Хроника несостоявшегося проекта ГАЗ

21.01.2005
Просмотров: 1958

Продав акции ЗАО “Нижегород Моторс" в сентябре прошлого года, руководство ОАО “ГАЗ" окончательно распрощалось с идеей организовать производство легковых автомобилей Fiat в Нижнем Новгороде.

Продав акции ЗАО “Нижегород Моторс" в сентябре прошлого года, руководство ОАО “ГАЗ" окончательно распрощалось с идеей организовать производство легковых автомобилей Fiat в Нижнем Новгороде. Возможно, для того, чтобы подвести черту под одним проектом и начать новый — на других условиях, с другими задачами и, скорее всего, с другими партнерами. Так или иначе, нам кажется интересным вспомнить сегодня историю СП “Нижегород Моторс" — как самого масштабного из намечавшихся автосборочных проектов в России, опекаемого государственными властями, но так и не реализованного. Тем более что на протяжении семи последних лет “Биржа плюс авто" внимательно следила за судьбой этого проекта.

1997-й: FIAT уже виден в Нижнем

Зарубежного партнера для производства нового легкового автомобиля ГАЗ искал не один год. Среди возможных претендентов на эту роль в разное время назывались разные имена всемирно известных автомобильных компаний. Окончательный выбор был сделан в 1997 году в пользу итальянского концерна FIAT. Тогда же появилась и первая официальная информация о новом проекте. “29 сентября в Москве представители ГАЗа, FIAT и Европейского банка реконструкции и развития подписали меморандум о строительстве в Нижнем Новгороде нового автомобильного завода... Подписание “тройственного" меморандума состоялось в московском Белом доме. Николай Пугин, президент ГАЗа, Паоло Кантарелла, исполнительный директор FIAT, и Рейнхард Шмольц, директор восточного департамента ЕБРР, подписывали меморандум под пристальным наблюдением Романо Проди и Виктора Черномырдина (премьер-министры Италии и России. — Прим. ред.). Намерения сторон очень даже впечатляющи. На территории ГАЗа в пустующем корпусе завода моторов будет построен новый сборочный завод. Планируется выпуск трех моделей автомобилей компании FIAT: Siena, Marea, Palio. Проектная мощность завода — 150 тысяч автомобилей в год. Первые автомобили сойдут с конвейера в конце 1998 года... Общая стоимость инвестиций оценивается в 850 миллионов долларов". (“Биржа плюс авто" № 39, 02.10.97 г.)

1998-й: Уникальные льготы для уникальных проектов

В длинном списке автосборочных проектов, захвативших тогда предприятия России и сводившихся в основном к “установке колес и кресел", проект ГАЗ—FIAT выделялся и глубиной локализации производства, и объемами инвестиций.

Затевая грандиозный совместный проект, ГАЗ и FIAT, конечно, рассчитывали на государственную поддержку. Тем более что политическая коньюнктура была вполне подходящей: многие нижегородцы тогда занимали высокие посты в федеральном правительстве. И эти расчеты оправдались. Уже в январе 1998 года был подписан указ президента России “О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для российской отечественной автомобильной промышленности". “Документ предусматривает поддержку всех крупномасштабных проектов в российской автомобильной промышленности, но разрабатывался во многом под вполне конкретное предприятие — СП “Нижегород Моторс". Да и сама идея этого документа инициирована специалистами ГАЗа в ответ на условие итальянской стороны о налоговых льготах для нового производства. Комментируя президентский указ, первый вице-премьер правительства России Б. Немцов назвал его уникальным..." (“Биржа плюс авто" № 6 от 12.02.98 г.)
Указ вышел накануне официального визита президента России в Италию, а в ходе самого визита “в Риме были подписаны учредительный договор и устав предприятия... На должность генерального директора назначен Франко Гримме, до сих пор возглавлявший СП FIAT в Турции... Регистрация СП “Нижегород Моторс" должна состояться в начале марта. Сделать это решено в Нижнем Новгороде, после чего начнется практическая реализация проекта". (“Биржа плюс авто" № 7 от 19.02.98 г.).

