Калинов Мост - фабрика мороженого

15.02.2005
Просмотров: 3483

На рынке мороженого ООО “Калинов Мост" уже давно завоевало прочную нишу.

Нежное лакомство, изготовленное на этом дзержинском предприятии, покупают во многих городах и весях России. Директор Анатолий КАЛИНОВ, давший своей фирме столь звучное название, испытал на мне новый сорт мороженого, а я задал ему вопрос, наверное, из серии, как стать артистом. Когда-то подобными вопросами заваливали известных деятелей театра и кино. Сегодня их популярность перехватили бизнесмены. Так почему бы и нет?

— Анатолий Альбертович, вы начали свой бизнес практически с нуля. Нельзя ли как-то формализовать процесс достижения успеха?

— Нужны такие качества, как желание, целеустремленность, трудолюбие. Ну, конечно, и минимальные стартовые возможности. У меня были какие-то накопления после работы на севере, с этих денег и началось выстраивание бизнеса. У нас была не супер-идея, просто удачно выбрали направление. Деньги можно зарабатывать на всем. Пеките пироги, активно их продавайте по всей стране, и вы будете богаты. То же самое и мы. Что такое мороженое? Сродни, может быть, тому же пирожку. Но мы делаем его достаточно много, создаем для этого условия и расширяем географию продаж. Сегодня наше мороженое пользуется повышенным спросом, и мы продаем его в довольно широком диапазоне — от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Воронежа до Ухты. Людям нравится наш продукт, и мы их не разочаровываем. Мороженое всегда будет хорошим, если в него закладывать нормальные компоненты, использовать качественные молоко, масло, соблюдать рецептуру. Мы гордимся, что в 2001 году на выставке “Мир мороженого и холода" наш пломбир “Калинов мост" был удостоен золотой медали. Считаем, для нас это очень важная оценка.

— У фирмы удачное название с хорошей энергетикой и намеком на древнерусские корни. Что вы имели ввиду, добавляя к своей фамилии слово мост?

— Мост — это символ объединения берегов, интересов, душ и сердец. Весьма емкое понятие. Ни с какой сказкой наша торговая марка не связана.

— По сути, ваше мороженое уже стало брендом.

— Можно и так сказать. Мы стараемся не подводить своих партнеров, особенно в летний сезон. Это наша основа. Продвижение на рынок через брендинг подразумевает не только высокое качество продукта, но и предпринимательскую этику, а также сплоченную команду. Мы начинали втроем, я и мои заместители — Олег Гнусарьков и Сергей Лебедев. С Олегом вместе учились, а Сергей — родственник. Если говорить о перспективе, то сегодня у нас может быть бесконечное количество наименований мороженого, какого-то предела мы не чувствуем. На данный момент сортов двести выпускаем. Ограничивают только складские помещения. Чтобы делать больше, нужно иметь соответствующий терминал хранения. Вообще, мы можем сделать все, что угодно, был бы заказ.

— Придумать какой-то новый продукт?

— Нет, я имею в виду другое. К примеру, мы выпускаем просто пломбир, но можем изготавливать его с джемом, а джем может быть вишневый, клубничный, черничный и так до бесконечности. А можем делать пломбир с орехами — грецким, арахисом, фундуком, с любым включением — изюмом, курагой... Неограниченный спектр. Есть заказ на определенный сорт — мы его исполняем. Но, естественно, в рамках, отведенных сертификатом.

— Сегодня московский бизнес идет в регионы, а ваш — в Москву и по всей стране. Наверное, такие процессы очень важны для развития межрегиональных отношений, выстраивания внутристрановой интеграции. Это и есть настоящий рыночный способ создания единого экономического пространства. Такие идеи преобладают сейчас у ведущих экономистов России в связи с подготовкой к вступлению в ВТО.

— Да, мы и Москву снабжаем мороженым. Хотя с москвичами у нас больше партнерские отношения. У себя мы продаем московский ассортимент, свой возим в Москву. Такое взаимодействие достаточно эффективно. В принципе, так и строится любой успешный бизнес — когда партнеры умеют договариваться и идти на компромиссы. Хотя острых моментов можно ждать везде. Естественно, они бывают, но мы их стараемся обходить.

— Вы, мне кажется, не особо заимствуете риторику западного менеджмента, а стараетесь обходиться без нее.

— Ну, почему же. Хорошими примерами западного менеджмента грех не воспользоваться. Но первое правило — это порядочность. Иначе с предпринимателем никто не станет работать, будь ты хоть золотой и какими бы супер-управленческими методами ни владел. На нашем предприятии широко внедряются ИТ-технологии. Нельзя сказать, что сегодня у нас полностью все компьютеризировано, но мы стремимся создать интегрированную систему управления.

— Вы когда-нибудь предполагали, что займетесь мороженым?

— Я с детства занимался электроникой, потом работал на Химмаше в электротехнической лаборатории и никогда не предполагал, что займусь мороженым. Но те познания, которые я приобрел в допредпринимательский период моей жизни, очень пригодились, когда мы стали создавать фабрику. Все процессы были достаточно понятны, потому что был уже опыт работы и с оборудованием, и с промышленной электроникой. Мы купили здание и стали насыщать его инфраструктурой — той, которая необходима для организации производства. Это и канализация, водопровод, газо-, электроснабжение. Но мы сначала только продавали мороженое. Почему начали производить? У поставщиков качество хромало. Фирма была образована в 1993 году, но только через два года мы стали задумываться о создании фабрики.

— А сначала были дилерами Москвы?

