Парк советского периода

03.06.2015
Просмотров: 4724

Автозаводский парк и расположенные на его территории озёра продолжают оставаться одним из любимых мест отдыха жителей заречной части города, причём не только автозаводцев.

Уникальному образцу советской парковой архитектуры 1930–1950-х годов Автозаводскому парку культуры и отдыха в этом году исполняется 80 лет. К сожалению, за свою историю парк потерял примерно 40 процентов некогда отведённой под парковую зону территории, уменьшившись с 94 до 64 гектаров. Однако структура и архитектура главной части парка сохранилась, а значит, не всё ещё потеряно. Сегодня Автозаводский парк и расположенные на его территории озёра продолжают оставаться одним из любимых мест отдыха жителей заречной части города, причём не только автозаводцев. Как заложенному почти век назад парку дышится в условиях рыночной экономики и что мешает его руководству по аналогии с парком имени Горького в Москве сделать Автозаводский одним из центров современной культуры паркового отдыха?

Парк с историей

Сегодня Автозаводский парк – это муниципальное предприятие, которое находится в ведении департамента культуры администрации Нижнего Новгорода, но так было не всегда. Выведенный из структуры ГАЗа в 1995 году парк был преобразован сначала в ОАО, которое приказало долго жить и обанкротилось, а уже после был передан муниципалитету.

Сегодня Автозаводский парк состоит из двух частей площадью примерно 30 гектаров каждая. Первая, главная, – это прогулочные дорожки с аллеями и аттракционами, фонтанами и кафе. Отгороженная от неё автомобильной дорогой вторая – это два искусственных озера с песчаными пляжами. Не так давно к парку относились ещё два крупных земельных участка общей площадью более 20 гектаров. На этих землях компанией «Жилстрой-НН» уже завершено строительство двух жилых комплексов: «Молодёжный» и «Водный мир».

«Чёрные пятна»

Но наиболее абсурдны даже не эти обширные по площадям выкройки парковых земель под жилую застройку, а, как их называют в самом парке, «чёрные пятна». Речь идёт как минимум о пяти территориях, которые были переданы предыдущей администрацией города коммерческим организациям в долгосрочную аренду.

На двух самых крупных из таких участков, площадь каждого из которых почти два гектара, запланировано строительство аквапарка (ЗАО «Корос-Аква») и культурно-развлекательного центра (ООО «Светёлка»). Курьёз, но в собственности третьих лиц также находятся бывшие танцплощадка и шахматный клуб (ООО «Андромеда»), хозяйственные склады и даже общественная уборная (оба объекта – ООО «Энергосервис»).

Как заявили «Патриотам Нижнего» в дирекции Автозаводского парка, с середины 2000-х годов ни один из инвесторов так и не вышел на приобретённые им участки. Исключением здесь может служить только ООО «Светёлка», на арендуемом земельном участке которого был снесён бывший кинотеатр «Родина» – редкий образец паркового летнего кинотеатра советского периода. Как позже заявила городская прокуратура, кинотеатр был снесён без получения необходимого для этого разрешения.

Несмотря на то что «Родина» не являлась объектом культурного наследия, сам Автозаводский парк таковым продолжает оставаться. Именно поэтому реставрацией главных ворот парка к юбилею занималась лицензированная для проведения таких работ организация. Как рассказал в интервью «Патриотам Нижнего» и. о. директора МП «Автозаводский парк» Анатолий Пустошкин, сейчас ворота выглядят именно так, как указано в документах.

Водные «игры»

Следует сделать поправку на то, что в ноябре прошлого года постановлением правительства Нижегородской области была изменена граница территории ОКН регионального значения – Автозаводского парка культуры и отдыха. Из него был вырезан участок, на котором предполагается строительство аквапарка. Чуть позже, в декабре, глава администрации Нижнего Новгорода подписал разрешение на строительство до апреля 2016 года первой очереди аквапарка. Как в марте 2015 года в интервью информационному агентству «Нижний Новгород» заявлял директор «Корос-Аква» Андрей Дудкин, компания находится на стадии завершения получения всех необходимыми документов и в ближайшее время рассчитывает выйти на стройплощадку.

Как рассказала «Патриотам Нижнего» председатель Союза попечительских советов нижегородских парков Мария Попова, кроме того что участок в 1,7 гектара был выведен за границы ОКН, он также был выведен за границы озеленённых территорий общего пользования. «Чтобы не нарушать требования областного закона об охране озеленённых территорий, запрещающего сокращать их площадь, в зелёную зону были включены парковые озёра, и формально площадь Автозаводского парка увеличилась с 30 до более чем60 гектаров», – подчеркнула нижегородская правозащитница.

