Автобусный туризм: как сыграть по правилам

15.11.2016
Просмотров: 88186

Европейский автобусный туризм сегодня переживает эпоху расцвета. Российский пока только-только присматривается к этому лакомому кусочку. И у Нижнего есть шанс войти в «призовой» список.

Концепция перевозок

Технология освоения новых городов отработана европейскими туристами до мелочей. Объехать незнакомый город на туристическом автобусе. Посмотреть все достопримечательности. Выбрать те, что заинтересовали больше всего. Вернуться к ним, чтобы изучить детально. Бывая в Европе, мы и сами нередко поступаем так же. Но встретить автобус-«турист» на улицах Нижнего Новгорода — к большой удаче. Считается, что климат наш не благоприятствует автобусному туризму: технику надо содержать круглый год, а наплыв туристов только летом. Что в городе и так слишком много пробок. Что у нас не принят такой вид путешествий. Список этих «что» можно продолжать бесконечно.

Между тем в Москве, которая не отличается от Нижнего ни климатом, ни пробками (с пробками в столице намного серьезнее, чем в нашем городе), автобусный туризм активно развивается. Более того: в 2015 году по заказу департамента туризма правительства Москвы была разработана специальная концепция туристско-экскурсионных перевозок.

— Нет смысла рассматривать каждый туристический маршрут обособленно, — говорит Юрий Свешников, глава Московского транспортного узла, — они должны объединяться в единую сеть. Только после того, как «правила игры» станут одинаковыми для всех перевозчиков, мы сможем поднять автобусный туризм на качественно иной уровень.

По большому счету, никакого велосипеда авторы этой концепции не изобрели. Они лишь систематизировали и упорядочили перевозки. Маршруты отныне строятся таким образом, чтобы туристические автобусы разных компаний не дублировали друг друга и в процессе движения не попадали в предсказуемые пробки. Выгода от этого очевидна и туристам, и москвичам (чем меньше транспорта на магистралях в час пик, тем больше шанса проскочить пробку с минимальными потерями времени).

Кроме этого, разработчики концепции ранжировали по способам использования городские парковки.

— Парковочного пространства не хватает во всех крупных городах — это данность, — говорит Юрий Свешников, — однако мы можем использовать парковки максимально эффективно. К примеру, автобус привез туристов в Новодевичий монастырь, высадил их… Зачем ему в течение двух часов стоять на небольшом заасфальтированном пятачке возле монастыря? Он отправляется на «площадку отстоя», ждет там положенное время и за пару минут до выхода туристов возвращается к месту посадки. Таким образом, мы сохраняем парковку доступной для всех и не вынуждаем туристов делать длинные пешие марши до стоянки автобуса.

Требуются таблички

Кстати, по той же схеме используются и парковки в Европе. Вообще европейский автобусный туризм сегодня переживает эпоху расцвета: по словам главы департамента Международного союза автомобильного транспорта Олега Камберского, в 2016 году в Евросоюзе действует 65 тысяч автобусных компаний, в которых работают около 1,1 миллиона водителей.

— Да, автобусный туризм у нас на подъеме, но это не означает, что мы не испытываем каких-либо сложностей, — оговаривается Олег Камберский. — Некоторые из них практически аналогичны российским: нам точно так же сложно получить парковочное место возле вокзалов и аэропортов, для нас затруднен въезд в исторические части крупных городов. Где-то тотально не хватает парковочных мест, в иных городах крайне жесткие нормы по выбросам СО2. К примеру, сейчас в Париже активно обсуждается возможный запрет на въезд в город любой дизельной техники — для нас это решение, если оно будет принято, станет крайне драматичным.

Возможный выход из «парковочной проблемы» и российские, и европейские туроператоры видят в изменении ПДД. Сегодня туристические автобусы формально приравниваются к заказным перевозкам. Между тем было бы логично выделить их в особый вид участников дорожного движения, оснастить специальными табличками. И давать возможность автобусам, имеющим такие таблички, парковаться возле все тех же вокзалов и аэропортов. В конце концов, если города так борются за привлечение туристов, почему бы не создать туристам достойные условия?

Нижний без даблдеккеров

…Ярко-красный двухэтажный автобус плавно выруливает к Московскому Кремлю. Его было бы видно издалека, даже если бы он не выделялся из автомобильной «толпы» цветом. Но борта даблдеккера раскрашены оптимистичными картинками и надписями City Sightseeing Moscow.

Компания City Sightseeing появилась в Испании в 1998 году. Все начиналось с одного двухэтажного автобуса. Сейчас известные на весь мир даблдеккеры ездят в 115 городах 32 стран мира.

— Главное отличие нашей компании — помимо двухэтажных автобусов, конечно, — это свобода пользования автобусами, — рассказывает Сергей Лаврентьев, президент представительства в России компании City Sightseeing. — Каждый из них следует четко по маршруту, делая указанные в карте остановки. Каждое место оборудовано мультиязыковым аудиогидом. Билеты, который туристы покупают на наши автобусы, действуют в течение двух дней. За это время они могут неограниченное количество раз садиться в наши автобусы, выходить, переходить с маршрута на маршрут…

Сегодня компания City Sightseeing работает в трех российских городах: Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Нижнего Новгорода в их числе, к сожалению, нет. Да и общая протяженность нижегородских туристических маршрутов не сравнится с московскими 870 километрами. Однако это не повод ставить крест на нижегородском автобусном туризме. Скорее, это цель, которую нужно себе поставить, — и двигаться к ней. Впереди чемпионат мира по футболу, а значит, приехавших в Нижний фанатов нужно будет чем-то занимать в перерывах между матчами. Автобусные экскурсии по городу могут стать отличным вариантом и для гостей города, и для его жителей.

Источник: Биржа № 25 от 15 Ноября 2016

Светлана Иконникова, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.