Велогород на Волге и Оке

24.07.2015
Просмотров: 3987

Сможет ли Нижний Новгород стать городом велосипедистов?

Информация к размышлению: в начале 70-х годов ученые-гигиенисты определяли долю загрязнений, вносимых в атмосферу автомобильным транспортом, в среднем равной 13%. В настоящее время она достигла уже 50%, а для крупных городов и промышленных центров доля автотранспорта в общем объеме загрязнения доходит до 70% и более, что создает серьезную экологическую проблему.

Казалось бы, решение проблемы очевидно: не только заменять нынешние автомобили на более экологичные, но и сокращать их количество.

Этот тренд в мире уже сформировался: в Амстердаме, например, который называют городом велосипедов и велосипедистов, они составляют практически половину всего транспортного движения в городе, а покупка автомобиля здесь облагается 50%-ным налогом, если это не гибрид. 35% всего населения Копенгагена ездит на работу на велосипедах. Активно используют велотранспорт жители Бразилии, Канады, США, Швейцарии, Испании и, конечно же, Китая.

Нижний Новгород сегодня входит в десятку российских мегаполисов с самыми крупными парками легковых автомобилей: на 1 января этого года он составлял 342 900 единиц (8-е место в стране). И проблемы, с этим связанные, мы ощущаем ежедневно.

Так сможет ли наш город стать городом велосипедистов? Об этом обозреватель еженедельника «Биржа» Игорь Становов беседует с одним из активистов городского велодвижения, директором первой в Нижнем Новгороде велостанции Леонидом Якуниным.

Живая улица — живой город

— Вы — приверженец концепции «живой улицы». В чем ее смысл?

— Концепция исходит из того, что людей нужно вернуть в состояние природного города. Есть даже такая шутка: если вдоль дороги проложен тротуар — это еще не значит, что перед нами улица. С точки зрения концепции «Живой улицы», это пространство, наполненное жизнью, где есть зелень, где есть люди, которые общаются друг с другом, но где нет повсюду проносящихся на большой скорости автомобилей. И все это создает естественную сомасштабность города человеку и ту комфортную среду, в которой он не чувствует себя песчинкой.

— Как, с точки зрения этой теории, выглядит наш город?

— Нижний Новгород обладает огромным потенциалом для того, чтобы соответствовать этим требованиям: у города замечательное географическое положение, длинные береговые линии. Но мы находимся под прессом автомобильного фанатизма, испытываем серьезные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, бесконечными пробками, когда на машине ездить просто бесполезно. При этом все осознают причины такой ситуации, но ничего не делают для того, чтобы изменить ее. Вот эти процессы мы как активисты пытаемся осмыслить и предложить горожанам некую альтернативу.

— И вы видите ее в том, чтобы пересадить хотя бы часть горожан на велосипеды?

— Вы правы, далеко не все поступят так. Но аргументы в пользу такого варианта вполне очевидны. Специфика транспортных потоков в Нижнем Новгороде такова, что все утром едут в центр, на работу, а вечером возвращаются домой, в заречную часть города. В результате мы наблюдаем ежедневые пробки на всех мостах. При этом средний пробег автомобиля, по опросам, равен 13 км, а это расстояние, которое вполне можно преодолеть на велосипеде.

Разумеется, автомобиль — это удобно, но когда временные затраты становятся значительными, а общественный транспорт проблему не решает, то человек задумывается об альтернативе. Это только кажется, что, когда ты за рулем, ты все время едешь. Светофоры, пробки, и в результате — скорость движения по городу у нас в среднем 20 км/час, что вполне соотносимо со скоростью передвижения на велосипеде. К тому же на нем легко объехать любую пробку, а если велосипед складной, то можно сесть с ним в любой общественный транспорт и проделать часть пути — получится еще быстрее.

Но велосипеды помогут решить транспортные проблемы исключительно при комплексном подходе. Нельзя уповать только на них и не решать проблемы общественного транспорта. Или не заниматься методами экономического дестимулирования использования личного автотранспорта, экологическим образованием. И если мы хотим, чтобы в нашем городе были «живые улицы», то все это наши общие задачи на ближайшие пять-десять лет, и чем больше людей присоединятся к их решению, тем лучше у нас все получится.

Мнение эксперта

Перспективы развития велотранспорта в Нижнем Новгороде и его вклад в решение городских проблем комментирует Александр Иванов, кандидат экономических наук, эксперт в области устойчивого развития.

— Велосипед, конечно, в какой-то мере способен помочь в решении транспортных проблем города, но нужно реально оценивать масштаб этой помощи. Сложно найти место для велосипедных дорожек, потому что они могут быть построены либо за счет пешеходной части улиц, либо за счет автодорог. Существуют и проблемы, связанные с климатом, потому что велосипедистам страшны не столько снег и морозы, сколько скрытый гололед. Поэтому многие не будут пересаживаться на велосипеды потому, что невозможно ездить круглый год. По моему мнению, велосипедизация в среднесрочной перспективе может привести к тому, что примерно 5% нижегородцев будут пользоваться этим видом транспорта. Это примерно 65 тысяч человек, что является солидной величиной в наших транспортных потоках.

Перспективы и реальность

Год назад, когда в Нижнем Новгороде торжественно открывали первую велодорожку, звучали обещания, что протяженность ее существенно увеличится и новые дорожки в городе появятся. Но времени с тех пор прошло уже немало, а ситуация пока не изменилась.