1998-й: “Прогресс по плану"

Уже в апреле 1998 года было принято решение о создании дилерской сети СП.
“В 32 городах России намечено организовать технокоммерческие центры для обеспечения продаж и необходимого гарантийного и сервисного обслуживания автомобилей нового завода". (“Биржа плюс авто" № 14 от 08.04.98 г.)
В мае подписан очередной меморандум — о взаимопонимании между Министерством экономики России и СП “Нижегород Моторс".

В июне избран совет директоров: “В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями в него вошли четыре представителя ОАО “ГАЗ", четыре представителя FIAT и один представитель ЕБРР..." (“Биржа плюс авто" № 23 от 10.06.98 г.)

До начала выпуска нижегородских “Фиатов" оставалось меньше трех месяцев, когда генеральный директор СП рассказывал в интервью нашему еженедельнику: “Во всех аспектах — как в технических, так и в бюроктратических — прогресс по плану. Сейчас размещаются заказы на технологическое оборудование, необходимое для начала сборки автомобилей... Уже прошел первоначальный этап подбора рабочих для сборочных операций и работников управленческой сферы. Они должны будут пройти обучение в Италии... В этом году предполагается собрать две тысячи машин. В следующем запланировано 20—25 тысяч..." (“Биржа плюс авто" № 32 от 12.08.98 г.) А буквально через пять дней — 17 августа 1998 года — в России грянул дефолт...

1998-й: “Боремся за "Нижегород Моторс"

Между тем на августовском “Мотор-шоу'98" в Москве планировалась презентация совместного проекта для широкой публики. К открытию выставки было приурочено подписание инвестиционного соглашения — документа, окончательно определяющего обязанности сторон по развитию нового производства. “...Но внезапная отставка правительства, в том числе и курировавшего этот проект Бориса Немцова, существенно скорректировала ситуацию. Подписывать соглашение оказалось просто некому. И говорить пришлось о другом — в основном подтверждать сказанное прежде. В ответах на некоторые вопросы... исполнительный директор FIAT auto Роберто Тесторе и президент ГАЗа Николай Пугин проявляли понятную осторожность. Но главное было сказано совершенно четко: FIAT, ГАЗ и ЕБРР подтверждают свою заинтересованность в проекте “Нижегород Моторс" и по-прежнему считают его перспективным". (“Биржа плюс авто" № 33 от 09.09.98 г.)

Потом участники проекта еще не раз повторяли, что объявленные ранее планы остаются в силе. И только ближе к концу года, после очередной встречи в российском правительстве, Николай Пугин сообщил, что начало производства откладывается. “Боремся за “Нижегород Моторс", — сказал он в интервью “Бирже плюс авто". — Производство планируется начать весной следующего года". (“Биржа плюс авто" № 43 от 28.10.98 г.)

1999-й: Партнеры ищут решения

Затем последовала новая отсрочка (уже на год) и другие принципиальные изменения в проекте. “10 февраля состоялась очередная встреча учредителей СП “Нижегород Моторс", по окончании которой было объявлено, что выпуск нижегородских “Фиатов" снова откладывается... ГАЗ и FIAT намерены искать решения, позволяющие осуществить совместный проект. Для этого потребуется вновь пересмотреть бизнес-план... Изменения коснутся прежде всего сроков поступления инвестиций, начала производства, степени локализации. Будет уточняться и модельный ряд: корректировка предусматривает выпуск более дешевых автомобилей, доступных российскому потребителю... Обе стороны признают, что для масштабной локализации ситуация в России сейчас совсем неподходящая. И потому рассматривается возможность начала сборки на принципах SKD, то есть из ввозимых комплектов... Участники проекта рассчитывают, что специальным правительственным постановлением будут снижены таможенные пошлины на ввозимые сборочные комплекты". (“Биржа плюс авто" № 6 от 17.02.99 г.)
Специального правительственного постановления ГАЗ и FIAT ждали около года, но так и не дождались. И хотя был создан сборочный участок, завезенное оборудование так и не было распаковано. А в начале 2000 года были объявлены новые планы.

2000-й: Проект урезан наполовину

“Вновь изменились планы учредителей СП “Нижегород Моторс" по реализации проекта ГАЗ—FIAT. На встрече, прошедшей недавно в Турине, было решено отложить начало выпуска нижегородских “Фиатов" до 2002 года, скорректирован и модельный ряд автомобилей. Основные же показатели проекта пока остаются без изменений..." (“Биржа плюс авто" № 6 от 09.02.2000 г.)

