Нижегородский кинопрокат: борьба за зрителя

06.10.2015
Просмотров: 1902

Отечественный кинопрокат за свою более чем столетнюю историю знавал взлеты и падения, времена небывалого расцвета и безоговорочного крушения.

Отечественный кинопрокат за свою более чем столетнюю историю знавал взлеты и падения, времена небывалого расцвета и безоговорочного крушения. За последние 20 лет отрасль прошла тернистый путь от тотальной разрухи к возрождению.

Но борьба за зрителя с годами становится все жестче.

Больше, чем кино

В советские времена кино в Союзе было больше, чем кино. Железный занавес и отсутствие развитой инфраструктуры досуга придавали ему едва ли не культовый статус. Если не брать в расчет стариков и младенцев, люди в среднем посещали кинотеатры по 40–50 раз в год. В рекордном 1971 году количество проданных билетов в СССР достигло почти пяти миллиардов, и по этому показателю тогда мы были абсолютными чемпионами мира.

Кинопрокат был всесилен, его доходы позволяли затыкать любые бюджетные дыры. Известна масса историй, когда регионам не хватало денег на выплаты врачам или учителям. В таких случаях было достаточно заказать десяток копий популярных в народе фильмов и раскидать их по нескольким кинотеатрам. Финансовые бреши мгновенно латались!

Фокус заключался еще и в том, что половина доходов от кинопроката оставалась у местной власти. Это были настоящие живые деньги — согласно современной терминологии, «кэш», а не какие-то бюджетные ассигнования или виртуальная безналичка. Поэтому региональное начальство было кровно заинтересовано в развитии кинотеатральной сети. Типовые огромные «восьмисотники» и «тысячники» старались построить в каждом крупном «спальном» районе. И к ним не зарастала народная тропа вплоть до второй половины 1980-х, когда отлаженная система советского кинопроката начала рушиться, как карточный домик.

Крах системы

Времена благоденствия сыграли с отечественным кинопрокатом злую шутку. Западные прокатчики, отбивая атаки телевидения (начиная с 1950-х годов) и видео (на рубеже 1970–1980-х), боролись за зрителя, совершенствуя киносеть, открывая мультикомплексы и оснащая их по последнему слову техники.

А наши почивали на лаврах — с теми же «гробами»-проекторами, пляшущей на стыках «картинкой», двухканальным доисторическим звуком, дырявыми экранами и убогими залами с переломанными креслами.

Есть такой хрестоматийный пример из конца 1990-х. Когда бригада Джеймса Кэмерона приехала в Калининград готовить премьеру «Титаника» — во исполнение обещания, данного морякам «Мстислава Келдыша», — и им показали лучший в городе кинозал, у американцев, говорят, челюсть отвисла. Это как если бы современный тинейджер вместо привычного плазменного телевизора увидел реликтовый «КВН» с линзой, предназначение которой для него так бы и осталось загадкой. Та премьера прошла на «ура». Американцы выписали аппаратуру из дома, а нашу хотели прибрать к рукам в качестве редкого музейного экспоната из далекого прошлого.

В общем, когда рухнул железный занавес и до нас докатились раскаты VHS-революции, вызвав оголтелый видеобум, кинотеатрам крыть было нечем. К 1993 году их посещаемость обвалилась до двух кинопоходов в год на человека. Причем в Нижнем Новгороде этот показатель был еще ниже, ибо у нас, как нигде, процветала пиратская демонстрация голливудской продукции по ТВ.

Из десятков кинотеатров и залов в Домах культуры в Нижнем де-юре сохранили профиль только 12. Де-факто же и они от показа фильмов практически ничего не получали, уповая на какие-нибудь там дискотеки или валяясь в ногах у арендаторов.

Ренессанс

К счастью, для возрождения кинопроката из руин нам не нужно было изобретать велосипед. Все уже было придумано за нас: мультикомплексы, «цифровые» технологии, «архитектура» акустики, атмосфера комфорта, сопутствующие развлечения — все то, на фоне чего домашние видеопросмотры оборачивались ущербным занятием.