— В планах городских властей, насколько я знаю, — говорит Леонид Якунин, — продление этой первой рекреационной велодорожки в сторону Гребного канала, и сейчас идет поиск финансирования.

Чтобы организовать выделенную полосу для велосипедистов, нужно найти для нее пространство в условиях узких улиц старого города. Это около метра для движения в одну сторону, а для двустороннего движения необходимо уже 2–2,5 м, то есть практически полноценная полоса дороги. А теперь представьте, что из‑за сезонности эта выделенная полоса будет пустовать с ноября по март, а автомобилисты будут сходить с ума в поисках парковочных мест.

Пока число велосипедистов, хотя оно и растет год от года, не достигло критической массы, нет аргументов, чтобы требовать строительства специальных дорожек для них в центре А для того, чтобы это произошло, в городе должно начаться системное велодвижение, хотя бы в летний период.

Дорожки и не только

Понятие «велоструктура» включает в себя не только строительство специальных дорожек и организацию движения по ним, но и создание целой сервисной сети для велосипедистов. Около года назад в Нижнем Новгороде начала работу первая велостанция. Леонид Якунин был одним из ее создателей, а сейчас работает ее директором. Начинали с услуг достаточно традиционных, но востребованных: прокат, ремонт, хранение велосипедов, но вскоре поняли, что требуется сделать следующий шаг.

— На сегодня главное наше достижение — первая велопарковка длительного хранения, которая открыта неподалеку от станции метро «Горьковская», — рассказывает Леонид Якунин. — Место выбрано не случайно: если человек добирается, например, из заречной части города к месту работы, то ему удобнее совмещать несколько видов транспорта: часть пути проделать на метро, а потом пересесть на велосипед, чтобы передвигаться по центру.

Парковка должна быть местом, где можно не просто оставить велосипед, но и получить гарантии безопасности вашего имущества. Увы, даже в городах с развитой велоструктурой процент краж тоже высок, но там в ответ на это люди стали использовать велосипеды достаточно простые по конструкции, не слишком дорогие, похожие друг на друга, но отлично выполняющие свою роль. У нас пока ездят на велосипедах не только плохо приспособленных для городских условий, но и, к тому же, дорогих, что увеличивает риск кражи.

Так мы пришли к проблеме безопасного хранения велосипедов в точках притяжения. И столкнулись с парадоксальным явлением: многие крупные деловые и торговые центры по своей инициативе оборудуют места для велостоянки, но при это вывешивают табличку: «Администрация за оставленные велосипеды ответственности не несет». Это же глупо — зачем же тогда ставить парковку, которая к тому же, как правило, вся просматривается камерами? Приходится убеждать владельцев таких центров, что в их же собственных интересах поставить табличку: «Парковка под видеонаблюдением». От хозяина здания это не потребует дополнительных усилий и затрат, а велосипедисту будет как минимум спокойнее от того, что в случае эксцесса он сможет получить запись с камер, поэтому и поедет в такой ТЦ охотнее.

Первая такая велопарковка с видеонаблюдением уже появилась в Нижнем Новгороде этим летом у главного корпуса Высшей школы экономики. Этот вуз первым поддержал нашу идею и предоставил возможности своей аппаратуры видеонаблюдения. Так что появилась надежда, что проект может осуществиться. Со временем мы обязательно создадим специальную велокарту нашего города, на которой будут отмечены все парковки с видеонаблюдением, они будут отмечены особыми значками с номерами и адресами. Так что надеемся, в ближайшее время такие парковки появятся возле большинства вузов, общественных зданий и торговых центров города.

— Мы не раз в разговоре упоминали слово «велосообщество». А кто эти люди?

— Это трудно формализуемое понятие. Ведь никто не проводил специальных исследований — кто, куда и зачем едет. Но мы видим, что в городе становится все больше велосипедистов, по вечерам люди катаются семьями, компаниями. По собственному опыту знаю, это дает прекрасные ощущения: ты испытываешь все то же самое, что и при пешей прогулке, но у тебя словно вырастают крылья. Когда человек садится на велосипед, у него происходят определенные перемены в сознании: городская среда начинает казаться комфортнее, а если в чем-то она не вполне его устраивает, он готов с этим справиться.

Велосипед воспитывает умение искать альтернативу слабости духа человека в автомобиле, не желающего сделать лишнего шага. И когда человек, которому до магазина три километра, пренебрегает собственным удобством и отправляется туда не в авто, а на велосипеде и думает при этом об окружающей среде и о том, что рядом с ним множество людей делают тот же выбор и все вместе они меняют окружающий мир, это и есть, на мой взгляд, велокультура, которую формируем мы сами.

У нас в Нижнем велосообщество очень активное. В городе существует замечательный велоклуб, который готовит тех, кто любит этот спорт, помогает им приспособиться к условиям города. У нас есть прекрасный опыт — велопробег «Дорога Минина». Это отлично организованная ежегодная акция, она создает максимально комфортные условия для участников. И мы думаем о том, как перенести этот опыт и на организацию постоянного велодвижения в городе. Городское велосообщество налаживает сотрудничество с другими городами России и мира, чтобы иметь возможность сравнивать свои усилия и достижения и учиться друг у друга. Так что у меня есть надежда, что Нижний Новгород со временем займет достойное место среди велосипедных городов.

Источник: Биржа № 26 от 21 Июля 2015

Игорь Становов, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.