Нижегородский архитектурный рейтинг 2004—2005 гг.

01.02.2005
Просмотров: 1561

В конце декабря 2005 г. бдут подведены итоги “Нижегородского архитектурного рейтинга”: узнаем, какие новостройки города будут признаны лучшими за последние два года.

“Нижегородский архитектурный рейтинг” — акция, которая в этом году пройдет в шестой раз.

Это уже традиция — не многовековая, конечно, но многолетняя, что в нашей переменчивой и непредсказуемой действительности весьма ценно.

“Нижегородский архитектурный рейтинг” — это способ привлечения внимания широкой общественности к работе архитекторов, к градостроительным изменениям, происходящим в городе. И вместе с тем — форма презентации удачных работ.
“Нижегородский архитектурный рейтинг” — совместный проект еженедельника “Биржа плюс cвой дом” и Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства МК РФ.

В 1997 году весной в ГЦСИ было заложено новое направление работы — “Архотека” (архив новейшей архитектуры Нижнего Новгорода). В конце года в Доме архитектора прошла презентация итогов первого “Архитектурного рейтинга”.
Акция проходит при постоянной поддержке Союза архитекторов (в других региональных отделениях этой творческой организации подобных традиций вообще нет).

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ рейтинг новостроек?

Как во всех серьезных конкурсах. На первом этапе мы собираем длинный список — туда входят все постройки, которые сами авторы проектов сочтут потенциально достойными звания лучших. В длинном списке бывает от 20 до 50 зданий. Этот список пополняется неспешно — до ноября.

В ноябре на основании длинного списка мы проводим опрос среди ведущих архитекторов города: какие здания, на их взгляд, достойны быть названными лучшими произведениями последних двух лет?

Вот тут список сокращается существенно — до 7—10 номинантов.

Шорт-лист получают эксперты: архитекторы, архитектурные критики, обозреватели центральных и специализированных изданий. Им же предоставляется не только короткий список, но и картинки — на случай, если сами эксперты не могут приехать в Нижний. Естественно, при таком ознакомлении с объектами исключается возможность оценить контекст и то, что называется дух места. Однако хороший профессионал, как известно, умеет составить представление о предмете даже по описанию его концепции в журнале... “Архитектурный рейтинг” — это не Олимпийские игры, поэтому доли впечатлений и живых эмоций просачиваются в проект, в основном, на первом этапе и лишь отчасти — на втором — через Интернет.

По итогам голосования экспертов каждый номинант получает определенное количество баллов — по ним и определяется место здания в рейтинге.

Чем ИТОГИ “РЕЙТИНГА” ОТЛИЧАЮТСЯ, предположим, от наград на профессиональных конкурсах?

Чаще всего лучшими — и там, и здесь — оказываются одни и те же здания. Конечно, это лишает нашу акцию некой интриги, но мы как организаторы стараемся все-таки интригу сохранить. Да и сама жизнь помогает нам в этом. Достаточно вспомнить прошлый “Рейтинг” 2002—2003 годов, когда конкуренцию “Этажам” составили “Сити” и “Шоколад”, а в голосовании экспертов лидировали и жилые дома...
Отличие от профессионального конкурса состоит в том, что в “Рейтинге” результаты всегда могут быть скорректированы общественным мнением. По крайней мере, такая возможность существует: ведь обсуждение номинантов проходит больше чем полгода — следите за публикациями!

КАК УЗНАЮТ ОБ ИТОГАХ те, кто не пойдет на презентацию “Нижегородского архитектурного рейтинга”?

Как правило, проведение “Рейтинга” сопровождается большим количеством публикаций (в местной, региональной и центральной прессе), показом сюжетов по ТВ. Нас всегда поддерживают наши партнеры — авторы программы “Строй!” (студия ННТВ), неизменный интерес к проекту отражается и в передаче Екатерины Рындык “Без антракта” (ТК “Волга”). Кроме того, по итогам акции мы выпускаем плакат, намерены выпускать и другую печатную продукцию.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИТОГОВ, как известно, представляет собой перформанс с коллективным поеданием торта — кулинарной модели здания-победителя. ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?

