6 токсичных типов сотрудников, отравляющих компанию

16.01.2017
Просмотров: 2325

Они мотают нервы, провоцируют конфликты, раздражают и отвлекают. Из-за них компания теряет деньги. Что делать с людьми, уволить которых мечтает каждый руководитель?

Мы не считаем, что участников этого черного списка нужно увольнять без суда, следствия и звонка адвокату. В этом случае личный состав многих организаций, особенно небольших, обновится до формата «лайт», и руководить будет просто некем. Истинный профессионализм во взаимодействии с подобными «липкими» персонажами заключается в том, чтобы использовать их энергию в мирных целях и на всеобщую пользу. Изучите типажи людей, отравляющих атмосферу в компании. Для каждого из них кнут и пряник должны быть изготовлены по индивидуальному заказу.

1. Драматурги

О таких людях-раздражителях деловой портал Inc. пишет с пометкой «уволить немедленно». Это персонажи, обожающие все время вариться в гуще событий, превращая этот суп в острое, резкое и несъедобное варево. За счет сплетен, интриг, доносов, намеков и недомолвок «драматурги» сталкивают лбами коллег, профессионально закручивают конфликты, а затем занимают первое место в партере, чтобы погреться в жарких лучах разборок. Эти деструктивы играют в компании негативную социальную роль, в результате их деятельности падает как производительность труда, так и их вовлеченность в рабочий процесс многих сотрудников. Однако на этом разрушающее действие серых кардиналов не заканчивается. В столовых и курилках они часто дышат негативом по отношению к ключевым сотрудникам и руководству, заражают этим вирусом окружающих. Особенно опасен он для новичков и нейтральных сотрудников. Авторитет руководства в результате может сильно пошатнуться.

Основная проблема при поиске рычага воздействия на «драматургов» заключается в том, что их практически невозможно усмирить юридически. Даже если в компании практикуется политика отказа от сплетен, подвести юридическую базу под это табу сложно. Кроме того, у ни в чем не повинных работников запрет неформального общения может создать ощущения тотального контроля и слежки со стороны руководства. В этом тоже нет ничего хорошего. Наиболее эффективно подробное документирование инцидентов с участием «драматурга», случивших в офисе. Вынесение первого предупреждения. В случае рецидива – последнего. Если не помогает – увольнять.

2. Жертвы

Перед вами один из самых скользких типов офисных отравителей атмосферы. Умение управляться с вечными «жертвами» – дорогого стоит, и далеко не все руководители обладают этим качеством. Главная трудность заключается в том, что к этим людям совершенно невозможно подступиться: у них всегда найдутся слезливые и правдоподобные оправдания собственной лени и непрофессионализма. Стараясь избежать наказания, они рассказывают слезливые истории и давят на жалость. Они ненадежны, не способны справляться со стрессом, постоянно просят о помощи. Их дурное поведение заразительно: менталитет жертвы со временем может развиться и у других.

Один из подвидов сотрудников-жертв – хронические мнимые больные, использующие любой чих как возможность поваляться дома. У руководства не всегда есть возможность разобраться в истинных причинах отсутствия ипохондриков на рабочем месте, однако убытки от больных бездельников компания несет более чем реальные. Постоянные прогулы и отказ человека от участия в проектах не останутся незамеченными коллегами, что не может не вызвать их недоумения, обиды и негодования. А это – конфликты, разборки и убытки.

Бороться с прогульщиками можно за с помощью строгой (но не драконовской) дисциплины, меры которой должны применяться ко всем сотрудникам без исключения. Никаких любимчиков и фаворитов! У каждого из сотрудников – подробно прописанные и задокументированные обязанности и зона ответственности. Отсутствие размытых полномочий и мутных функций. Однозначность, определенность и четкие временные рамки во всех проектах и заданиях. Прогульщики допускаются к работе только со справкой от врача. В случае повторяющихся увиливаний, давления на жалость и просьб войти в положение – предупреждения и санкции вплоть до увольнения.

3. Мятежники

Правила есть в каждой организации. В одних дисциплина и дресс-код более строгие, в других – проще и мягче. Однако всегда найдется человек, для которого «правило» равно «контроль», а, значит, его нужно избежать любым способом. «Мятежники» против всех правил – и простых, и сложных. В ответ на запрет на ношение футболок с надписями они обязательно буду надевать такую по пятницам. Проекты и задания, требующие соблюдения четкого формата, непременно выполнят не по сценарию, в свободной манере. Если они работают на стройплощадке, то демонстративно не носят каску. В общем, с ними постоянные проблемы и головная боль.

Попытка вернуть этих людей с небес на землю чревата еще большим сопротивлением. Нередки случаи, когда такие повстанцы привлекают на свою сторону часть сотрудников, создавая таким образом офисную оппозицию. Другие соседи по опенспейсу также поставят под сомнение многие правила компании, видя, что для некоторых они не обязательны к исполнению. При худшем развития событий «мятежники» становятся лидерами, уходят и уводят за собой лучших работников.

По мнению экспертов, в большинстве случаев с «мятежниками» не нужно бороться. Как правило, это сильные независимые личности, которые умеют отстаивать свою позицию и не боятся плыть против течения. Они стремятся влиять на ситуацию, а не работать по чужой указке. Поэтому почему бы не попробовать заставить бунтарский дух вырабатывать полезную для компании энергию? Тренинг или обучение новым навыкам будут кстати. Пусть «мятежники» попробует себя в области, где ему как раз придется отстаивать свое мнение и всячески самовыражаться. Например, в переговорах или PR.

При этом правила и требования компании должны быть незыблемыми и соблюдаться всеми работниками, даже несогласными. Это принципиально. Тот, кто не принимает правила игры, может играть по своим, но уже за пределами поля.

