​Как реформировать компанию в кризис

06.03.2015
Просмотров: 1423

Если бизнес пошатнулся и ключевые показатели пошли в негатив, точечные действия в виде «сокращения персонала» или «уменьшения издержек» не дадут в кризисные времена большого эффекта.

Если бизнес пошатнулся и ключевые показатели пошли в негатив, точечные действия в виде «сокращения персонала» или «уменьшения издержек» не дадут в кризисные времена большого эффекта. Как правило, требуются комплексные изменения функциональных моделей.

Нужны ли реформы? Этот вопрос задает себе каждый руководитель, когда сталкивается с трудностями в работе. Однако практические результаты от проведения реформ часто оказываются далеки от ожидаемых показателей. Причиной, как ни парадоксально, часто является то, что изменениям подвергались те направления, которые в данный момент объективно реформирования не требовали.

Для того, чтобы разобраться в том, что именно в деятельности компании требует изменений, нужно установить причину возникших затруднений и ее характер. Была ли это внешняя или внутренняя причина. Необходимо принципиально различать реформы, целью которых являются корректировки неудовлетворительных ключевых показателей и каждодневные изменения в компании, связанные с ее нормальным экономическим развитием.

Деятельность любой организации можно рассмотреть на примере простой математической модели, которая описывает работу компании в целом или отдельный ее внутренний бизнес-процесс как решение дифференциального уравнения нескольких переменных с ежедневными начальными или граничными условиями. Как следует из математического анализа, вид конечного решения такого уравнения в значительной степени зависит от начальных условий и в зависимости от их величин может принимать различные формы.

Более того, при некоторых начальных условиях такое уравнение может и не иметь решения вовсе. Начальные условия, примером которых могут служить макроэкономические показатели в стране, определяются внешними факторами. Изменить их локально не представляется возможным. Вид самого уравнения задается менеджментом компании и определяется функциональной моделью организации. Одним из следствий решения такого уравнения являются значения ключевых показателей от деятельности компании.

При использовании такого подхода легко дать определение понятиям «кризис» и «экономическая стабильность». Кризис — это процесс, при котором происходит значительное и быстрое изменение начальных условий в таком уравнении, а «экономическая стабильность» есть их постоянство или незначительные флуктуации с течением времени.

Из таких определений с учетом сказанного выше следует, что в условиях экономической стабильности для возвращения негативных ключевых показателей работы компании к прежним, приемлемым уровням, изменения функциональной модели предприятия не требуется. Для сохранения ключевых показателей и обеспечения их роста нужна лишь незначительная оптимизация существующих бизнес-процессов и их ускорение в соответствии с естественными колебаниями рынка.

В первую очередь в таких условиях должны решаться задачи регулярного менеджмента с упором на развитие компании. Подходить к структурным изменениям нужно крайне осторожно и всегда принимать во внимание тот факт, что задуманное структурное реформирование не характерно для периода стабильности экономики и может привести к совершенно неожиданным и непредсказуемым результатам. Причем «коэффициент неожиданности» прямо пропорционален размеру компании. Чем больше размер компании, тем сложнее оценить и спрогнозировать будущие результаты.

Совершенно иначе обстоит дело в условиях кризиса. Макроэкономические показатели в такой ситуации претерпевают очень значительные изменения в короткий промежуток времени. Примером изменений таких макроэкономических показателей могут служить резкое изменение ВВП, падение курса национальной валюты, скачкообразное изменение ключевой ставки финансового регулятора и т. д. Как следствие изменяются и начальные условия для уравнения функциональной модели организации, решение которого при таких новых условиях будет уже иметь совершенно другой вид или не иметь решения вовсе. Именно поэтому в условиях кризиса для возврата значений ключевых показателей деятельности к докризисным значениям необходимо изменение действующей функциональной модели компании и проведение комплексных структурных реформ. Такие реформы в используемой терминологии позволят задать уравнение, которое с новыми начальными условиями позволит обеспечить решение в виде приемлемых ключевых показателей деятельности. В такой ситуации в первую очередь решаются задачи антикризисного или стартап-менеджмента.

Попытки работать в условиях прежней функциональной модели предприятия или найти решение в рамках ее незначительной модернизации, не обращая внимания на внешние условия, не позволят достичь приемлемого результат, а приведут лишь к падению прибыли и в конце концов к банкротству и закрытию бизнеса.

В текущей экономической ситуации в Российской Федерации, когда макро-экономические показатели претерпели значительные изменения в короткий период времени, для сохранения бизнеса его собственникам необходимо проведение комплексных реформ функциональных моделей бизнеса, адаптация их к новым экономическим условиям и реалиям. Точечные действия в виде «сокращения персонала» или «уменьшение издержек» и т. д. приведут лишь к пропорциональному уменьшению выручки в среднесрочной перспективе. На падение операционной прибыли, вызванное кризисом и внешними экономическими факторами, такие действия не окажут значительного влияния в среднесрочной перспективе и приведут лишь к неизбежной потере рыночной доли в будущем.

Источник: Биржа № 7 от 3 Марта 2015

Алексей Койфман, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.