Страну спасают от топливного кризиса

27.10.2015
Просмотров: 2596

С 1 января 2016 года у нас планировали запретить продажу бензина и солярки экологического стандарта ниже «Евро-5».

Дело в том, что с 1 января 2016 года у нас планировали запретить продажу бензина и солярки экологического стандарта ниже «Евро-5». Что, по оценке Минэнерго, привело бы к масштабному топливному кризису из‑за недостачи почти четырех миллионов тонн топлива на внутреннем рынке (цифра сопоставима со всеми экспортными поставками горючего из РФ в 2015 году).

Представители нефтеперерабатывающей отрасли обратились к правительству с просьбой заморозить ввод норм «Евро-5» на два года, обосновав это технологической отсталостью большинства отечественных НПЗ и экономическим кризисом.

Просьбу удовлетворили, но лишь частично. На прошедшем в середине октября правительственном совещании по развитию нефтепереработки действие экологического стандарта на топливо «Евро-4» продлили только на полгода — до 1 июля 2016-го. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, которые приводит ТАСС, в случае необходимости ведомство может инициировать продление использования старого стандарта и после 1 июля.

Актуальность проблемы ярко иллюстрирует недавний визит председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на открытие нового современного НПЗ в Кстово.

Ограничение экспорта

Вместе с тем отсрочку «обменяют» на временное ограничение экспорта топлива за пределы страны. Сейчас ведутся соответствующие переговоры с представителями нефтяных компаний по этому вопросу.

Планируется, что в 2016 году отечественные нефтяные компании обяжут направить на внутренний рынок страны 95% произведенного ими бензина и 52,5% дизтоплива.

Топливо может подорожать

С одной стороны отсрочка на руку нефтяникам, им не придется быстро вкладывать деньги в реконструкцию старых НПЗ. С другой — выпадающие доходы от экспорта, ведь топливо в Европе стоит дороже. К тому же, в Минэнерго обсуждают возможность повысить акцизы на производство бензина и дизеля 4-го экологического класса. По задумке Министерства энергетики, такие шаги простимулируют нефтяников инвестировать в новое оборудование.

Спорить с этим сложно. Как и с тем, что экспортные потери, повышение акцизов и технологические затраты нефтяников подстегнут рост цен на горючее в России.

Кстати, работа над повышением качества топлива с помощью налогового пресса ведется не первый год. С 2009-го была увеличена ставка акциза на прямогонный бензин, с 2011-го бензин «Евро-4» облагался более высоким акцизом, чем «Евро-5». Начиная с тех времен топливо в нашей стране дорожало особенно заметно. Даже при том, что в последние годы мировые цены на нефть падали… Да, не стоит забывать и о ценах на нефть, падение которых на мировых рынках обычно отзывается подорожанием топлива внутри страны. Компенсировать потери надо всем.

Моторы современные, топливо — нет

Сегодня в России разрешено производить и продавать горючее классов «Евро-4» и «Евро-5», что связано с нормами по токсичности выхлопа моторов, действующими в нашей стране. Производимые в РФ моторы должны соответствовать нормам стандарта «Евро-4», а ввозимые — нормам «Евро-5».

Кстати, автомобильная промышленность уже готова в сжатые сроки наладить выпуск моторов и стандарта «Евро-6». Но низкое качество отечественного бензина и дизеля делает их выпуск бессмысленным. Не соответствующее стандарту мотора топливо ухудшит его показатели и способно быстро загубить двигатель.

Именно поэтому зарубежные производители не торопятся ввозить в нашу страну большинство дизельных вариаций своего модельного ряда. Ведь для дизельного мотора качество солярки особенно критично.

Белоруссия не поможет

Топливный кризис мог разразиться еще в начале этого года, когда в стране запретили продажу топлива стандарта «Евро-3». Этот момент совпал со значительной девальвацией рубля, из‑за которой Белоруссия (один из основных импортеров качественного горючего в РФ) отказалась поставлять бензин в Россию, переориентировав поставки на Европу.

Тогда скандала удалось избежать — с белорусами договорились. Но назревающий сейчас дефицит топлива «Евро-5» более масштабный, и даже Белоруссии с ним не справиться.

Прецедент уже был

Скорее всего, решение о долгосрочном продлении действия стандарта «Евро-4» все-таки примут. Полгода уже дали, еще полгода — официально считают возможным.

К тому же в 2008 году из‑за неготовности нефтеперерабатывающей отрасли на два года уже откладывали переход на топливо стандарта «Евро-3».

Напомним, изначально планировалось введение третьего стандарта с 1 января 2009 года, «Евро-4» — с 2010 года, а «Евро-5» должен был появиться на отечественных бензоколонках уже с начала текущего года.

Резюме

Ситуация складывается таким образом, что рост цен на бензин неизбежен. А владельцам современных иностранных машин по-прежнему придется мириться с преждевременным износом мотора и низкой динамикой авто, а в худшем случае заниматься дорогостоящим ремонтом двигателя.

Источник: Биржа № 40 от 27 Октября 2015

Иван Лапырин, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.