​Равнение на пассажира

17.05.2016
Просмотров: 4622

Пассажиры в целом высоко оценивают качество услуг РЖД. Но при этом все более существенную конкуренцию поездам оказывает автотранспорт.

Пассажиры в целом высоко оценивают качество услуг РЖД. Но при этом все более существенную конкуренцию поездам оказывает автотранспорт.

В январе—апреле 2016 года Горьковской железной дорогой перевезено 12,1 млн пассажиров, что на 0,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этого количества в поездах дальнего следования отправлено 2,1 млн человек (+0,2% к аналогичному периоду 2015 года), а поездами пригородного сообщения воспользовались 10 млн пассажиров (на 0,1% выше, чем в январе—апреле 2015 года).

Схожая ситуация наблюдается во многих субъектах Федерации, однако на этом фоне отмечается резкий взлет популярности т. н. “дневных экспрессов”. Эту программу Федеральная пассажирская компания реализует с 2012 года, последовательно увеличивая географию охвата и объемов перевезенных пассажиров. За 4 месяца текущего года перевозки пассажиров дневными поездами увеличились на 30%, достигнув показателя в 2,9 млн пассажиров.

Таким образом, доля перевозок дневными поездами от общего объема перевозок поездами формирования АО “ФПК” (“дочка” ОАО “РЖД”) составила 12%. В настоящее время 39 пар дневных поездов курсируют по 21 внутрироссийскому маршруту.

Выступая в конце апреля на крупнейшем профессиональном форуме России, посвященном развитию транспортных услуг и современных сервисов в сфере пассажирских перевозок (“Пассажирский форум-2016”), президент ОАО “РЖД” Олег БЕЛОЗЁРОВ отметил, что холдинг делает все возможное для сохранения доступности пассажирских перевозок и создания привлекательных условий для пассажиров. По его словам, АО “ФПК” ежегодно до 85% своей инвестиционной программы направляет на обновление пассажирского подвижного состава. Так, в прошлом году компания закупила 95 вагонов. В текущем году планируется приобретение 188 вагонов отечественного производства, в том числе 76 — двухэтажных вагонов. В обновление пригородного подвижного состава ОАО “РЖД” в текущем году инвестирует более 15 млрд рублей. На эти средства планируется приобрести 82 вагона электропоездов производства ОАО “Демиховский машиностроительный завод” и 150 вагонов поезда “Ласточка” (30 составов).

Обсуждая вопрос ценообразования в сфере пассажирских перевозок, Олег Белозёров заявил, что принцип расчета цен на билеты аналогичен с любой другой услугой: “В стоимость билета включено довольно много составляющих: амортизация подвижного состава, инфраструктурные затраты, постоянные расходы — например, расходы на уборку — и т. д. Отдельно хотел бы отметить, что тарифы на проезд в купейных вагонах проиндексированы всего на 5%, что намного ниже уровня инфляции. А тарифы в плацкартных вагонах регулируются государством. Однако благодаря различным акциям и спецпредложениям имеет место динамическое ценообразование. И сегодня эта система распространяется на 75% поездов. Это позволяет пассажирам покупать билеты заранее со скидкой до 50%. Кроме того, мы предоставляем пассажирам и различные другие скидки на проезд в поездах дальнего следования. Что касается тарифов на пригородные перевозки, то мы ведем активную работу с региональными и федеральными органами власти по снижению нагрузки на пассажиров. Это совместная работа, поскольку в соответствии с действующим законодательством РФ тарифы на перевозку пассажиров в электричках устанавливает регион”.

Автомобилем — удобней?

Ну, а что думают о всевозможных способах перемещения по стране сами пассажиры и как они оценивают качество услуг железных дорог? Этой теме был посвящен опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный по заказу ОАО “РЖД” в апреле 2016 года в девяти федеральных округах России среди людей, совершавших поездки на дальние или ближние расстояния в течение последних 12 месяцев. Объем выборки составил 1600 человек.

Вполне ожидаемо поезда оказались наиболее востребованным средством передвижения на дальние расстояния (свыше 200 км). 45% пассажиров путешествовали на поездах дальнего следования. Еще 9% — на скоростных составах типа “Сапсан” и “Ласточка”. 25% опрошенных выбрали для этих целей самолет. А вот что удивило, так это то обстоятельство, что наряду с поездами для преодоления больших расстояний внутри страны, граждане часто стали пользоваться личными автомобилями (48%).