Комментируя эти решения в интервью нашей газете, советник президента ОАО “ГАЗ" Геннадий Суворов пояснял: “Мы отказались от начала производства по системе SKD — это принципиальная вещь. Она означает, что автомобили с отвернутыми бамперами сюда приходить не будут... Упор сделан на более дешевые автомобили: “Палио", “Палио Уикенд", “Сьена Макси"..." (“Биржа плюс авто" № 6 от 09.02.2000 г.)

А в марте того же года в ходе визита тогда еще исполнявшего обязанности президента России Владимира Путина было наконец подписано инвестиционное соглашение между Министерством экономики РФ и ЗАО “Нижегород Моторс", из содержания которого следовало: проект ГАЗ—FIAT больше не является самым грандиозным автосборочным проектом в России. “Основные параметры проекта существенно изменились... Объем производства при выходе на проектную мощность составит 75 тысяч автомобилей, то есть ровно вдвое меньше, чем предполагалось. Соответственно сократятся и инвестиции — с 850 до 400 миллионов долларов... Судя по всему, отказаться от грандиозных планов его участникам было непросто. Николай Пугин, в частности, и сегодня говорит, что проект не урезан, а разделен на стадии: “В 2002 году мы начнем с 50 тысяч автомобилей, через год прибавим еще 25, а потом... Конечно, есть доля риска в моих словах, но я уверен, что этот проект мы увеличим до первоначальных параметров. Правда, времени для этого потребуется больше, чем мы предполагали". (“Биржа плюс авто" № 13 от 29.03.2000 г.)

2000-й: На оптимизме Пугина и Кантареллы

Августовский кризис 1998 года, вместе с которым рухнул и рынок иномарок в России, стал, безусловно, главным препятствием для проекта “Нижегород Моторс". Главным, но не единственным.
Начиная проект ГАЗ—FIAT в 1997 году, его идеологи исходили из того, что самые популярные российские автомобили — вазовские — имеют “итальянские корни" и имидж марки FIAT в нашей стране достаточно высок.
Вообще в представлении российского потребителя тогда европейский автомобиль просто не мог быть некачественным. Но это заблуждение начинало проходить по мере того, как в Россию завозилось все больше и больше иномарок. Менялось и отношение к фиатовским моделям.

Кроме того, к 2000 году как на ГАЗе, так и на FIAT серьезно обострились финансовые проблемы.

Оценив ситуацию, из состава учредителей совместного предприятия вышел ЕБРР. Половину своего пакета акций пытался продать и ГАЗ — администрациям Н. Новгорода и Нижегородской области. “Скажу откровенно: “Нижегород Моторс" держится на оптимизме Пугина и Кантареллы, — признавался в интервью нашему еженедельнику президент ГАЗа. — В условиях, когда есть проблемы и у ГАЗа, и у ФИАТа, идею можно было бы давно похоронить. Почему я так держусь за этот проект? Потому что вижу в нем наше будущее..." (“Биржа плюс авто" № 27 от 05.07.2000 г.)

На оптимизме Пугина и Кантареллы проект продержался еще несколько месяцев. Но к концу года на ГАЗе сменился собственник, а вместе с ним и власть. Чуть позже свои посты в руководстве FIAT вынуждены были оставить Паоло Кантарелла и Роберто Тесторе...

2001-й: Партнером ГАЗа может стать вовсе не FIAT

Новая команда менеджеров ГАЗа придерживалась исключительно прагматичного подхода, просчитывая варианты наибольшей отдачи как от действующего производства, так и от перспективных проектов. “Нижегород Моторс" большой и быстрой отдачи не сулил. Но в марте 2001 года “в Италии глава “Сибирского алюминия" Олег Дерипаска и исполнительный директор концерна FIAT Паоло Кантарелла подписали протокол о намерениях по взаимному сотрудничеству...