На пересменке тысячелетий в стране взялись за активную модернизацию старых кинотеатров, потом пошли в рост мультикомплексы в торговых центрах. С 2002 года посещаемость кинотеатров начала прирастать, с середины 2000-х — достаточно бойкими темпами. Если в 2007 году по всей стране было продано 87 млн билетов, то в 2014-м — уже 190,5 млн.

В Нижнем Новгороде в настоящее время работает десять современных кинотеатров, оснащенных всеми должными технологиями. В ближайшее время планируются к открытию еще два — в торговых центрах «Небо» и «Жар-птица».

Львиную долю рынка контролируют две кинотеатральные сети. Федеральная — «Синема парк», которой принадлежат мультикомплексы в ТРЦ «Фантастика» и «Седьмое небо». И региональная — «Империя грез», которая представлена кинотеатрами «Октябрь», «Сормовский», «Мир», «Электрон», «Империя грез Индиго» и «Восторг» (Кстово).

О том, как и чем живут нижегородские кинотеатры в нынешнее непростое время, мы поговорили с директором сети кинотеатров «Империя грез» Евгением Кузнецовым и заместителем директора по рекламе сети кинотеатров «Синема парк» в Нижнем Новгороде Михаилом Набаловым.

Евгений Кузнецов, Директор сети кинотеатров «Империя грез»:

— Кино — один из самых недорогих и демократичных видов досуга. Билет в 200–300 рублей не слишком обременителен для семейного бюджета. Поэтому кризис 2008—2009 годов кинопрокат пережил без потрясений, более того — в нашей отрасли наблюдался подъем.

Однако нынешняя ситуация больнее ударила по населению, вызвав впервые за долгое время отток зрителей из кинозалов. Сеть «Империя грез» за первые восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го потеряла 8% валовых сборов. Спад посещаемости тянет за собой снижение доходов от сопутствующих боулинга, бильярда, точек общепита. Есть и отток арендаторов.

— Ко всем прочим проблемам Минкульт по поручению Дмитрия Медведева сейчас рассматривает возможность введения НДС на билеты на иностранные фильмы. Как вы к этому относитесь?

— Отрицательно! Идея введения НДС на прокат зарубежного кино продвигается под лозунгом «Хватит дотировать Голливуд!» Дескать, при новом налоге западному кино на нашем рынке станет менее комфортно, от чего выиграет отечественный производитель. Но на деле все это приведет лишь к одному — повышению цен на билеты.

Если же говорить о дотировании, то это, скорее, не к нам, а к Российскому авторскому обществу, которое, вместо того чтобы сосредоточиться на поддержке российских авторов, целенаправленно заключает договора с голливудскими компаниями, рассчитываясь с ними за счет налоговых поступлений от нашего кинопроката.

— В последнее время с карты города исчезло несколько одно- и двухзальных кинотеатров («Спутник», «Импульс», «Канавинский»). В вашей сети таковых нынче четыре («Октябрь», «Сормовский», «Мир», «Электрон»). Как вы думаете, в обозримой или отдаленной перспективе они обречены?

— На данный момент это загадка — что будет дальше с такими кинотеатрами. Если раньше люди часто использовали кино в качестве приложения к шопингу в крупных торговых центрах, то сейчас лишние покупки может позволить себе далеко не каждый. Поэтому зритель стал чаще посещать кинотеатры в шаговой доступности от дома. Если брать нашу сеть, то на фоне общего спада единственный кинотеатр, который в плюсе и по количеству зрителей, и по сборам, — однозальный «Электрон» на проспекте Гагарина.

— А «Октябрь», тем не менее, собираетесь сносить...

— «Октябрь» — кинотеатр с историей, и об этом сейчас много разговоров. Но, понимаете, любой бизнес нацелен на стабильный доход. А «Октябрь» крутится вокруг «нуля» или небольшого плюса. Посещаемость оставляет желать много лучшего.