Гражданские активисты в течение последних пяти лет привлекают общественное внимание к проблеме вырубки нескольких сотен деревьев, мешающих началу строительства аквапарка. Как рассказала Мария Попова, за это время удалось собрать около десяти тысяч подписей против строительства водных аттракционов. В защиту парка регулярно проводятся митинги, последний из которых, 28 апреля, собрал на площади перед ДК ГАЗа около 900 человек. Главный тезис градозащитников абсолютно понятен: строительство водных горок – не причина для вырубки деревьев в городском парке, пусть городская и областная администрации принимают все необходимые для этого решения.

«Патриоты Нижнего» обратились за комментарием по ситуации с парком в администрацию Автозаводского района, однако там от комментария отказались, пообещав ответить на вопросы ближе к середине июня.

Анатолий Пустошкин отмечает, что с того момента, как в середине 2000-х земельные участки были отданы коммерческим структурам в аренду, МП «Автозаводский парк» не занимается благоустройством этих территорий, что, как следствие, привело к их запустению.

– Чтобы в парке не было клещей, мы ежегодно проводим акарицидную обработку. Мы заказали обработку всего парка, а потом через несколько дней провели проверку. Клещей не должно быть вообще, но нашли. Как раз на границе с территорией, где планируется аквапарк. Нам пришлось эту границу ещё раз обрабатывать, но мы туда не можем идти. Мы не можем убирать там мусор, старые деревья. Это не наша территория, – подчёркивает представитель управляющей парком организации. – Пусть они построятся – в парк пойдут больше людей. Нам интересно, чтобы это был не заброшенный участок, а развития нет.

Парк сегодня

Автозаводский парк – это, наверное, единственный крупный муниципальный парк Нижнего Новгорода, который при отсутствии вливаний из бюджета хоть как-то, но «дышит». В прошлом году выручка от работы парка составила 46,5 миллиона рублей. Большую часть этих средств, около 60 процентов, парку принесли аттракционы, ещё около 40 процентов – коммерческая деятельности на территории парка: кафе, продажа сладкой ваты и других товаров. Год от года выручка от работы парка растёт, а значит управляющая организация пусть немного, но всё-таки может вкладывать средства в развитие.

Притом что у парка имеется кредиторская задолженность, которая погашается по мере возможности, его руководству удаётся ежегодно тратить по нескольку миллионов рублей на асфальтирование дорожек, покраску заборов и балюстрад, высадку цветов, а также другие элементы благоустройства и приятные глазу мелочи. К примеру, к установке в парке готовятся новые деревянные скамейки с чугунными опорами. Средняя ежемесячная заработная плата работников МП «Автозаводский парк» с 2011 года увеличилась на 6,5 тысячи рублей и составила в 2014 году более 20 тысяч рублей.

Коммерческое распутье

Летом в парке многолюдно даже в будни. Особенно популярна зона детских аттракционов, где юные посетители могут покататься на каруселях, получить на игрушечных электромобилях первые навыки вождения, показать свою ловкость в верёвочном городке. Есть аттракционы и для старшего возраста, самый заметный среди которых – колесо обозрения.

Сейчас вся коммерческая деятельность на территории парка ведётся согласно схеме объектов нестационарной торговли. Администрация Нижнего Новгорода планирует по аналогии с парком «Швейцария» приватизировать Автозаводский парк. Преобразование в коммерческую организацию позволит руководству парка заключать договоры субаренды парковых территорий, а значит, сильно упростит привлечение инвестиций, но при этом ослабит контроль муниципалитета за принимаемыми решениями.

Вся критика, которая может быть направлена в адрес менеджмента Автозаводского парка по поводу того, что на его территории работают кафе, где продают алкоголь, или из-за того, что часть территории парка технически и морально устарела, упирается в тот факт, что из бюджета города на Автозаводский парк не выделяется ни копейки. Парк выживает и старается развиваться самостоятельно. Ситуации могла бы помочь городская программа развития парков, о которой в последнее время говорят власти. Вопрос только в том, что она конкретно будет в себя включать и с каких расходных статей придётся перенаправить средства, необходимые для приведения территорий нижегородских парков в презентабельный вид.

Источник: газета "Патриоты Нижнего"

Михаил ШТЕЙМАН, Патриоты Нижнего

Источник: Патриоты Нижнего, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.