На этот раз в Италии Виктор Беляев как генеральный директор ГАЗа сделал почти сенсационное заявление. Радушно принимавшим российскую делегацию итальянцам он сообщил, что сегодня ГАЗ находится в поиске стратегического партнера и таким партнером может стать вовсе не FIAT... В качестве возможных вариантов называются Ford Motors и Volkswagen... Впрочем, это пока не означает, что все прежние договоренности относительно совместного предприятия “Нижегород Моторс" отменяются..." (“Биржа плюс авто" № 9 от 06.03.01 г.)
Определиться с выбором иностранного партнера новый гендиректор ГАЗа обещал через три месяца, но этого не случилось до сих пор.

2002-й: “Наши связи не порваны"

Через год сменивший Виктора Беляева на посту гендиректора ГАЗа Дмитрий Стрежнев, говорил по этому поводу: “Мы разработали абстрактные требования к иностранному партнеру. Но, не определившись в отношениях с ФИАТом, мы не можем вести переговоры с другими компаниями" (“Биржа плюс авто" № 3 от 24.01.02 г.).
О проекте “Нижегород Моторс" вспомнили еще раз в связи с новыми планами ГАЗа по созданию легкового автомобиля класса D. “Несмотря на то что предприятие “Нижегород Моторс" испытывает серьезные трудности, наши связи не порваны, мы ищем решение, как развиваться в классе D, — заявил Николай Пугин". (“Биржа плюс авто" № 22, 06.06.02 г.) Назывались даже более или менее определенные сроки и вполне конкретная модель. “...Через три года ГАЗ, возможно, будет выпускать автомобиль класса D, созданный на базе Fiat Stilo... Проект будет реализован в рамках совместного предприятия “Нижегород Моторс", учрежденного еще в 1988 году". (“Биржа плюс авто" № 49 от 11.12.02 г.)

2003-й: “Популистское, непродуманное решение"

Просто отказаться от сотрудничества с FIAT новые владельцы ГАЗа, видимо, не могли — скорее всего, по политическим соображениям. Ведь на протяжении многих лет представители государственной власти не раз демонстрировали свою поддержку совместного российско-итальянского проекта. И хотя СП продолжало формально существовать, о нем уже практически не упоминали.

Впрочем, в ноябре 2003 года “в рамках государственного визита в Италию президента РФ Владимира Путина компания “Базовый элемент" (переименованный “Сибирский алюминий". — Прим. ред.) и FIAT S.p.A заключили протокол о намерениях, предусматривающий качественное развитие в области автомобилестроения". (“Биржа плюс авто" № 45 от 20.11.03 г.) В официальном сообщении по этому поводу говорилось о возможном производстве в России “некоторых моделей FIAT. Но к многострадальному “Нижегород Моторс" эти планы, как выяснилось, уже не имели отношения. По словам Владимира Чураева, занимавшего тогда должность директора по развитию ОАО “ГАЗ", “о возврате к СП “Нижегород Мотрс" речи нет и быть не может: это было непродуманное, популистское решение". (“Биржа плюс авто" № 47 от 04.12.03 г.)

2004-й: ГАЗ расстался с “Нижегород Моторс"

В минувшем году вспомнить о проекте представился лишь один повод. Но какой! “ГАЗ продал принадлежащие ему акции СП и с 30 сентября 2004 года не является его совладельцем. В пресс-службе ГАЗа пояснили, что акции проданы в соответствии с программой выхода предприятия из непрофильных и неработающих проектов. Сборку автомобилей для ГАЗа непрофильным бизнесом не назовешь, но СП “Нижегород Моторс" все это время оставалось “бумажным" проектом". (“Биржа плюс авто" № 41 от 14.10.04 г.)

И в “Руспромавто", и на ГАЗе говорят, что продажа акций “Нижегород Моторс" не означает прекращения сотрудничества с концерном FIAT. Но с выпуском легковых автомобилей это сотрудничество теперь вряд ли будет связано. Как известно, руководство “Руспромавто" давно ведет переговоры на этот счет, а среди потенциальных стратегических партнеров ГАЗа назывались “все ведущие мировые брэнды". И хотя результатов пока нет, гендиректор компании Александр Юшкевич в декабре прошлого года сообщил, что FIAT в этом списке не значится.

Ольга САФРОНЫЧЕВА, Биржа+Авто

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.