Это большой объект площадью более двух тысяч квадратных метров, который требует немалых средств на содержание. Мы не можем позволить себе запустить это здание, доведя его до плачевного состояния, превратив в некое бельмо в центре города с облезлыми стенами и «плачущими» окнами. Поэтому и было принято такое решение.

— В качестве, так сказать, компенсации в ТРЦ «Небо» откроется новый кинотеатр «Империи грез».

— Да. Это будет восьмизальный кинотеатр, который в перспективе может стать десятизальным, место для этого есть. При кинотеатре планируется развлекательная площадка с боулингом на десять дорожек, кафе и т. д.

— Помнится, предполагалось, что один из залов там будет формата IMAX...

— У нас был подписан с IMAX предварительный эксклюзивный договор. Но строительство ТРЦ «Небо», как известно, было заморожено. Зал IMAX открыли в ТРЦ «Седьмое небо». А по внутрикорпоративным правилам IMAX, их залы должны располагаться не ближе чем в шести километрах друг от друга.

Так что официально в ТРЦ «Небо» IMAX-формата не будет. Но тот зал, что возводился в рамках договора, ничем от него не отличается — те же размеры зала и площадь экрана, то же проектное оборудование Christie, одно из самых дорогих в мире.

Михаил Набалов, Замдиректора по рекламе сети кинотеатров «Синема парк» в Нижнем Новгороде:

— Если сравнивать с 2014 годом, то наша сеть в Нижнем Новгороде демонстрирует в большей степени положительную динамику. Два кинотеатра «Синема парк» дают 55% от всей выручки нижегородского кинопроката.

Конечно, сейчас удерживать старых клиентов и привлекать новых становится все сложнее. Банально посмотреть кино можно и дома на большом плазменном экране. Поэтому кинотеатры сегодня — это в большей степени атмосфера, место для комфортного общения и заряда положительными эмоциями, а не просто площадка для демонстрации кино.

Еще один ключевой момент в борьбе за зрителя — новые форматы кинопроката. Наша сеть, например, устраивает марафоны популярных франшиз, которые люди могут посмотреть с первой до последней части. А на десерт — новая серия, которую только у нас можно увидеть за сутки, а то и за неделю до общероссийской премьеры, во многом благодаря наличию у нас единственного в городе зала IMAX.

— А как привлечь тех, кто в кино вовсе не ходит?

— Один из вариантов, который мы практикуем, — демонстрации на широких экранах масштабных концертных шоу мировых знаменитостей, которые привлекают не столько киноманов, сколько именно тех, кто в кинотеатры обычно не ходит.

— Российские картины в массе своей по-прежнему приносят одни убытки...

— Основная часть нынешней аудитории кинотеатров выросла в 1990-е годы, когда отечественный кинопрокат пребывал в полной разрухе. Это поколение воспитывалось на голливудских блокбастерах, и переориентировать его на российские картины сейчас крайне сложно. Не готово оно платить за наши фильмы, сколько бы денег ни вкладывали в их производство и продвижение. Сейчас снимается масса отечественных картин, но лишь единицы выстреливают так, чтобы люди ходили на них в массовом порядке.

Ситуация изменится, но не раньше чем через пять-шесть лет, когда основную часть аудитории будут представлять те, кто вырос при возрождении российской киноиндустрии.

— Есть ли планы по расширению сети «Синема парк» в Нижнем Новгороде?

— После ввода в эксплуатацию новых многозальников в ТРЦ «Небо» и ТРЦ «Жар-птица» на площади Советской верхняя часть города, на мой взгляд, будет перегружена кинотеатрами. Однако «Синема парк» не исключает возможности расширения своего присутствия в Нижнем Новгороде. Свободные ниши все равно будут возникать. И если не мы, то их займут другие.

Источник: Биржа № 37 от 6 Октября 2015

Андрей Гусев, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.