Экология города

26.06.2015
Просмотров: 1183

Наш Нижний Новгород, расположенный на берегах двух великих рек — Волги и Оки, является крупным промышленным городом.

Жить у реки или даже маленького водоема мечтают многие. Наш Нижний Новгород, расположенный на берегах двух великих рек — Волги и Оки, является крупным промышленным городом.

Ведущие отрасли промышленности — радиоэлектроника, машиностроение и металлообработка, авто-, судо- и авиастроение, химическая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика, строительство и деревообработка. На территории города работают более 500 крупных промышленных предприятий и объединений, десятки тысяч организаций различных форм собственности. Население медленно, но растет. Все это способствует увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Какова экологическая ситуация в Нижнем Новгороде, что делается для повышения качества природной среды, какие задачи стоят перед муниципальным руководством — об этом рассказал заместитель председателя комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода Евгений ИВАНОВ на межрегиональной конференции “Экологическая безопасность как основа устойчивого развития регионов России".

Дерево за дерево

По утверждению Евгения Федоровича, экологическая обстановка в городе на протяжении последних лет остается “стабильной и в целом благоприятной".

Охрана зеленых насаждений, произрастающих на территории города, — одна из задач комитета. Процесс регулируется двумя документами. Первый — Правила проведения компенсационного озеленения — направлен на решение вопросов, связанных с восстановлением баланса озелененных территорий города посредством натурального озеленения. Второй — Методика расчета возмещения ущерба за вред, причиненный зеленым насаждениям, — определяет компенсационную стоимость зеленых насаждений. Таким образом, поднявший топор (ковш бульдозера) на дерево, платит дважды: производит компенсационное озеленение и оплачивает стоимость уничтоженных насаждений. Такая ситуация заставляет заказчиков сохранять растущие деревья в ходе проведения работ.

Специалисты комитета, как уполномоченного органа администрации города в вопросах охраны окружающей среды в Нижнем Новгороде, участвуют в экологических экспертизах объектов, которые затрагивают интересы населения. В частности, рассматривают проекты компенсационного озеленения и дают заключения, проверяют выполнение застройщиками предусмотренных проектом работ по озеленению, в том числе компенсационного.

Все под наблюдением?

По действующему законодательству, на территории страны проводится государственный мониторинг окружающей среды. Некоторые обязанности по контролю за состоянием компонентов природной среды выполняются специалистами аккредитованной испытательной лаборатории комитета. В частности, ведутся наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Для этого производится отбор проб на границах санитарно-защитных зон предприятий, автодорогах, а также по жалобам жителей города на загрязненность атмосферного воздуха. Обследование состояния малых рек и озер на территории Нижнего Новгорода, контроль за водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности, определение качества песко-соляной смеси, используемой для содержания дорог в холодное время года — все это в зоне внимания комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода.

Почему нет муниципального экологического контроля?

По словам Евгения Иванова, за последние годы права органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды были значительно ограничены, в частности, ликвидирован муниципальный экологический контроль, но обязанности по пресечению экологических нарушений никто не снимал. Для решения этой задачи комитет взаимодействует с уполномоченными государственными органами федерального и областного уровня.

В соответствии с ФЗ “Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления обязаны участвовать в сохранении и восстановлении природной среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий. В конечном итоге ОМС ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на своих территориях.

— В очередной раз, с сожалением, приходится говорить о ликвидации муниципального экологического контроля. В РФ есть муниципальный земельный контроль, муниципальный лесной, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и другие. А муниципального экологического нет. Считаю, что наиболее эффективной формой муниципального экологического управления может и должно стать участие органов местного самоуправления в осуществлении экологического контроля на подведомственных территориях.

Также считаю, что назрел вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ по восстановлению экологических фондов: федеральных, региональных, муниципальных. Бюджетные ассигнования экологического фонда, не использованные в текущем финансовом году, могут быть направлены на увеличение экологического фонда на следующий период. Это позволит муниципалитетам осуществлять среднесрочное и долгосрочное планирование и финансирование природоохранных мероприятий.

Малым рекам требуется помощь

Еще один больной вопрос — проблема городских малых рек и водоемов. Их долины являются особым элементом городского экологического каркаса. Они обладают огромным потенциалом, не только как имеющие культурное и эстетическое значение. Практически все озера и большинство рек традиционно используются жителями для активного отдыха, купания, любительского рыболовства.

— К сожалению, для всех малых рек города характерна высокая загрязненность вод, вызванная поступлением в них неочищенных ливневых стоков, самовольным строительством гаражей в водоохраной зоне, свалками бытового мусора по берегам и в руслах рек, — констатирует Евгений Иванов. — Требуется расчистка русла, реконструкция берегов, реставрация природного ландшафта. Но статья 8 Водного кодекса гласит, что водные объекты находятся в собственности РФ. Не только реки Волга и Ока, но и все малые реки и озера, расположенные на территории Нижнего Новгорода, являются федеральной собственностью. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, работы в акваториях водных объектов по очистке русел, углублению дна и другие не могут финансироваться из местных бюджетов.

Источник: газета "Курс-Н" №24 от 26.06.2015

Вера КАЛИНЫЧЕВА, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.