Заграница нам поможет

17.02.2005
Просмотров: 1857

"Я - успешный предприниматель". Насколько необходима таким людям стажировка в зарубежной компании?

Зачем мне это надо?

«Я успешный предприниматель, дорожу каждой минутой своего времени и не могу надолго оставить фирму без присмотра», — признавались многие наши собеседники. Насколько необходима таким людям стажировка в зарубежной компании?

Существует как минимум три варианта ответа. Скептики утверждают, что знакомство с технологиями западного бизнеса для россиян — бесполезное занятие, так как мы находимся на качественно другой стадии развития, и то, что сегодня с успехом применяется в иностранных компаниях, для нас будет актуально лишь лет через двадцать. Мнение второе: изучать зарубежный опыт необходимо, но именно опыт тех стран, путь которых аналогичен нашему, — Китая, Вьетнама и европейских государств бывшего соцлагеря. И наконец, третья точка зрения: изучение передового западного опыта нам просто необходимо. Российские предприниматели должны увидеть собственными глазами, как развиваются успешные западные компании, а уже от изобретательности и профессионализма наших бизнесменов зависит, сумеют ли они применить данный опыт на практике. Все три мнения имеют право на существование. Но ответить на вопрос, насколько действительно эффективны бизнес-стажировки, можно только приняв в них участие или же послушав «бывалых» стажеров. Рассказы очевидцев — чуть позже.

Где предложат стажировку

Как показал наш опрос, в Нижнем Новгороде существует множество зарубежных представительств, которые помогают нижегородцам отправиться за границу с целью изучения иностранного языка. И лишь очень небольшое число центров могут предложить предпринимателям программы зарубежных бизнес-стажировок. Причем к своему удивлению мы обнаружили, что количество таких предложений год от года не увеличивается, а, наоборот, сокращается: свои программы стажировок уже «свернули» Swisskontakt и «Британский совет». Среди действующих центров, предложения которых ценятся буквально на вес золота, — Японский центр в Нижнем Новгороде, Нижегородский образовательный консорциум, НОУ «Нижегородский центр бизнес-образования «ВИРА» и Бюро деловой поддержки «Руна» (по линии Шведского Sцентра).

Все эти организации предоставляют российским предпринимателям и топ-менеджерам возможность побывать на зарубежных предприятиях интересующего их профиля, встретиться с руководителями, познакомиться с историей фирмы, применяемыми управленческими и маркетинговыми технологиями, организационной культурой и всеми, даже самыми мельчайшими подробностями повседневной жизни компании. В общем, российские стажеры могут увидеть западный бизнес, что называется, изнутри.

 Причем, по словам директора Японского центра в Нижним Новгороде Хироо Танэмура, россияне в Японии проходят стажировку на одном из гигантов индустрии (таком как Panasonic, Toyota, Nissan, Mitsubishi). Программа российско-американского Центра Гражданских Инициатив (в Нижнем Новгороде ее представляет НОУ «Нижегородский центр бизнес-образования «ВИРА») предлагает российским предпринимателям познакомиться с деятельностью 10–20 американских средних и мелких компаний определенного профиля. По программе «Нордпрактик – Новые менеджеры для России» наши соотечественники стажируются в одной из шведских фирм, изучая ее деятельность «от и до». И наконец, Нижегородский образовательный консорциум предоставляет уникальную возможность не только ознакомиться с деятельностью зарубежной компании (в Англии, Германии, Франции, Испании, Японии, Швеции), но и принять участие в ее работе. Причем пройти все уровни, начиная от низовой должности (к примеру, официанта) до руководителя самого высокого ранга (директора ресторана). Кстати, подобную практику под названием on the jobtrening (OJT) предлагает стажерам и Японский центр. Согласитесь, работа в передовой зарубежной компании — это бесценный опыт.

Побеждает тот, кто интересен

Кто же имеет шанс попасть на бизнес-стажировку? Все, кто выдержит определенные конкурсные испытания. Портрет будущего стажера примерно таков: собственник бизнеса либо менеджер высшего или среднего звена, инициативный, коммуникабельный.

Российская компания, в которой работает кандидат, должна быть перспективной и вызывать интерес у западных партнеров (к примеру, в программах стажировок Японского центра нередко принимают участие производители автокомпонентов, которые интересуют японские корпорации с точки зрения возможного сотрудничества).

Важный момент конкурса — прохождение собеседования. Как правило, координаторы проектов выясняют у кандидатов, каковы цели стажировки. Поэтому во время встречи с западными партнерами не стоит произносить фраз типа: «Давно мечтал побывать в Париже, побродить по Елисейским полям», или «Хочу стажироваться на таком же предприятии, как мое, но только хорошем». Главное во время собеседования — продемонстрировать свою целеустремленность, заинтересованность в приобретении реального опыта и новых знаний.

