Непаханое поле Бразилии

27.07.2015
Просмотров: 2950

...может стать уникальной бизнес-нишей.

Не так давно в России прошел саммит стран БРИКС, где одним из ключевых игроков является Бразилия. Отталкиваясь от этого события, «Деловая газета «НП» решила выяснить, каковы же шансы нижегородского бизнесавыйти на бразильский рынок со своей продукцией и технологиями. Об особенностях ведения бизнеса в этой латиноамериканской стране мы побеседовали с нашим экспертом — генеральным директором Центра бизнес-практики «Лидер», руководителем «РИЦ — Нижегородская область» Галиной КУДРЯВЦЕВОЙ, которая побывала в Бразилии в составе бизнес-миссии нижегородских предпринимателей.

В чём интерес?

По словам Галины Кудрявцевой, у нижегородского бизнеса, безусловно, есть возможность «зацепиться» за бразильский рынок.

— Если посмотреть на карту Бразилии, мы увидим, что у страны достаточно длинная береговая линия, а также очень много малых рек, — рассказывает она. — Соответственно, там есть интерес к нашим судостроительным компаниям, коих на территории Нижегородской области достаточно. В первую очередь — к малому судостроению. Интересен также бизнес, специализирующийся на модернизации портов. Этот процесс как раз сейчас идёт в Бразилии.

Другое перспективное направление — добыча и переработка полезных ископаемых. Бразилия обладает достаточно широким спектром сырьевых ресурсов. Соответственно, стране нужны машины, оборудование для их добычи и переработки. Бразильцев вполне могло бы заинтересовать и сотрудничество с нашими предприятиями — производителями автокомпонентов.

Поскольку Бразилия — крупный сельхозпроизводитель, ей нужны современные технологии для переработки пищевой продукции, сельхозтехника, удобрения. Проблема та же: далековато мы друг от друга находимся, транспортировка обойдётся недёшево.

Бразильцы весьма сильны в банковских технологиях. Россия им интересна как страна, которая поможет обеспечить безопасность и защиту в этой сфере своими информационными технологиями.

Экспортные шансы

— Прежде чем принять решение «делать бизнес в Бразилии», деловым людям надо поинтересоваться, а нужен ли вообще их продукт в этой стране, — считает наш эксперт. — Есть вещи, которые лежат на поверхности, но есть и моменты, которые требуют исследования. Если нижегородская компания уверена, что ее продукция найдёт своего потребителя в Бразилии, значит, надо искать «точку входа». В частности, такой точкой может быть «Региональный интегрированный центр — Нижегородская область». Для начала мы просим нашего клиента заполнить анкету, которая содержит большое количество вопросов. В частности, нужно описать предлагаемый продукт, потенциального партнёра, которому можно его предложить, тип партнёрства, указать, каким образом защищена интеллектуальная собственность. Ответы на эти вопросы позволят самой компании разложить всё по полочкам, а для нас это способ помочь составить эффективное предложение по технологическому или бизнес-сотрудничеству. Готовое предложение мы выкладываем в информационную систему Европейской сети поддержки предпринимательства — EEN, в которую входят 60 стран мира, а «РИЦ — Нижегородская область» является её региональным партнёром. Бразилия тоже входит в число стран, где работает эта система по поиску деловых партнёров. Если предложение составлено хорошо, то на него будут отклики и это даст компании возможность реализовать свои экспортные шансы в Бразилии.

Проблему для налаживания экономических отношений создают достаточно большие транспортные издержки.

Не надо забывать, что там работает Торгпредство России, куда мы тоже обращались за помощью в подборе потенциальных партнёров. Кроме того, обращаемся и в соответствующие структуры, имеющие связь с компаниями нужного для сотрудничества профиля.

Специфика Бразилии в том, что это достаточно закрытая страна для стороннего бизнеса. Простой пример — закупочные конкурсы. Если иностранец хочет войти в рынок, он должен предложить цену на свою продукцию или услугу как минимум на 20 процентов дешевле, поскольку приоритет в этих конкурсах в открытую отдаётся бразильским фирмам. И это совершенно осознанная политика.

По опыту российских компаний, которые пытались туда зайти, можно сделать вывод: в первую очередь необходимо найти бразильского партнёра и заходить вместе в ним. Подойдут наши бывшие соотечественники, которые уже достаточно долгое время живут и работают в этой стране. Ещё вариант — совместные предприятия.

Особенности менталитета

— Настраиваясь на бизнес-сотрудничество, следует учитывать и менталитет бразильцев, — делится впечатлениями Галина Кудрявцева. — Они живут, никуда не торопясь. При этом очень эмоциональные. При встрече похлопать незнакомого человека по плечу, приобнять — это нормальное явление даже для деловых переговоров. Невидимую грань в общении они быстро переходят, что не позволяют себе европейцы. А вот пунктуальностью не отличаются. В одной из компаний нижегородская делегация прождала хозяев около полутора часов, несмотря на то, что время встречи было оговорено заранее. Но вдруг им срочно потребовалось провести своё внутреннее совещание, а в ходе самих переговоров прерваться на телефонный разговор — это в порядке вещей. Позиция такая: если вы приехали и вам это надо, подождёте.

Что касается дресс-кода во время деловых переговоров в Бразилии, то тут, как и в Европе, вольности непозволительны. Даже в жару 30 градусов и более — только тёмный деловой костюм. Причём как для мужчин, так и для женщин.

Найти свою нишу

Остаётся добавить, что за последние два года импорт из Бразилии в Россию вырос, а вот экспорт, к большому сожалению, сокращается. Рост ввоза товаров в нашу страну связан со смещением импорта с Запада на Восток, из Европы — в Азию и Латинскую Америку. Что касается падения экспорта, то тут дело не в конкретно взятой Бразилии: это общая тенденция, которая просматривается в последнее время. Вообще, товарооборот между нашими странами пока очень мал. Из Нижегородской области самые большие поставки в Бразилию приходятся на газетную бумагу, в меньших объёмах — на органические химические продукты.

…В составе бизнес-миссии в Бразилию ездили представители нижегородских компаний в области судостроения, автомобилестроения, водоочистки. Пообщались хорошо, нашли точки сближения. Однако финансовый кризис в значительной степени затормозил бразильско-нижегородское сотрудничество из-за недостатка оборотных средств у наших бизнесменов. Но это отнюдь не говорит о том, что деятельность в данном направлении не имеет перспектив. Потенциал стран Латинской Америки в целом очень велик, тут просматривается непаханое поле деятельности. И всё же надо отдавать себе отчёт: чтобы закрепиться в Бразилии, нужно найти уникальную рыночную нишу. А сделать это непросто, поскольку экономика страны развита достаточно сильно. Но уж если эта ниша будет найдена, тогда не страшны ни расстояние, ни бразильский менталитет.

Олег Папилов, Нижегородская правда

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.