При необходимости поездок на ближние расстояния (до 200 км) популярность машин существенно превосходит остальные виды транспорта — с этой целью их используют 68% опрошенных, перемещавшихся в соседние населенные пункты. Автобусы выбирают 34%, электричками пользуется только четверть путешественников (26%).

В ходе опроса ВЦИОМ исследовал и причины, в силу которых пассажиры отказывались от поездок на железнодорожном транспорте. Сравнивая его с другими видами передвижения, большинство респондентов отметили недостаточный уровень комфорта: так считают 36% потенциальных пассажиров поездов дальнего следования и 31% — в пригородном сообщении.

Кроме того, важной причиной отказа от поездки на дальние расстояния в поезде явилась чересчур высокая, по мнению респондентов, цена за билет. Об этом заявили 13% опрошенных путешественников. Столько же участников опроса посчитали недопустимым тратить много времени в пути на поезде и воспользовались более скоростными видами сообщения.

Последнее, о чем стоит упомянуть — степень удовлетворенности пассажиров качеством услуг железнодорожного транспорта. Передвижение в поездах дальнего следования не вызывает нареканий у 72% пассажиров, в пригородных электричках — у 63%.

При этом среди критериев оценки качества респонденты прежде всего отмечают вопросы обеспечения безопасности в поездах и на платформах, вопросы комфорта при передвижении и техническое состояние подвижного состава. Также важными факторами качества обслуживания пассажиры железнодорожного транспорта назвали стоимость услуг, скорость передвижения и удобство приобретения проездных документов.

В общем получается, что россияне хотят безопасности, скорости и комфорта на железнодорожном транспорте. Пожалуй, в наибольшей степени этим критериям должно соответствовать высокоскоростное железнодорожное сообщение. Ну и как тут не вспомнить о проекте скоростной магистрали (ВСМ) Москва—Нижний Новгород—Казань, о котором так много говорили с 2014 года.

Китайцы готовы вложиться

В феврале текущего года министр транспорта России Максим СОКОЛОВ заявлял, что продолжается стадия проектирования ВСМ “Москва—Казань”.

Напомним, что проектировщиком магистрали был выбран российско-китайский консорциум в составе ОАО “Мосгипротранс”, ОАО “Нижегородметропроект” и компании “China Railway Eryuan Engineering Group”. И если проектирование успешно завершится до конца 2016 года, если будут достигнуты все необходимые договоренности, в первую очередь на межправительственном с КНР уровне, то этот проект имеет шанс в 2017 году перейти в строительную стадию. Проект — дорогой, оценивается более чем в 1 трлн рублей.

26—27 апреля в Пекине прошло шестое заседание российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в области высокоскоростных железнодорожных магистралей. Участники рассмотрели ключевые вопросы проектирования ВСМ “Москва—Нижний Новгород—Казань” с учетом главного принципа проекта — оптимальности технических решений с минимизацией требуемых затрат на строительство.

Стороны закрепили протоколом, что проект строительства ВСМ “Москва—Нижний Новгород—Казань” будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства (модель ГЧП) в форме концессии в соответствии с концессионным законодательством Российской Федерации.

Предполагается, что в рамках реализации проекта будет создана специальная проектная компания (СПК) — концессионер. Ее задачей станет заключение и исполнение концессионного соглашения о строительстве ВСМ. Реализация проекта будет осуществляться путем привлечения инвестиций в форме акционерного и долгового финансирования.

Согласно договоренностям, китайская сторона обеспечит предоставление акционерного финансирования для реализации проекта на участке Москва—Нижний Новгород в объеме, эквивалентном 52 млрд рублей (в долларах США), и дополнительном объеме 1 млрд долларов для реализации проекта на участке Нижний Новгород—Казань. Кроме того, китайские партнеры предоставят долговое финансирование в размере, эквивалентном 250 млрд рублей для участка Москва—Нижний Новгород и 150 млрд рублей для участка Нижний Новгород—Казань.

Ключевые положения проекта будут отражены в соглашении между правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики, которое планируется к подписанию в текущем году. Построить магистраль планируется за три года. Это означает, что пассажиры поедут по ВСМ “Москва—Казань” уже в 2020 году. И это на самом деле очень короткие сроки реализации проекта.

Отметим, что участок Москва—Казань в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали Москва—Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн руб., и проекта “Шелковый путь”, который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.

Источник: газета "Курс-Н" №16 от 13.05.2016

Сергей ПАРШАКОВ, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.