Существует и еще одна особенность, на которую обращают внимание при отборе кандидатов. Карен Рихтер, координатор общества InWEnt, организующего стажировки на предприятиях Германии, отмечает: «Я всегда оцениваю, насколько человек способен адаптироваться и свободно общаться в незнакомой ему культурной среде. Ведь за время стажировки он должен стать на зарубежном предприятии «своим парнем», а для этого нужна определенная гибкость».

Что касается знания иностранного языка, то во время стажировок в США и Японии английский не обязателен, но желателен (группу стажеров сопровождает переводчик). Программа «Нордпрактик» требует свободного владения английским (его уровень проверяется во время обычной беседы по телефону с представителем шведской стороны). А программы стажировок по линии Нижегородского образовательного консорциума предполагают, что стажер владеет языком той страны, куда он отправляется. Однако если языковая подготовка кандидата явно недостаточна, но он демонстрирует высокий уровень профессионализма и целеустремленность, ему дают «зеленый свет», с условием за оставшееся до поездки время подучить язык.

Существуют и особые требования. На стажировку в Японии могут отправиться только те, кто принял участие в семинаре, организованном Японским центром. Прежде чем попасть на стажировку по программе «Нордпрактик», требуется представить проект развития бизнеса, в котором необходимо подчеркнуть, какие плюсы получат от его реализации шведская и российская стороны. А стажировка по линии Нижегородского образовательного консорциума является завершающим этапом обучения по Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

И последнее, каждый российский участник имеет право побывать на стажировке по конкретной программе всего один раз, так как западные партнеры заинтересованы в расширении контактов с представителями российского бизнеса. Бизнес-стажировки полностью финансируются зарубежной стороной, включая перелет, проживание, питание и страховку (за исключением программы Центра Гражданских Инициатив: ее кандидаты принимают долевое участие в финансировании стажировки в размере $2700).

По словам координатора Общества InWEnt Карен Рихтер, примерно 90% германских предприятий после того, как там побывали российские стажеры, присылают запрос: «Направляйте к нам еще таких же». Зато 5% компаний шлют гневные отзывы: «Никогда больше не будем принимать стажеров из России!»

Компании на выбор

Не менее интересен процесс отбора зарубежных предприятий, участвующих в программах стажировок. По какому принципу выбирают компании? В добровольном или добровольно-принудительном порядке? Что получают фирмы, принимая стажеров, кроме дополнительных хлопот?

Каждый зарубежный центр, организующий стажировки, имеет определенную базу данных, куда входят успешные предприятия различных отраслей. К примеру, банк данных Общества InWEnt содержит информацию о 2000 немецких предприятий, и он постоянно пополняется, в том числе и за счет представителей уникальных производств. Поэтому для менеджера семеновской фабрики «Хохломская роспись» в Германии без особого труда организовали стажировку на одном из предприятий по производству сувенирной деревянной игрушки.

По данным Ирины Ныровой, представителя НОУ «Нижегородский центр бизнес-образования «ВИРА», в программе стажировок в США принимают участие предприятия более чем 70 отраслей. Это именно те компании, которые подобраны исходя из интересов предпринимателей из России. Если раньше в программе в основном участвовали представители сферы услуг, то начиная с прошлого года все большую активность проявляют производственные предприятия — малого машиностроения, молокопереработки, производства прохладительных напитков, мебели и пр. Только за последний год на стажировке в США побывало уже 8 российских делегаций строителей.

Безусловно, предприятиям выгодно принимать стажеров, потому что программы финансируются правительством. Однако для западных компаний это не является главным побудительным мотивом. По мнению Карен Рихтер, германские предприятия принимают стажеров, поскольку они заинтересованы в российском рынке, а кроме того, немцы просто хотят поближе познакомиться с русскими.

Увидеть экономичес­кое чудо и…

Сложно представить, что чувствует директор компьютерного салона, оказавшись на одном из предприятий IBM. Или менеджер по продаже автомобилей, которому довелось стажироваться на заводе Opel. Что именно в работе западных предприятий производит неизгладимое впечатление на российских стажеров?

Все они в один голос заявляют: высокий уровень организационной культуры и четкий контроль качества. «На заводе Opel меня поразила культура производства: отсутствие авралов в работе, идеальная чистота, приветливость сотрудников, — рассказывает менеджер дилерского «Центра-Тольятти» Олег Городецкий. — А контроль качества на производстве просто фантастический. Представляете, 5–6% машин выбраковываются по… звуку шин».

Кстати, у каждого стажера есть возможность максимально полно изучить работу западного предприятия (что для русских весьма необычно). Александр Мокрушкин, менеджер ЦСИ «Интегро» (г. Уфа), до сих пор с удивлением вспоминает, что во время стажировки ему позволили учиться на внутренних курсах компании IBM и пользоваться служебной информацией по ведению проектов.

