Весь округ удивился: «ГАЗ» остановился

31.01.2005
Просмотров: 1484

В перерыве между сменами тысячи рабочих пришли на митинг, чтобы выразить свое отношение к происходящему.

Такое случилось впервые за всю историю горьковского автогиганта: главный конвейер по производству легковых автомобилей остановлен, причем на неопределенное время, из-за отсутствия комплектующих, а именно - двигателей производства Заволжского моторного завода (ЗМЗ). Парадокс ситуации заключается в том, что когда-то это предприятие создавалось именно «под ГАЗ» и долгие годы успешно сотрудничало с автозаводом.

В минувший четверг в перерыве между сменами тысячи рабочих пришли на митинг, который скорее напоминал собрание, чтобы выразить свое отношение к происходящему. Смысл выступлений его участников сводился к тому, что негоже трудовым коллективам, и сегодняшний день, и будущее которых трудно представить друг без друга, слепо подчиняться решениям неких менеджеров, тем более что руководители противоборствующей стороны - речь идет об ОАО «Северсталь-Авто», в состав которого входит ЗМЗ, сидя в московских кабинетах, вряд ли адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию.

Предыстория ее такова. Еще в декабре минувшего года «Северсталь-Авто» без каких-либо серьезных обоснований объявила о повышении цен на двигатели, в том числе и для Павловского автобусного завода, который, как и «ГАЗ», входит в холдинг «РусПромАвто», в среднем на 24 процента. А это неизменно приводит к повышению стоимости автомобилей как минимум на 10 тысяч рублей. С таким решением ОАО «ГАЗ» не могло согласиться, расценивая такой шаг партнеров как попытку остановить производство на двух крупнейших автозаводах региона. Только вот с какой целью? Ведь без работы остаются не только производители автомобилей, но и коллектив самого Заволжского моторного завода.

К тому же нельзя не учитывать и того обстоятельства, что только в прошлом году «Северсталь» повысила стоимость поставляемого на «ГАЗ» металла на 60 процентов, что вынудило предприятие на пять процентов поднять цены на автомобили. Увеличивать их вновь - значит снизить конкурентоспособность отечественных авто на российском, и не только, рынке.

Как уже отмечалось, «ГАЗ» и ЗМЗ связывают десятилетия тесного сотрудничества, и даже в самые регрессивные периоды развития экономики автозаводу удавалось найти общий язык с одним из главных партнеров, хотя нередко приходилось идти на уступки. Так, автогигант до последнего времени ежемесячно поставлял заволжанам 151 наименование комплектующих на двигатели - всевозможные детали, поковки и отливки. И это при том, что ЗМЗ, постоянно повышая цены на двигатели, диктовал «ГАЗу» свои весьма жесткие условия, в результате автозавод, чтобы получить необходимое количество моторов, вынужден был продавать свою продукцию партнерам себе в убыток, который только в прошлом году составил 106,8 миллиона рублей. А в адаптацию двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 к своим автомобилям «ГАЗ» вложил восемьсот миллионов рублей.

Все последние годы руководство ЗМЗ постоянно настаивало на увеличении объемов поставок своих двигателей, и «ГАЗ» с пониманием относился и к подобным пожеланиям, отказывая в этом другим партнерам. Так, если в 2002 году автозаводцы закупили у заволжан 152 тысячи двигателей, то в 2004 году - уже 213 тысяч. Теперь свыше 80 процентов продукции ЗМЗ, ставший по сути монополистом, поставляет на «ГАЗ».

Все это, в конечном счете, позволило ЗМЗ получить в 2004 году миллиардную прибыль. Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Терпение автозаводцев лопнуло. Главный конвейер был остановлен. Тысячи людей отправлены в административные отпуска. Рабочие дни января администрация вынуждена была перенести на второй-четвертый кварталы года, когда ситуация нормализуется. Чтобы выполнить годовой бизнес-план, работать придется в три смены. А чтобы не ущемить интересы работников, занятых изготовлением легковых автомобилей, зарплата за январь по требованию профкома им будет выдана в полном объеме, хотя собрано ими в этом месяце всего лишь 233 машины - это суточная норма. Столько оставалось на складах двигателей...