— Можно сказать, что так. Раньше что происходило? Мы забирали деньги из города, вывозили в Москву, покупали продукцию, привозили, реализовывали, собирали деньги и опять в Москву. Выкачивали деньги из города. Сейчас все наоборот. Мы производим мороженое здесь, покупатели везут деньги сюда, перечисляют их в Дзержинск. Мы платим достаточно налогов и считаем, что делаем благое дело.

— Какие у вас планы и горизонты?

— Планируем развивать и дальше свой бизнес на новой территории. На нынешних площадях уже очень тесно. А горизонтов я не вижу. У нашего направления горизонт бескрайний. Мы можем делать любое мороженое, какое потребует рынок. Пока будет спрос.

— Существует ли мода на мороженое, или что предпочитает потребитель?

— Лучше говорить о вкусах. Ну, например, наш нижегородский потребитель любит пломбирные сорта, а за границей предпочитают низкожирные — молочные, сливочные. В пломбире, может быть, холестерина больше. Но ведь все зависит от размера потребляемого мороженого. Если его есть до отвала, то, естественно, это лишку будет. А если настоящий пломбир употреблять в меру, то это шикарное лакомство. Повторюсь, на Западе любят сливочное мороженое, и мы им никак не навялим пломбир. Вот так и проявляется разница во вкусах.

— В чем ваши конкурентные преимущества?

— В основном это качество и условия поставок. Летом важно быстро отгрузить машину, чтобы мороженое не успело подтаять. Условно есть норматив — 40 мин на фуру. Мы его соблюдаем. А растяни отгрузку на несколько часов, то первая коробка, поставленная в машину, может подтаять. А при дифростации (оттаивании) качество мороженого, естественно, уже не то.

— Вам пришлось изучить и технологию изготовления мороженого?

— Безусловно. С этого все началось. Мы выстраивали ряд технологических процессов, проводили бизнес-процедуры под конкретную задачу. Естественно, изучали рынок, проводили мониторинг. Анализ внешней среды делаем постоянно, в течение 12 лет, как продаем мороженое. У нас своя торговая сеть, которая подсказывает, в каком направлении лучше двигаться. Продажа и производство происходят как бы непрерывно. И отклики на наши промашки поступают через обратную связь практически моментально.

— Россия вступает в ВТО. Через какое-то время у нее может появиться масса иностранных товаров в связи со снижением таможенных пошлин. Как вы собираетесь ответить на этот вызов? Ведь нельзя сказать, что ВТО вас не коснется.

— По крайней мере, мы стараемся делать высококачественный товар. Прошлым летом сертифицировали систему качества на основе принципов ХАССП. Возможность выхода на внешние рынки не исключаем, но сначала нужно в полной мере обеспечить внутренний. Все, за что ни бралась наша компания, она старалась делать качественно. Это очень тяжело, требуются двойные усилия, но иного варианта нет.

Приведу такой пример. По технологии температура жидкости, которая охлаждает смесь мороженого, должна быть на уровне 4-х градусов. Мы опускаем ее до 2-х градусов. Заведомо перестраховываемся. И так всегда. Смесь начинает перерабатываться только тогда, когда температура охлажденной жидкости достигает 2-х градусов. Эти резервные запасы как бы дополнительно гарантируют высокое качество конечного продукта. Я рассказал только один из способов.

— К какому типу руководителей вы себя относите? Вы задаете тон или подстраиваетесь под настроение персонала и команды как под попутный ветер?

— Не станешь задавать тон, будет аморфное состояние. А в таких условиях активная деятельность просто невозможна. Естественно, за определенные направления я со своих заместителей спрашиваю достаточно жестко. Нужны открытость, четкость, целеустремленность, решительность.

— Иначе, образно говоря, мороженое будет подтаивать?

— Да (смеется). Если не шевелиться. При принятии на работу у нас есть испытательный срок — 3 месяца. Абсолютно для всех. Приходит человек на руководящую должность или на рядовую. Разумеется, отбор происходит по профессиональным качествам. Профессионалов у нас ценят, уважают, чем бы они ни занимались. А если человек ничего не умеет, ленится работать, его просто коллектив выживет, выдавит. Мне очень нравится, когда дело делается с хорошей культурой. Лишние движения, какую-то ненужную суету я плохо воспринимаю.

— Что для вас худо?

— Для нас, наверное, худо, когда плохая погода.

— Вам подавай жару?

— У нас все-таки сезонный бизнес. И чем теплее лето, тем лучше наши дела. Но на природу нечего пенять, надо работать и при плохой погоде, даже финансовой. Хорошо, что предприятие мало зависит от валютного курса. Мы практически пользуемся только внутренним сырьем, за исключением некоторых компонентов, которые не относятся к разряду ярко ценообразующих. Рассуждать о чем-то другом вряд ли имеет большой смысл. Я не могу предвидеть абсолютно все.

— Часто бизнес расцветает благодаря ноу-хау. У вас, все-таки, была какая-то новая идея?

— Да что вы! Как раз наоборот. Мы стараемся продвигать традиционное, конкретное, хорошее мороженое, только делать его на более качественном уровне и с применением более современного оборудования. Если, например, раньше использовался дозатор открытого типа, то сейчас у нас закрытый дозатор. Это позволяет достичь меньшего осеменения мороженого всевозможными микробами и выпускать более экологически чистый продукт. Я сам и пробу снимаю.

— Доверяете своему вкусу?

— По крайней мере, я прислушиваюсь к нему.

— Вы собираетесь сделать какой-то рывок в своем бизнесе?

— Собираемся. Но пока это не озвучиваем. Сначала сделаем, а потом скажем “гоп"! Но не раньше.

Владимир Цветков, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.