Сколько стоит жизнь?

17.11.2015
Просмотров: 2474

Трагедия в небе над Синаем потрясла весь мир — в один миг катастрофа унесла жизни 224 пассажиров. А сколько людей ежедневно гибнет под колесами поездов, в ДТП на дорогах страны!

По статистике, ежедневно в России происходит от 10 до 30 ДТП с человеческими жертвами, под колесами поездов гибнут и получают травмы 5–10 человек.

Кто защитит пассажиров? Как на самом деле получают компенсации жертвы ДТП и катастроф? Кто возместит

ущерб пострадавшим на транспорте и дорогах страны? Об этом наш разговор с Ириной Фаст, адвокатом компании «Гражданские компенсации» — экспертом в делах по возмещению вреда жизни и здоровью. Символично, что беседа состоялась в канун Всемирного дня жертв ДТП.

Кто виноват?

— Насколько с правовой точки зрения защищен человек, садящийся в самолет, корабль, поезд или автобус?

— Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение общего вреда здоровью и жизни, причем независимо от вины владельца транспортного средства. Пострадавшие или родственники погибших имеют право на ежемесячные и единовременные выплаты, компенсацию расходов на лечение и других дополнительных трат, в том числе и на погребение, а также на компенсацию морального вреда.

При авиа-, водных и железнодорожных катастрофах, авариях на общественном транспорте пострадавшие пассажиры могут получить компенсацию до 2 млн рублей, иждивенцы и близкие родственники погибших пассажиров могут рассчитывать на выплаты в размере 2 млн рублей. Если ответственность застрахована, вред возмещает страховая. Все, что не покрывается страховой выплатой, должен компенсировать перевозчик. Если предприятие оказалось неплатежеспособным и признано банкротом, то обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью возлагаются на государство и выплачиваются из федерального бюджета. Помимо предусмотренных действующими законами выплат органы местного самоуправления и Правительство РФ могут принять решение о дополнительных компенсациях, но это происходит в «ручном режиме», и размер таких компенсаций законодательно не определен.

— Это на бумаге. А как в реальности перевозчики выплачивают компенсации жертвам ДТП и катастроф? В СМИ мы встречаем сообщения, что близкие жертв авиакатастрофы разбившегося в Египте лайнера А321 пытаются отстаивать право на выплаты в суде…

— Честно говоря, как будут выплачиваться компенсации, зависит от политического вектора: насколько громкая ситуация произошла, освещена ли в СМИ, кто несет ответственность — страховая компания или перевозчик. Транспортные компании ведут себя по-разному. Многое зависит от порядочности отдельно взятого руководителя.

Часто дело переходит в суд — к сожалению, ни железная дорога, ни автопредприятия не спешат выплачивать компенсации добровольно, более того, пытаются снизить размер выплат. Виновники объясняют это финансовыми правилами и необходимостью иметь решение суда для выплаты компенсации.

Если ответственность застрахована, то выплаты будут производиться по Правилам страхования, действующим в конкретной компании. Как правило, страховщики выплачивают такие компенсации добровольно, нужно лишь проконтролировать размер таких выплат.

Некоторым родственникам погибших пассажиров в лайнере А321 действительно приходится отстаивать право на выплаты в суде. Они получили отказ от страховой. По статье 117 Воздушного кодекса РФ, перевозчик обязан возместить нанесенный вред, причиненный при воздушной перевозке жизни пассажира, родителям, супругу, детям погибшего — это выплаты по потере кормильца. Если у него не было самостоятельного дохода, компенсацию получают те, у кого он был на иждивении. Размер выплат — 2 млн рублей. Среди лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, российское законодательство называет нетрудоспособных, состоящих на иждивении. Это могут быть бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры. В основном, споры возникают о размере ежемесячных выплат, установлении юридических фактов, например, иждивения.

Что видит суд?

— Транспортные компании не хотят выплачивать компенсации, но ведь их вина очевидна — человек пострадал. Значит, отстоять свое право на выплаты в суде будет легко?

— Что касается наших судов, то здесь и просто, и сложно защитить свои права. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства и сам судебный процесс не представляет особых сложностей. Самая большая трудность — это размер компенсаций, о котором постоянно возникают споры. По российскому законодательству, объем возмещения не ограничен верхним пределом, но его нужно доказать. Если речь идет об иждивенцах, то нужно доказать право на выплату максимального размера повременных платежей, собрать для этого справки и другие доказательства. Здесь есть очень много тонкостей и нюансов. Можно назначить 2000 рублей в месяц, а можно 20 000 рублей. А это выплаты надолго, иногда пожизненные. Разумеется, в данном случае важна квалификация юриста, который представляет интересы пострадавшей стороны, потому что назначенные однажды суммы изменить уже нельзя.