Чтобы защитить свои экономические интересы, «ГАЗ» вынужден был принять решение перейти на закупку двигателей у альтернативных поставщиков, сократив заказ на приобретение моторов ЗМЗ на 65 тысяч. В настоящее время популярные автомобили семейства «ГАЗель» и «Соболь» оснащаются двигателями производства ульяновского ОАО «Волжские моторы». Это предприятие способно выпускать и двигатели для «Волг», они даже прошли соответствующую сертификацию, но к ним у нижегородцев пока остаются претензии по качеству.

Учитывая это, в Ульяновск направлена группа автозаводских специалистов, и не исключено, что выход будет найден.

Большие надежды возлагаются и на результаты визита на «ГАЗ» делегации компании «Даймлер Крайслер», которая как раз в эти дни побывала в Нижнем. Дело в том, что уже сейчас двигатели этой фирмы, по желанию покупателей, могут устанавливаться на «Волги», причем стоимость их практически равна цене моторов ЗМЗ с той разницей, что качество их несопоставимо.

Как отмечается в сообщении пресс-службы ОАО «ГАЗ-, действия руководства ОАО «Северсталь-Авто» не имеют ничего общего с честной конкурентной борьбой и преднамеренно обостряют отношения давних партнеров, накаляют экономическую и социальную обстановку в стране. Достаточно сказать, что только в Нижегородской области от сотрудничества с «ГАЗом» зависит судьба коллективов 243 предприятий, осуществляющих на автозавод поставки комплектующих, а во всей России таковых - тысячи.

Остановка производства на ЗМЗ, «ГАЗе», «ПАЗе», а также временное сокращение его на «Волжских моторах» (ОАО «Северсталь-Авто» одновременно отказалось от закупки двигателей этого также входящего в «РусПром-Авто» предприятия для «УАЗа») не только повысит уровень безработицы, но и резко сократит налоговые поступления в бюджеты всех уровней, отрицательно скажется на инвестиционной привлекательности Приволжского федерального округа. Остается вопрос: кому это выгодно?

В обращении участников митинга к полпреду Президента РФ в ПФО Сергею Кириенко говорится: «Те, кто принимают безответственные решения по необоснованному взвинчиванию цен, во главу угла ставят собственную выгоду и не желают думать о судьбах своих работников... Погоня за сиюминутной прибылью, нежелание просчитать трагические последствия ведут к ослаблению позиций российских предприятий на автомобильном рынке и сводят на нет развитие отечественного автомобилестроения в целом». Как видим, рабочие в отличие от новоиспеченных хозяев «Северсталь-Авто» думают не только о себе.

Впрочем, это прекрасно понимают и руководители конфликтующих предприятий. Вот почему прерванные было переговоры об условиях урегулирования ситуации были возобновлены. Теперь ЗМЗ смягчил свои требования, настаивая на увеличении цены двигателей не на 24, а лишь на 14 процентов, требуя при этом, чтобы «ГАЗ» возобновил поставки комплектующих и заключил договор на приобретение 210 тысяч моторов -это почти столько же, сколько в минувшем году. Но теперь автозаводцы, чтобы избежать почти полной зависимости от основного поставщика, вряд ли пойдут на это. Вот и получается, что наша область не только теряет рабочие места, но и недополучит значительные суммы в бюджеты всех уровней. Такая вот грустная постновогодняя история... 

P.S. Когда этот материал уже был подготовлен к печати, мы получили сообщение о том, что Горьковский автомобильный и Заволжский моторный заводы достигли-таки договоренности по поставкам двигателей и литых заготовок на 2005 год. Переговоры проходили в Москве на уровне руководства ОАО "РусПромАвто" и ОАО "Северсталь-Авто". По итогам встречи стороны заключили соглашение о поставках двигателей ЗМЗ на «ГАЗ» и литых заготовок «ГАЗа» на ЗМЗ, что позволит обоим предприятиям возобновить работу в полном объеме уже в самое ближайшее время.

Давно бы так. А то получалось как в известной поговорке: паны дерутся, а у холопов чубы трещат.

Владимир Алексеев

Источник: Труд, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.