Красно стеклышко

28.01.2005
Просмотров: 1491

Формат, с которым «ДОКСтекло» сейчас выходит на рынок — это организация небольших производственных участков, на которых установлено по одной ванне и по три печи

Красно стеклышко

Почему оно цветное

Окрашенные стекла изобрели не вчера — они появились даже раньше полностью прозрачных. В античные времена мастерам не удавалось приготовить достаточно чистое сырье, и все производимые тогда стекла были «тонированными». В средние же века технология изготовления цветных стекол достигла больших высот. В расплавленную стеклянную массу добавлялись соли различных металлов, и цвета получались очень сочными, яркими, а сами стекла — долговечными. Некоторые средневековые витражи сохранились до сих пор. По подобной технологии окрашенные стекла изготавливают до сих пор, в том числе и в промышленных масштабах. Но для смены цвета на предприятии нужно остановить конвейер, сменить шихту, затем неделю придется выпускать брак, чтобы после этого в течение месяца изготовить годовой запас стекла одного тона. Омертвление капитала высочайшее. А потому в России эта технология используется лишь Саратовским институтом стекла, цветовая палитра продукции которого очень ограничена, и продается такое стекло примерно по 350 руб. за кв. м. Зарубежные же производители выпускают стекла широкой цветовой гаммы, но 1 кв. м их продукции стоит не менее 25 евро. Между тем спрос на тонированное стекло постоянно растет — его все чаще используют при остеклении и зданий, и автомобилей. А потому появились и новые технологии тонирования стекол. Например , на стекла наклеивают цветные полимерные пленки. Выбор таких пленок в России велик, стоят они от 250 руб. за кв. м, но, к сожалению, очень быстро выцветают. Другой вариант — на поверхность стекол наносят металлы методом электродугового или магнетронного распыления. Стоит это «удовольствие» примерно 250 руб. за кв. м. Но покрытие получается очень нестойким к механическим воздействиям — его можно поцарапать даже ногтем. Теоретически существует и еще один способ тонирования — обработка стекла некоторыми химическими растворами. Но из-за крайней ядовитости таких растворов сейчас эта технология нигде в мире не применяется. Несколько лет назад трое нижегородцев — Виктор Дроботенко, Алексей Олейник и Михаил Конев — разработали свою технологию тонирования. Стекло опускается в ванну с химическим раствором определенного состава, затем переносится в печь для термообработки и… На этом все. Покрытие получается очень твердым и химически стойким (растворяется только концентрированным раствором некоторых кислот). Как сами растворы, так и получаемые под их воздействием поверхности абсолютно нетоксичны. Себестоимость же обработки стекла по такой технологии составляет примерно 30 руб. за 1 кв. м. Для триумфального шествия новой технологии по миру у изобретателей, как казалось, были все предпосылки, и они начали изготовление своей продукции на опытно-производственном участке, но… Бизнес у них не получился.

 Кто возьмется?

 «Изобретатели пришли к нам в Инновационно-технологический центр ННГУ, — рассказывает нынешний директор ЗАО «ДОК-Стекло» Андрей Ершов, — с просьбой поставить в их компании менеджмент. И это решение было правильным. У всех троих — светлые головы, они замечательные ученые, но причиной прежних неудач было полное отсутствие знаний и опыта по ведению бизнеса». Новая бизнес-стратегия компании не предполагает организации собственного производства тонирования стекол. Прибыль пойдет от торговли лицензиями и продажи химических растворов. Ведь, по мнению г-на Ершова, разработанная нижегородскими учеными технология идеально подходит не для крупного или среднего, а для малого бизнеса — потому лучше внедрить ее на многих предприятиях, чем обеспечивать «весь мир» тонированным стеклом из Нижнего Новгорода. Формат, с которым «ДОКСтекло» сейчас выходит на рынок — это организация небольших производственных участков, на которых установлено по одной ванне и по три печи. Располагаться такой участок может «хоть в гараже», а инвестиций для создания производства, по расчетам Андрея Ершова, потребуется чуть больше 2 млн руб., включая формирование оборотных средств, закупку растворов, лицензионные платежи и расходы на рекламу. При производительности участка в 7,5 тыс. кв. м тонированного стекла в месяц вложения окупятся уже через 3–4 месяца. Естественно, на таком участке используется очень много ручного труда, но как только рынок воспримет новую продукцию, можно будет спроектировать и построить высокотехнологичную автоматизированную линию. Желающие заработать на нижегородском изобретении уже нашлись. Компанией «ДОК-Стекло» подписаны два лицензионных соглашения. Краснодарским предпринимателям переданы права на производство и продажу нового тонированного архитектурного и автомобильного стекла на территории Южного федерального округа. Там купили цех на разваливающемся заводе, отремонтировали его, установили оборудование и в декабре уже начали пробный запуск. Второй лицензиат работает в Калининграде. Но производство тонированного стекла там начнется лишь ближе к лету. Кроме того, ведутся переговоры с предпринимателями Молдовы и Израиля.  — А как же Нижний Новгород?  — Увы, здесь у нас партнеров пока не нашлось, — с сожалением ответил Андрей Ершов. — Хотя в Нижнем могут быть какие-то особые условия сотрудничества, более гибкие варианты. Производство в Нижегородской области нам очень нужно в демонстрационных целях. А потому, если в ближайшее время мы не найдем здесь партнеров, начнем производить тонированное стекло сами. На этом можно и заработать — оборудование у нас уже есть, а спрос на качественные тонированные автомобильные стекла в городе имеется. Хотя я точно знаю, что хочу заниматься наукоемким бизнесом, а не тонировать стекла.

 Заработать на науке

 По замыслу г-на Ершова, «ДОК-Стекло» в ближайшее время должно стать малым наукоемким предприятием, на котором лишь несколько сотрудников-ученых смогут обеспечить огромные обороты. Здесь будет лаборатория, где разрабатываются и изготавливаются растворы. Чем больше стекол будет тонироваться по технологии этой фирмы, тем больше она получит лицензионных платежей. А все заработанные средства будут вкладываться в новые научные разработки. «Средства у нас будут, — уверяет Андрей Ершов. — Мы только приступили к освоению рынка архитектурного и автомобильного тонированного стекла. Но ведь это еще не все. У разработанных покрытий достаточно большие коэффициенты отражения. Санэпидемслужба выдала заключение, что и покрытия, и использующиеся при их изготовлении химические растворы абсолютно нетоксичны. А значит, по этой технологии можно будет тонировать, к примеру, пивные бутылки, чтобы пиво дольше оставалось холодным. Это очень хорошее конкурентное преимущество, которое, я думаю, будет оценено по достоинству любой пивоваренной компанией». Но пока предложений пивоварам не направлялось, поскольку г-н Ершов считает, что к переговорам с сильными партнерами нужно приступать лишь тогда, когда собственные позиции достаточно сильны. «Подождите, вот заработают на полную мощность производства в Краснодаре и Калининграде, появится собственный участок в Нижнем Новгороде, технология начнет давать реальную, а не расчетную прибыль, — поясняет г-н Ершов, — и цена вопроса изменится принципиально». Ждать, похоже, осталось недолго.

Валерий Браун

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 3

николай 24.04.2006 18:12:00
Яndex поможет.
анатолий 25.03.2006 12:51:00
как связаться? 89094138121
дмитрий артеменко 14.08.2005 18:47:00
нужны координаты