Во-первых, это означает веселье: кулинарные интерпретации архитектуры обычно очень забавны.

Во-вторых, это не просто поедание, а определенный ритуал. И торт здесь возникает не случайно. Нашу традицию — с тортами — пытались и пытаются повторить многие организаторы всевозможных праздников, не задумываясь, какую смысловую нагрузку это несет.

На самом деле мы считаем, что каждое новое произведение архитектуры — это подарок всему городу, независимо от того, стал ли лучшим жилой дом, торговый центр или банк. Не буквально подарок, а в духовном и эстетическом смысле. Донести этот смысл, сделать его более наглядным можно через символ.

Торт и становится таким символом. Это десерт — то, что не требуется для насыщения, но доставляет наслаждение. Наслаждение, в некоторой степени способное сравниться с эстетическим, но более доступное для понимания и восприятия радостного события. Таким образом, восприятие сводится на более низкий, физический уровень. Это не умаляет достоинств нового здания, ведь оно еще не обросло мифами, не имеет своей истории и рассматривается исключительно в категории эстетического.

Потому, когда веселую толпу угощают, например, тортом в виде Дмитриевской башни, смысл этого действия совершенно иной. Эта башня кремля воздействует в большей степени не на эстетические, но на патриотические чувства, призвана вызывать гордость за нашу общую историю. Она уже является символом исторического города. Перевод высокого символа в символ наслаждения — это игра на понижение, профанация памятника. Для чего? Ясно, что никто о плохом не думал. Но в таких играх важно просчитывать все возможные истолкования знаков и символов — во избежание неприятного послевкусия.

Поедание же “нового здания” имеет и второй, более очевидный смысл — это примирение. Архитекторы как люди творческие и тонкие хорошо это чувствуют. И не случайно Сергей Александрович Тимофеев как человек открытый, непосредственный и опытный посмеялся на первом “Рейтинге” (запись есть в архиве программы “Строй!”) над собственным желанием “съесть “Харитонова”, взять бы “кусочек Пестова”... И это совсем не то, чтобы наслаждаться тортом, украшенным кремовым портретом, сделанным с фотографии друга. Подобные сюрпризы — для совсем уж циничных и бесчувственных потребителей кулинарных услуг!

Так что, когда мы вместе едим торт, это означает, что мы соглашаемся расстаться с иллюзиями, избыточными амбициями, делимся успехом со всеми и каждый этот успех готов принять и уважать... Странно представить, что однажды кому-то захочется опять отведать, предположим, кремовой “Гарантии”. Увы! Невозможно предположить, что вкус будет хорошим. Даже если мастера-кулинары сильно постараются.
Почему изменилась форма проведения “Рейтинга”?

Действительно, в 1997 году в первый раз акция делилась на два параллельных потока. Мы спрашивали мнение специалистов и мнение наших читателей по поводу лучших построек десятилетия. Специалисты выбрали здание Налоговой инспекции на улице Фрунзе, горожане — банк “Гарантия”... Но позже от опроса, имитирующего социальный, мы отказались. Это вовсе не означает, что нам мнение читателей неинтересно — напротив! Наши читатели, например, участвовали в конкурсе, где им нужно было угадать, как распределятся голоса экспертов, и угадали! Не все, а Максим Малеин — тогдашний студент младшего курса, а теперь — один из авторов проекта “Подсолнухов” (“Биржа плюс свой дом”, № 1 за 2005 г). И теперь мы тоже намерены привлечь читателей к обсуждению работы архитекторов — путем отдельного голосования на сайте. Но окончательное решение все-таки будет зависеть от мнения специалистов — принципиально! Мы считаем, что это позволяет максимально ограничить “Рейтинг” от вторжения сиюминутных настроений и вкусовщины.

Ведь нам не все равно, что есть.

Фото из архива редакции

Марина Игнатушко

Источник: Архив: Биржа+Свой дом
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.