С корабля на бал

02.03.2004
Просмотров: 1695

Интервью с генеральным директором ООО “ГАМА" Дмитрием ГАЛКИНЫМ

Лидером по объему инвестиций в развитие туристической индустрии-2003 стала компания “ГАМА". О секретах и проблемах круизного бизнеса — в интервью с генеральным директором ООО “ГАМА" Дмитрием ГАЛКИНЫМ.

СПРАВКА. Галкин Дмитрий. Родился в 1964 году в г. Горьком. Имеет два высших образования: окончил Горьковский политехнический институт по специальности “инженер-электрик" и Высшую школу экономики по специальности “менеджер". Работал на заводе “Красное Сормово" и в СП “Теком". С 1994 года — учредитель и генеральный директор ООО “ГАМА". Женат. Воспитывает троих детей. На днях Дмитрий стал членом некоммерческого объединения нижегородских предпринимателей “Партнерство".

СПРАВКА. ООО “ГАМА". Образовано в 1994 году. Сфера деятельности — внутренний и выездной туризм. С 2002 года соучредитель ООО “Пансионат "Волга" (лидер нижегородской туриндустрии-2003 в номинации “Лучший пансионат").

Объем инвестиций в 2003 году составил 8,9 млн рублей.

Лидер нижегородской туриндустрии в двух номинациях — “Лучший оператор по внутреннему туризму в сегменте круизного туризма" и “Лидер по объему инвестиций в развитие туриндустрии Нижегородской области" (конкурс проводился министерством экономики правительства Нижегородской области).

— Дмитрий Николаевич, ваша компания не только лидер региона по инвестициям в туриндустрию. У фирмы роскошный по сравнению с другими офис; вы бесплатно предоставляете пансионат “Волга" для проведения различных мероприятий — заседаний Клуба маркетологов, совещаний по туризму и т. д. Откуда деньги?

— Мы были круизной компанией. Большая часть наших активов работала на организацию речных круизов по Волге. На этом и зарабатывали.

— Но вы не единственная круизная компания в регионе. Однако дела не у всех идут так хорошо.

— Наше преимущество заключается в том, что мы работаем по другой схеме, нежели наши коллеги. Скажем, на теплоходе 360 мест. Чтобы окупить фрахт корабля, необходимо продать 80%, то есть 288 мест. Остальные 72 места — это сверхзадача, которая составляет нашу прибыль. Так вот, большинство компаний, работающих на этом рынке, арендуют корабль и пытаются загрузить его сами. Однако в одном городе и одна фирма, даже очень раскрученная, не может продать оставшиеся 20% мест по нормальным ценам, заложенным в прайсе. Для того чтобы их продать, компаниям необходимо проводить распродажу с существенными скидками или предлагать их громадному количеству турагентств с уровнем комиссионных в 15—16%. При этом ни одно турагентство не может гарантировать продажу этих мест и уж тем более активно привлекать клиента, поскольку таких предложений у него большое количество.

Мы работаем иначе. С 1997 года мы добиваемся максимального финансового результата не от продажи 80% мест по самой высокой цене, которая предусмотрена прайсом, а отдаем фиксированное количество мест для распространения нашим партнерам в другие города на Волге. Это туристическая фирма “Чебоксарский Якорь" в Чебоксарах, туристическое агентство “Столица" в Казани, “Акварель-Круиз" в Самаре, “Бюро путешествий и экскурсий" в Саратове и туристическая фирма “Пилигрим" в Волгограде. При этом предоставляем им комиссию в объеме 20%.

— Это существенная цифра.

— Зато взамен мы получаем ответственность, которая стоит этих денег. Получается, что мы не 80% мест продаем в Нижнем Новгороде, а 60%. Остальное реализуют наши партнеры в течение всей навигации — с 30 мая до 13 сентября. Вот за счет этого деления ответственности и денег зафрахтованные нами теплоходы загружаются не на 80%, а на 96—100%. Причем, что очень важно, такая загружаемость наших кораблей — не только в пик сезона, а весь сезон, от мая до сентября.

— И все-таки 40% мест вы продаете с существенными потерями для себя. Разве продажа 80% мест по нормальной цене не выгоднее продажи 60% по той же цене?

