Два архиважных проекта

16.02.2004
Просмотров: 1265

На заседании последнего градостроительного совета, прошедшем 6 февраля в Доме архитектора, рассматривались ДВА АРХИВАЖНЫХ ПРОЕКТА: ДЛЯ ЦЕНТРА АВТОЗАВОДА И ЦЕНТРА СОРМОВА.

На заседании последнего градостроительного совета, прошедшем 6 февраля в Доме архитектора, рассматривались ДВА АРХИВАЖНЫХ ПРОЕКТА: ДЛЯ ЦЕНТРА АВТОЗАВОДА И ЦЕНТРА СОРМОВА.

ВЕРСИЯ
На дворцовой площади Автозаводского района планируется построить большой торговый центр, и автор проекта архитектор Евгений Пестов представил уже второй вариант проекта.
Первый вариант тоже был показан для ознакомления, правда, прежде он рассматривался кулуарно — на координационном совете (“совет пятерых" при главном архитекторе города), потому основные аргументы за изменение стилистики здания, вероятно, там и прозвучали. Тем не менее, несмотря на то что творческий коллектив мастерской Пестова и Попова потратил два месяца на переделку проекта, первоначальное предложение нашло немало сторонников. Заказчик Дмитрий Володин сказал: “Я отдаю предпочтение не тому проекту, что с облаками, а тому, что уже полежал". Не умаляя достоинств второго варианта проекта, за первый высказались еще несколько архитекторов — членов градсовета.
А глава администрации района, не зная, как оценивать “голландский модернизм" (так охарактеризовал проект архитектор Василий Бандаков), просто выразил пожелание “сделать чисто автозаводское здание".
Проект, принятый градостроительным советом, мы опубликуем в следующем номере нашей газеты.

ЦЕЙТНОТ
Второй вопрос заседания развивал тему, уже прозвучавшую на одном из предыдущих градсоветов осенью прошлого года. Напомним: фирма “Электроника" намерена провести реконструкцию кинотеатра “Сормовский" так, чтобы включить объем старого здания в новый торгово-развлекательный комплекс.
Размеры этого комплекса таковы, что площадь Алексеева вместе с бедолагой “Метеором" вынуждена сменить прописку.
Покусившись на святое для сормовичей и всего города имя и популярный открыточный символ — “Метеор" на фоне собора, — заказчик вынужден дать откупного. Этим откупным стал проведенный “Электроникой" конкурс на памятник Ростиславу Алексееву.
Конкурсные проекты и представили на рассмотрение градостроительного совета. Архитекторы были вынуждены подыскивать самые деликатные слова, вставлять их в обтекаемые выражения, чтобы не обидеть ваятелей, создавших в дикой спешке модели памятников.
Причем было очевидно, что принцип взаимной вежливости легко может заменить этически четкую позицию по этому вопросу. Ведь приятные во всех отношениях люди в случае взаимного нейтралитета могут получить престижный заказ.
Кто же из скульпторов может продолжить творческие поиски образа великого Алексеева?
Вопрос остается открытым.
На градсовете ясного ответа не прозвучало.
Будет ли “Электроника" устраивать следующий конкурс или продолжать этот с теми же участниками?
Тоже неизвестно.
Но самое главное, зачтет ли город эту организационную работу заказчика? Удовлетворен ли он этими усилиями “Электроники"? Принял ли откупного?
Руководители “Электроники" посетовали на крайнюю задержку решения по поводу ТЦ: иностранные партнеры в предвкушении сормовских торговых площадей уже “бьют копытом".
Но почему возник этот цейтнот?..
Во время обсуждения моделей памятников Алексееву не раз звучала мысль о том, что Ростислав Евгеньевич был таким ярким, незаурядным человеком, что под стать ему должен быть и памятник.
Конечно, эта мысль может довести художников до творческого экстаза, однако все ли памятники великим людям являются великими произведениями?
И царственно поставленные города застраиваются великими меценатами и гениальными архитекторами?
Что поделаешь, портрет Ростислава Алексеева висит в Конгрессе США, а в Нижнем память о смелом конструкторе могут позволить себе увековечить только в связи со строительством торгового центра. Вот такие мы мелкие и жадненькие.
Сначала отдали площадь Алексеева вместе с символом района под строительство ТЦ. Потом придумали, что неплохо бы закрыть “Электроникой" трубу Сормовской ТЭЦ: портит она вид с центральной магистрали района.
Дальше стали обсуждать, как поступить с этим “Метеором".
И, разогревшись разговорами, вспомнили про давно обещанный памятник...
Но партнеры “Электроники" уже стучат в двери, и скульпторы не успевают осмыслить образ и накануне показа проекта с трудом находят архитектора, который помог бы осмыслить пространство для памятника...
А мэр, между прочим, выразил тогда, осенью, сомнение: как разместить автостоянку у ТЦ и котлован под строительство метро одновременно на одном месте у кинотеатра?
А присутствующие на этом обсуждении выразили сомнение в целесообразности сохранения “Метеора" вообще, а рядом с памятником тем более. Рухлядь, мол, загадил ее внутри народ основательно.
Но “Метеор" — вот он, пока есть, настоящий, да к тому же — безусловный символ района.
А вот памятник пока и не придуман даже. Прежде чем “убрать" символ, надо же придумать какую-то адекватную замену!
... Понятно, что всякая уважающая себя фирма должна построить в жизни хотя бы один торговый центр.
Но у города должны быть свои приоритеты.
Только от имени города их некому блюсти.

Марина Игнатушко

Фото Олега Тимирязева
№6 от 16.02.2004


Источник: Архив: Биржа+Свой дом
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.