О цене договоримся?

16.02.2005
Просмотров: 1309

Для Горьковского автозавода и Заволжского моторного завода год начался с конфликта.

Два предприятия, связанные многолетним сотрудничеством, не смогли договориться о цене на постав ки. Конвейеры ГАЗа и ЗМЗ стояли неделю, а работники были отправлены в отпуск, прежде чем основные акционеры предприятий пришли к согласию.

В новый год партнеры вошли без договора о поставках. ОАО «Северсталь-Авто» (основной акционер ЗМЗ) планировало повысить отпускные цены на двигатели на 24%. Из-за этого Горьковский автозавод, входящий в «РусПромАвто», в январе прекратил закупки двигателей ЗМЗ, посчитав такую цену необоснованно высокой. В результате легковой конвейер автозавода встал. А с 19 января из-за отсутствия литых заготовок, поставляемых ГАЗом, остановился и основной конвейер моторного завода.

Разногласия между предприятиями усиливались. В распространенном ГАЗом пресс-релизе сообщалось о вынужденных мерах по защите своих экономических интересов — переходе на закупку основного количества двигателей у альтернативных поставщиков, сокращении в 2005 г. закупки двигателей ЗМЗ на 65 тыс. штук и передаче заказа на ОАО «Волжские моторы» (г. Ульяновск). Повышение цен на двигатели расценивалось как отказ от конструктивных переговоров и попытка остановить производство на ОАО «ГАЗ». На ЗМЗ обвинение в остановке производства опровергли: моторный завод сам заинтересован, чтобы ГАЗ оставался его приоритетным партнером. Подавляющую часть инвестиций (1,3 млрд руб. из 1,7 млрд руб.) моторный завод направил на создание мощностей для ГАЗа.

Двадцатого января работники автозавода вышли на митинг в цехах, выражая недовольство ценовой политикой «Северсталь-Авто». Заложниками ситуации они считали не только себя, но и коллег-моторостроителей: «Рабочие ЗМЗ, мы с вами в одной лодке». Впрочем, в Заволжье эта акция вызвала лишь недоумение: утром профсоюзные комитеты заводов договорились сохранять партнерские взаимоотношения и не накалять социальную обстановку до завершения переговоров между «РусПромАвто» и «Северсталь-Авто».

Переговоры акционеров привели к снижению наценки на двигатели с 24% до 18%, а потом и до 14%. Но и тогда стороны контракт не подписали — «РусПромАвто» пересмотрело свое решение и отказалось. Примерно в это же время состоялась другая встреча — генерального директора ГАЗа Алексея Баранцева с президентом ЕСТС (американского представительства немецкого концерна Daimler Chrysler) Ильей Павловичем, во время которой была достигнута устная договоренность о поставках. Планируется, что 1 тыс. двигателей производства Daimler Chrysler будет ежемесячно поставляться для комплектации легкового автомобиля ГАЗ-31105 «Волга».

Как сообщил пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой, двигатели закупят по цене $1,8 тыс., и разница со стоимостью моторов ЗМЗ, которые сейчас используются для комплектации «Волг», составит $200–300. Однако генеральный директор ЗМЗ Виктор Клочай располагает другой информацией. По его данным, цена заволжского мотора с учетом 14-процентного повышения составляет 38–39 тыс. руб., а двигатель Daimler Chrysler стоит 58 тыс. руб.

Повышение цен на двигатели на 14% Виктор Клочай назвал «последней планкой». По его словам, ЗМЗ на протяжении четырех лет занимал взвешенную позицию в области цено­образования, но инфляция, динамика цен на черные и цветные металлы не позволяет дальше сохранять тот незначительный темп роста цен на двигатели, который был в прошлом году (6,75%). «Мы руководствуемся макроэкономическими факторами и не хотим утрачивать доходность бизнеса», — подчеркнул он.

Пока заводы, настаивая на важности долгосрочных отношений, не могли прий­ти к договоренности, ГАЗ направил в Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы заявление: ЗМЗ необоснованно завысил цену на двигатели. Руководство моторного завода, в свою очередь, готовило ответ с обоснованием цен, но необходимость в этом исчезла 25 января. Предприятия заключили соглашение о поставках заволжских двигателей на ГАЗ и литых заготовок ГАЗа на ЗМЗ. Условия договора, подписанного в Москве на встрече гендиректоров заводов и основных акционеров, не разглашаются. Однако, как сообщили в пресс-службе ГАЗа, объем поставок двигателей сопоставим с прошлогодним. Остановленные конвейеры заводов вновь заработали 1 февраля. 

О цене договоримся?

О цене договоримся?

О цене договоримся?

О цене договоримся?

Галина Зайцева

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.