Российские банки готовятся к иностранному вторжению

21.01.2005
Просмотров: 1368

По-мнению многих экспертов, вступление России в ВТО негативно скажется на российском бизнесе, неконкурентоспособном по сравнению с западным.

Не так давно, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил, что Россия планирует завершить переговорный процесс по присоединению к Всемирной торговой организации осенью 2005 года. Министр уверен, что вступление России в ВТО — позитивный и неизбежный процесс.
Однако, далеко не все склонны относиться к этому столь оптимистично. По-мнению многих экспертов, вступление России в ВТО негативно скажется на российском бизнесе, неконкурентоспособном по сравнению с западным.

Подобные опасения уже не раз возникали и со стороны представителей российских банков. Действительно, российская банковская система признается большинством экспертов недостаточно развитой, чтобы выдержать конкуренцию с иностранными игроками.
В этой связи ИА «Росбалт» задал представителям банковских кругов следующий вопрос: «Как отреагирует российская кредитно-финансовая система на вступление России в ВТО?».

Мнения опрошенных разделились — у некоторых участников рынка нет опасений, связанных со вступлением России в ВТО, другие же, наоборот, уверены, что российская кредитно-финансовая система не способна на равных конкурировать с иностранными банками, и призывают российские власти к принятию осторожных и взвешенных решений в этом вопросе.

Алла Турецкая, вице-президент ЗАО «Газпромбанк»:

- Вступление России в ВТО вряд ли будет иметь заметные последствия для российского кредитно-финансового рынка в краткосрочной перспективе. Не думаю, что сразу вслед за этим событием произойдет массовый приход на российский рынок иностранных банков и, как следствие, ужесточится конкуренция.
В долгосрочной перспективе открытость российского финансового рынка будет иметь определенное значение — главным образом, в части принятия международных стандартов и усвоения российскими кредитно-финансовыми организациями лучших практик западных финансовых институтов.

Владимир Голубков, первый заместитель председателя правления АКБ «Росбанк»:

- По размерам активов, размерам капитала российские банки сильно отстают от западных. Если мы возьмем совокупный размер всей банковской системы России, то мы не попадем даже в число пятидесяти крупнейших мировых банков. Из этого следует, что после вступления нашей страны в ВТО иностранные банки получат на нашем рынке преимущества прежде всего в корпоративном секторе, поскольку для работы с крупными корпорациями, уровня «Газпрома», РАО «ЕЭС» и другими, необходимо иметь большой капитал и большие активы, соответствовать всем нормам Базельских соглашений и прочим нормативам, существующим в международном банковском бизнесе.

Что касается обслуживания частных вкладчиков, то неоспоримым преимуществом (и конкурентным, и перспективным) здесь является наличие разветвленной сети отделений по всей территории страны. Для успеха на этом рынке недостаточно иметь отделения в финансовых центрах страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Необходимо предоставлять услуги на большей части территории страны. Из 89 регионов России нужно охватить как минимум 70. Необходимо, чтобы бренд банка был узнаваемым.

Наш банк имеет неоспоримое преимущество именно в широте сети. Чтобы создать такую сеть, иностранному банку потребуются не только инвестиции. Это, главным образом, вопрос времени, усилий специалистов. Не секрет, что в регионах достаточно сложно обеспечить качественный сервис, даже имея необходимые ресурсы. Существуют кадровые, технологические проблемы, проблемы работы с населением, которое не готово к банковскому бизнесу и сервису такого уровня, какой привыкли получать в Москве или Петербурге. Эти проблемы решаются только временем.
Время и есть основное конкурентное преимущество российских и, в частности, нашего банка. Мы сегодня действуем: покупаем банки, укрупняемся. Этот процесс неминуемо ведет к усилению. Такие же шаги характерны для других крупных отечественных банков. Этот процесс будет развиваться и дальше.

Александр Буря, начальник Управления финансовых и операционных рисков Международного Промышленного Банка:

- Если будет разрешено открытие иностранным банкам филиалов в России, то российские банки столкнутся с серьезными проблемами: филиал имеет рейтинг головного банка, не попадает под действие правил ЦБ РФ (по нормативам, другим надзорным требованиям, прежде всего, по достаточности капитала, по ограничениям на размер крупнейшего кредита и прочее).
На мой взгляд, данная ситуация недопустима не только для банков, но и для экономики в целом: по сути, финансовая система страны будет абсолютно неподконтрольна власти. Если же иностранные банки не получат права открывать филиалы, то ситуация практически не изменится по сравнению с текущей.

Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка»:

- Вступление России в ВТО приведет к усилению роли иностранных банков, однако по факту это уже происходит, потому что соглашение об изменении в финансовой системе уже были подписаны ранее. Практика такова, что подобные документы подписываются еще до вступления в ВТО, поэтому само вступление кардинальной роли не играет. Более важны те переговоры, которые ведутся до этого.
Как вы помните, в декабре 2002 года было отменено требование о 13-процентном ограничении на участие иностранных банков в капиталах российской банковской системы, и уже сейчас мы видим, что иностранные банки заметно активизировались.

Владимир Киевский, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»):

- Обострившаяся в последнее время дискуссия «Быть ли России в ВТО?», мне кажется, носит больше пропагандистский характер, чем сущностный. Расширяющиеся и углубляющиеся связи России с мировым сообществом, в том числе внешнеэкономические и торговые, однозначно говорят о том, что нужны общие правила поведения. Чтобы защитить себя, чтобы иметь право на защиту — нужно быть субъектом этого права.
Я придерживаюсь той позиции, которая не ставит вопрос «быть или не быть членами ВТО?». Обсуждать нужно не это, а как, на каких условиях, какой срок, какой переходный период, каких временных льгот нужно добиться России, чтобы стать равноправным участником ВТО. Это первое.

Второе. Нужно сделать серьезную коррективу к переговорному процессу о вступлении России в ВТО. За последние два года Правительству РФ удалось значительно продвинуться в переговорном процессе. И все же условия вступления не всегда оцениваются на базе всестороннего анализа социально-экономических процессов в России. Не всегда отражают интересы всех групп товаропроизводителей и отраслей и, в конечном итоге, граждан России.
Полагаю, что нужно создать принципиально иной подход к переговорному процессу по вступлению России в ВТО, который бы принимал решения на базе всестороннего анализа социального и экономического развития страны. Нужны расчеты ситуаций функционирования структуроопределяющих отраслей и бизнеса. Необходимо смоделировать этапы развития экономики, определить, какие временные льготы «выторговывать», какие позиции отстаивать бескомпромиссно, а по каким вопросам идти на уступки. Это должен быть институт (комитет, комиссия и т.д.), который бы, с одной стороны, учитывал государственные интересы, с другой — всемерно поддерживал российский бизнес.

Третье. Переговоры о вступлении России в ВТО не могут не затронуть рынка финансовых услуг и, в частности, банковского сектора. Какова, на мой взгляд, здесь должна быть позиция? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь в виду следующее. При всем уважении к странам Центральной Европы Россия — мировая держава, обладающая огромным экономическим потенциалом и, естественно, должна иметь национальную банковскую систему, которая могла бы решать соответствующие задачи.

Далее. Банковская отрасль в новейшей истории России создавалась с нуля, и ей всего 14 лет. А западной банковской системе — 200-250 лет. При вступлении в ВТО необходимо учитывать и это. Открывать «шлюзы» для иностранного банковского капитала нет необходимости. Нам нужно выстроить такую национальную банковскую систему, которая адекватно решала бы задачи по всему спектру банковских услуг и, конечно, тесно работала бы с реальной экономикой, являлась важнейшим аккумулятором инвестиционного ресурса.

Зарубежные банки, работающие на российском банковском поле, как резиденты Российской Федерации, вносят позитивный вклад как в инвестиционный процесс, так и в развитие российской банковской системы. Но наша банковская отрасль только-только становится на ноги и она нуждается в поддержке государства.
Сейчас наши банки работают с очень дорогими денежными ресурсами. Прежде всего, это касается региональных банков. Уже сейчас дочерние иностранные банки-резиденты Российской Федерации, имеющие более дешевые средства от своих «матерей», естественно, имеют определенные преимущества не только на «межбанке». Поэтому, при вступлении в ВТО, при всех плюсах, приток дешевых средств в Россию вряд ли произойдет, а вот односторонние преимущества иностранные банки будут иметь.