4. Неприкасаемые

В одном российском салоне красоты произошла пренеприятнейшая история. В процветающую обитель красоты, со сплоченной дружной командой крепких профессионалов, пришел новый управляющий директор, женщина. Точнее, ее «пришел» владелец бизнеса, которому новоиспеченная молодая руководительница приходилась дамой сердца. Вероятно, хозяин рассчитывал, что навредить ставшему на рельсы прибыльному бизнесу она вряд ли сможет, зато найдет себе интересное занятие.

Пока новый директор осваивался на месте и вникал в тонкости работы парикмахеров, массажистов и мастеров по маникюру, все действительно шло по-старому. Но через какое-то время руководительница приступила к активным действиям, которые, по ее мнению, должны были сделать салон еще более прибыльным. Например, несмотря на возражения мастеров маникюра, были закуплены более дешевые материалы, что сказалось на качестве выполняемой работы и стало вызывать недовольство клиенток. Администраторам были даны указания записывать клиентов к косметологам максимально плотно, чтобы увеличить поток. Это сказалось на качестве работы косметологов и их физическом состоянии: у этих сотрудников не было времени даже пообедать. Чай и кофе для клиентов стали платными. Цены на ряд базовых услуг также подняли, что сделало и без того недешевый салон еще более недоступным и отпугнуло ряд постоянных посетительниц.

С сотрудниками директорша предпочитала общаться в повелительном наклонении и не прислушивалась к здравым возражениям против разрушительных нововведений. Результаты активной работы по улучшению бизнеса стали заметны уже менее чем через год: резко сократилось количество клиентов, произошел отток существенной части постоянных посетителей, салон покинули несколько ключевых мастеров. Практически все они открыли индивидуальные кабинеты, уведя за собой «своих» клиентов.

Это один из многих разрушительных сценариев действий «неприкасаемых» – стратегически важных работников и руководителей, так или иначе вредящих показателям компании, ее атмосфере и сотрудникам. Непрофессионализм, незнание и непонимание корпоративной этики, эмоциональность, импульсивность и богатая подборка комплексов делают этих людей настоящими офисными церберами: они запугивают, манипулируют, унижают, демотивируют и раздражают. Усмирить «неприкасаемых» (а в идеале, конечно, уволить) может тот, кто выше, умнее и сильнее – владелец бизнеса или лицо, занимающее более высокий пост. Хорошо, если он вовремя разглядит эту ось зла, а если, как в случае с салоном красоты, будет до последнего закрывать глаза и делать вид, что так и надо? В этом случае исход сотрудников из компании неизбежен.

5. Неверующие

Если человек во что-то не верит, то не добьется никакого результата, и вся его работа сведется к пустой трате времени. Данное утверждение относится ко всем областям человеческой жизни и деятельности. «Неверующие» сотрудники вредны и морально заразны. Их равнодушие, попустительство и безынициативность замедляют работу, делают ее безрадостной, неэффективной и пресной. Эти люди хоронят мечты и критикуют идеи. Они инертны и ни к чему не стремятся. Они не допускают серьезных ошибок, но при этом никогда не побеждают. Они – серый фон, на котором не получается нарисовать ничего запоминающегося. Они искренне радуются только в день пополнения баланса банковской карты.

Такие сотрудники в первую очередь противопоказаны стартапам, развивающимся проектам, молодым организациям, стремящимся выйти на новый качественный уровень. У таких людей не получится создать свой бизнес. Но не впишутся они и во многие госструктуры, где, как кажется, серый цвет является основным и рекомендованным к употреблению. «Неверующие» редко поддаются влиянию. Они если и способны измениться, то, как правило, в худшую сторону. Зачем тогда вообще тратить на них время?

6. Всезнайки

Казалось бы, чем может навредить компании эксперт по всем вопросам и ходячая энциклопедия в одном лице? Богатый опыт и разнообразные знания помогают ему быстро решать возникающие проблемы и находить выход из сложных ситуаций. Однако именно поэтому такие сотрудники вредны, в первую очередь, для растущего бизнеса и компаний, создающих новые продукты и услуги. Лучшие инноваторы – не знатоки, а ученики. Оригинальные и успешные решения приходит к тем, кто не боится рисковать, действует интуитивно на свой страх и риск, изучает непонятное и претворяет в жизнь нелогичное и иррациональное. И все это под монотонное бормотание «знаек» о том, что из затеи ничего не выйдет, подкрепленное сотней научно обоснованных аргументов и примеров из мировой истории.

Например, в одной из служебных записок Western Union, датированной 1876 годом, содержится скептическая оценка нового средства коммуникации – телефона – и провозглашается бесперспективность аппарата: «Этот «телефон» имеет слишком много недостатков для того, чтобы рассматривать его как средство связи и коммуникации. Данное изобретение не имеет для нас никакой ценности». На заре эры радио и телевидения один из «всезнаек» так же презрительно отозвался о радиоприемнике, отвечая на предложение об инвестициях в это устройство: «Данная беспроводная музыкальная шкатулка не имеет никакой коммерческой ценности. Кто будет платить за сообщение, отправление неизвестно кому?»

Учиться инновационному мышлению, поставленному на поток, нужно у Томаса А.Эдисона. В его промышленной лаборатории трудились более ста исследователей, каждому из которых он периодически давал задания, обреченные на провал. Его цель заключалась в том, чтобы люди извлекали урок даже из неудач и делились им с коллегами. Каждый участник команды Эдисона чувствовал себя частью чего-то большого и важно. Именно такие сотрудники и руководители нужны сегодня.

Источник: E-xecutive.ru

Ольга Бедарева Редактор, Москва, фото: pixabay.com

Источник: E-xecutive.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.