— Да, мы предоставляем нашим партнерам возможность хороших заработков. Однако сами мы пожинаем плоды за счет рационального использования всего теплохода, а не какой-то его части. Дело в том, что последнее время политика пароходства строится таким образом, что зарабатывать непосредственно на фрахте корабля получается все меньше и меньше. Фрахтовая ставка повышается год от года, и с этим ничего не поделаешь: если кто-то не справляется с ней, то уходит с рынка. Поэтому нам все больше приходится зарабатывать на услугах, предоставляемых внутри теплохода. Например, на услугах баров и ресторанов, так как их аренда входит в ставку аренды всего корабля. А ресторанный бизнес очень простой: есть зарплата, которую надо выплатить, есть сырьевой набор, который нужно оплатить, и очень удобная схема работы по ЕНВД, когда определяется площадь ресторана, коэффициенты и их стоимость. При массовом кормлении это довольно выгодно. И здесь главное подспорье — достичь максимальной посадки пассажиров, в чем мы и преуспели. Кормить триста шестьдесят пассажиров выгоднее, чем двести восемьдесят восемь.

— Другими словами, в круизном бизнесе сменились акценты, и вы одни из немногих, которые это осознали в полной мере.

— Видимо, так. Хотя круизные компании могут арендовать рестораны на теплоходах с 1998 года. До этого был монополист “Волга-Ресторан-Сервис" — одна из структур пароходства, и получалось так, что туркомпании загружали теплоход туристами, а те обслуживались в ресторанах фирмы “Волга-Ресторан-Сервис". Но с 1998 года нижегородский антимонопольный комитет обязал пароходство сотрудничать не только с этим предприятием. К тому же на встречах с коллегами я не скрываю нашего принципа работы по загрузке теплоходов. Почему большинство из них до сих пор работает по другим схемам, я не знаю.

— Получается, что вы стали лидером по объему инвестиций в отрасль за счет собственных средств, без привлечения кредитов?

— Кредиты — это очень сложно и опасно, так как процент по ним слишком велик. Кроме того, к отрасли, в которой мы работаем, у инвесторов сложилось отношение недоверия: люди пока не понимают, что это за бизнес. Они хорошо понимают оптовую и розничную торговлю, прекрасно понимают нефть и газ (а если не понимают, то уверены, что это стоит сил и средств). А туризм у нас в стране на сегодняшний день инвестиционной привлекательностью не обладает. Когда мы пытались брать кредиты, нам называли такие проценты, что проекты сразу становились убыточными. Я даже не могу привести ни одного примера в Нижегородской области, чтобы в туризме было что-то сделано на кредитные деньги.

— Но, несмотря на то, что круизная деятельность позволяет вам развиваться, вы все-таки диверсифицируете свой бизнес. В 2002 году вы стали соучредителями ООО “Пансионат “Волга". Почему?

— Действительно, до 2002 года ООО “ГАМА" на 99% была круизной компанией. Но сейчас наши приоритеты поменялись. Это связано, во-первых, с политикой пароходства. А во-вторых, громадный потенциал заложен в сфере въездного туризма. В 2003 году количество туристов, посетивших Нижегородскую область, выросло на 15%. Конечно, в некоторой степени на это повлияли мировые события (атипичная пневмония, война в Ираке). Но интерес к региону растет, и я думаю, что в 2004 году динамика роста посетителей Нижегородской области сохранится на том же уровне. С этим убеждением связан и наш интерес к пансионату “Волга". Кстати, по итогам первого года работы пансионат продемонстрировал очень хорошие финансовые результаты: при среднегодовой заполняемости номерного фонда в 47% оборот “Волги" составил около 6 млн рублей. Поэтому мы обязательно продолжим работу в этом направлении. В этом году планируем поставить на “зеленую стоянку" рядом с пансионатом теплоход, а также построить на территории “Волги" коттеджный поселок.

— Вы буквально из руин подняли пансионат “Волга" до европейского уровня, а это громадные инвестиции. Почему не стали дожидаться закона о поддержке предприятий, вкладывающих в развитие туристической инфраструктуры? Региональное минэкономики планирует разработать его в этом году, и вы могли бы получить преференции.

— Когда этот закон заработает, мы с удовольствием им воспользуемся. Но рыночная конъюнктура не может ждать. И потом, бюджетными преференциями захотят воспользоваться многие турфирмы. Однако мы при этом будем уже на шаг впереди.

Илья Кочетов, Биржи

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.