Если откроются «границы» для финансовых институтов (в т.ч. и банков) при вступлении в ВТО, не произойдет «в одночасье» технологического обновления банковского дела у российских банков. Говорят, мол, придут иностранные банки с новыми технологиями, и российские банки будут вынуждены подтянуться... Те российские банки, которые могли и могут это сделать, делают это и без вступления в ВТО. А вот открытие границ для иностранных финансовых игроков будет для этих игроков прекрасной возможностью завладеть лидирующими рубежами в банковском секторе России.

На тезис о том, что «кто хотел, тот уже пришел на российский банковский рынок», могу сказать: «звонят, откройте дверь». Придут. Обязательно придут. Хотя бы с учетом огромной ёмкости ритейлового бизнеса и других ниш российского рынка. Приход филиалов иностранных банков нежелателен. Они будут работать по законам и нормативным требованиям своих стран. А мы знаем, какие «гири» висят у наших банков по вопросам отчетности и другим нормотребованиям, что значительно повышает издержки российского банковского бизнеса. Всё это не будет формировать справедливую конъюнктурную среду.
Российские банки всё больше и больше выполняют небанковские функции, причём, по закону. Это и фискальный и валютный контроль, и, конечно, функции, вмененные банкам по закону N 115 ФЗ — о противодействии «отмыванию» средств, полученных преступным путем и т.д. Всё это также утяжеляет издержки банковского производства и повышает стоимость конечного продукта. Большинство западных банков, по-моему мнению, этим не занимаются. Полагаю, что сейчас банковская система должна интенсивно развиваться в соответствии с международными стандартами и требованиями. Эта работа уже у нас проводится. Регулирование деятельности и надзора Банка России последовательно осуществляется в рамках международных подходов (Базельского комитета), и особых, жестких требований со стороны ВТО здесь не должно быть. Наши кредитные организации интенсивно работают по показателям достаточности капитала, нормативам ликвидности, предельным уровням рисков, капитализации, вхождения в систему страхования вкладов. Все эти требования соответствуют международным подходам, в том числе и по МСФО.

В последнее время муссируется вопрос о новой реформе в банковском секторе страны. Я не сторонник революционных подходов к формированию банковской системы, но и бросаться из стороны в сторону в поиске новых реформаторских путей банковской системы считаю тоже вредной. Правительство РФ и Центральный Банк выработали стратегию развития этой отрасли на ближайшую перспективу. Теперь требуется конструктивное продвижение первоочередных мер по реализации этой стратегии. В рамках ее выполнения могут быть уточнения. Но путь один — эволюционное, постепенное развитие банковской системы.
Переговоры о вступлении в ВТО с участием банковского бизнеса, на мой взгляд, нужно вести и в части создания законодательства, ограничивающего максимальную квоту участия иностранного капитала в банках России. Возможность и целесообразность этой квоты должна определяться конкретными экономическими условиями в России, а Центральному Банку надо оставить функцию ограничения прихода в нашу страну сомнительного иностранного банковского капитала.

Гатис Кокинс, ассистирующий вице-президент Parex banka:

- Членство в ВТО предполагает, что страна, ставшая ее участницей, упраздняет какие-либо препятствия свободной торговле, подразумевая под этим и торговлю банковскими услугами. То есть, государство не предоставляет льготы своим предприятиям.
В настоящее время в России работа иностранных банков и их вхождение на российский рынок достаточно затруднены. Существует множество условий, которые эту отрасль делают крайне непродуктивной. Например, в такой маленькой стране как Латвия в настоящее время работает 6 различных иностранных банков или их дочерних структур, что составляет 25% от общего количества банков и около 50% активов. На российском рынке иностранные банки являются скорее исключением.

Поскольку большая часть условий, выдвигаемых к иностранным банкам в качестве обязательных для работы на российском рынке, противоречат принципам свободной торговли, России, после вступления в ВТО, придется отказываться от них. Можно ожидать, что на рынок придут множество иностранных, в том числе латвийских, банков, и российский рынок почувствует ободряющий эффект от реальной банковской конкуренции.

То, что открытость рынка никак не противоречит интересам клиентов российских банков и экономики в целом, можно опять-таки увидеть на примере Латвии. Здесь успешно соперничают как иностранные банки, так и местные, и отсутствие западного стратегического инвестора, например, у Parex banka, не мешает ему занимать лидирующие позиции в отрасли по величине активов, вкладов, капитала и резервов.

Росбалт

Источник: Архив: Росбалт
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.