Например, суд постановил выплатить родственникам погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года под Иркутском более 500 тысяч рублей. При этом основная часть семей по мировому соглашению с авиаперевозчиком получила от 100 до 300 тыс. рублей.

С другой стороны, в испанском суде рассматривался иск россиян — родственников 30 детей, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером. Ответчики — американская компания — производитель оборудования предупреждения столкновения, установленного на борту самолета, и компания, осуществляющая надзор за соответствием этого оборудования. Суд определил размер вины этих компаний в 20% и взыскал компенсацию почти 350 тысяч долларов за каждого погибшего. Полагаю, вряд ли истцы смогли бы добиться подобного возмещения в российском суде, предъявив иск авиакомпании.

Показательные дела

— Когда произошла беда и человек получил травмы или катастрофа унесла жизнь близкого человека, встает вопрос о возмещении морального вреда. Как на практике оценивают душевную травму человека?

— Размер компенсации морального вреда — это особая тема. Его определяет только судья по своему усмотрению. Порой понимание судом требований разумности и справедливости вызывает неимоверное чувство унижения у пострадавших. Посудите сами: суд может оценить моральный вред за гибель ребенка, родителя, супруга в 50 тысяч рублей (таких примеров — тысячи).

Существует много мировых исследований на тему стоимости жизни среднестатистического человека. Так, жизнь среднего американца оценивается в сумму от 3 до 7 млн долларов, в рекомендации Евросоюза значится сумма около 1 млн евро. В России нет официально признанного понятия стоимости жизни, но даже сами россияне, по результатам опросов и исследований, оценивают свою жизнь не очень высоко — от 3 до 7 млн рублей.

Транспортные компании активно защищают низкие размеры компенсации морального вреда, потому что намного выгоднее платить мизерные суммы, чем вкладывать миллионы в безопасность. Факты, представленные в СМИ, — взысканные миллионы за моральный вред — это единичные дела, так сказать, показательные. Основные цифры колеблются в диапазоне от 50 до 300 тысяч рублей, а средняя величина — около 100 тысяч. Говорить о том, что это справедливая компенсация, — по меньшей мере, кощунственно.

Поэтому, несмотря на провозглашенную в Конституции высшую ценность человеческой жизни, на практике человеческая жизнь может «стоить» меньше оскорбленного достоинства депутата.

Не бойтесь отстоять свои права!

— Авиакатастрофа — ЧП, явление страшное, но редкое. Гораздо чаще люди получают травмы в общественном транспорте, погибают под колесами автобусов и поездов. С какими сложностями сталкиваются пострадавшие, отстаивая свое право на выплаты, когда нет такого пристального внимания к их беде со стороны властей и СМИ?

— Самая большая сложность для пострадавшего — это понять, что он имеет законное право требовать возмещение. Не секрет, что из общего количества пострадавших, имеющих право на выплаты, обращаются за ними и отстаивают свои права далеко не все. Людям страшно идти в суд, страшно проиграть, но страхи эти сильно преувеличены. Зачастую люди даже не знают, что им положена дополнительная компенсация помимо пенсии от государства. Основная сложность — найти грамотного юриста, который действительно разбирается в таких вопросах и избавит человека от хождений по инстанциям. Не секрет, что судебная система у нас не очень приветливо относится к людям, не имеющим специальных юридических знаний. Это объясняется огромной нагрузкой, которую несут судьи, и элементарным отсутствием времени. Поэтому моя рекомендация — не заниматься самозащитой, предельно внимательно проверить опыт юриста по данной категории дел, смело спросить рекомендации и не доверять знакомому юристу или родственнику, а доверять профессионалу. В таких делах, как у врачей, — неверный диагноз и лечение могут привести к фатальным последствиям.

— Порой жертвы аварий и не знают, что им положены компенсации, близкие даже не догадываются, что многого недополучили. Есть ли срок для взыскания компенсаций?

— Сроки давности по этой категории дел отсутствуют. У меня в практике было много случаев взыскания выплат в счет возмещения вреда здоровью за травмы, полученные людьми в 1940—1950 годах от наезда трамвая, поезда. Но тянуть не нужно, потому что задолженность за прошлое время можно вернуть только за три последних года до обращения в суд с иском. Компенсация морального вреда по неписаным правилам также будет тем меньше, чем более давний случай: считается, что страдания притупляются со временем и соответственно оцениваются ниже. Также могут возникнуть сложности со сбором доказательств — документы хранятся не вечно, многое просто теряется со временем, и дело вести становится сложнее.

Источник: Биржа № 43 от 17 Ноября 2015

Алиса Зорина, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.