только экономический подъем в отечественной экономике. Ведь кредит интересен только тогда, когда за него есть чем платить.

А пока, после январского отчета АЕБ о падение продаж более чем на 24%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, в экспертной среде бродят мрачные и даже фантастические прогнозы на февраль о показателях до –50%! Аналитики из PricewaterhouseCoopers предрекают к концу года съеживание отечественного авторынка более чем на четверть.

Несмотря на все это некоторые марки даже в «жуткий» январь чувствовали себя прекрасно. Так, продажи Hyundai выросли на 15%, продажи Skoda — на 8%, а УАЗ, за счет удачно обновленного «Патриота», прибавил 2%. В премиум сегменте отличились Infiniti — +46% и Mercedes-Benz с 17%-ным ростом.

Источник: Биржа № 7 от 3 Марта 2015

Иван Лапырин, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.