 Инициатива российских стажеров на Западе только поощряется. Один из нижегородцев, отправившийся в США по программе Центра Гражданских Инициатив, побывал не на 20 предприятиях, как это было запланировано, а в 50 компаниях. Заместитель директора по развитию «Корпорации F1» Денис Дедов во время стажировки в Швеции выразил желание не только познакомиться с деятельностью компании «Инфостракт» (г. Гетеборг), но и с ее клиентами. «Мне захотелось побывать на предприятиях, где работают внедренные этой компанией автоматизированные системы управленческого учета, — вспоминает г-н Дедов. — Я попросил об этом организаторов стажировки и получил согласие. Буквально через два дня мы поехали к норвежской границе, посетили два предприятия, где установлена одна из систем. Я поговорил с людьми, которые занимаются управленческим учетом, и выяснил, что система работает без сбоев. Теперь мы собираемся внедрять ее на нижегородских предприятиях».

Подведем итоги

Светлана Байгина работала помощником директора по экономике на предприятии «Авангард Кнауф» (г. Дзержинск). В течение года она переписывалась по интернету с представителями немецкого концерна «Кнауф Гипс» (г. Ипхофен) и в результате получила приглашение на стажировку. Светлана познакомилась со всеми структурными подразделениями концерна, посетила 7 (!) заводов «Кнауф» в Германии, работала в центральном экономическом отделе и подготовила план по введению финансового контролинга для всех предприятий компании на текущий год. В итоге Светлана Байгина получила должность контролинг-консультанта в центральном офисе компании в Москве. А сейчас она уже работает в Германии и осуществляет аудит всех российских предприятий группы «Кнауф». Кстати, совсем недавно Светлана вместе с немецкими коллегами приехала на «родной» дзержинский завод «Авангард Кнауф» с проектом его реорганизации.

Конечно, такой головокружительный карьерный взлет в результате зарубежной стажировки — скорее исключение, чем правило. Однако все стажеры возвращаются «обогащенные» новым опытом и знаниями, которые помогают провести необходимые изменения в компании, чтобы она стала более успешной.

 По словам Ирины Ныровой, один из нижегородцев — собственник предприятия строительной отрасли, побывавший на стажировке в США в 2001 г., — признался, что год спустя обороты его компании увеличились в 20 раз, а к 2004 г. — уже в 50 раз. Фирма провела реструктуризацию, выделила непрофильные активы, стала более управляемой и эффективной. В результате удалось получить крупные заказы: ранее компания специализировалась на малом коттеджном строительстве, а теперь перешла к строительству промышленных объектов.

Не менее важны и новые контакты, возникающие в результате стажировки и порой ведущие к контрактам. «В программе Центра Гражданских Инициатив участвуют уже состоявшиеся бизнесмены, — рассказывает Ирина Нырова, — но им не хватает общения с людьми, которые заняты в той же сфере деятельности. С конкурентами ведь не будешь общаться! А в группе собираются представители одного вида бизнеса из разных городов, и они получают возможность не только познакомиться с американским опытом развития компании, но и общаться между собой. Многие из них продолжают взаимодействовать и в России, посещают предприятия друг друга, делятся опытом».

В Нижнем Новгороде уже организованы Клуб британских стажеров и Клуб участников стажировок в Японии. Они объединяют всех, кто заинтересован в расширении контактов, общении и получении дополнительной информации.

Но и это еще не все. По мнению Дениса Дедова (а с ним согласны и другие участники стажировок), «работа в зарубежной компании открывает глаза, начинаешь воспринимать мир по-другому. Вернувшись, принимаешь организационные решения уже с учетом того, что видел. В этом и заключается прямой эффект от стажировки. И в денежном эквиваленте его измерить невозможно».  

 

Галина Потапова, директор агентства переводов Stylus, стажировалась по программам IREX и Нижегородского образовательного консорциума:

— Я побывала на стажировке дважды, в Америке и в Англии. Организатором программы стажировок «Бизнес для России» выступал IREX — Американский совет по международным исследованиям и обменам. Все участники группы — российские предприниматели, имели разный бэкграунд (возраст, образование, масштабы бизнеса). Но, надо отдать должное принимающей стороне, они постарались организовать учебную программу таким образом, чтобы всем было интересно. За четыре недели мы познакомились с работой нескольких американских аптечных компаний.

В январе 2004 г. в составе группы российских стажеров я побывала на четырехнедельной стажировке в Лондоне. Программа была очень разнообразной: лекции, семинары, деловые игры проходили в Манчестерской Бизнес-школе, а затем мы стажировались в одной из английских компаний.

Больше всего меня поразило, что все организации, как в Америке, так и в Англии, имеют свою миссию. У любого сотрудника есть ясное понимание того, как работает компания, каковы ее цели, к чему она стремится. И никакие изменения невозможны без наличия четкого плана, контрольных цифр и маркетинговой поддержки.

 

Дмитрий Саматов, директор предприятия общественного питания ООО ПКФ «Саматов и К» (г. Ставрополь), стажировался по линии Программы подготовки управленческих кадров:

— Я стажировался в Дрездене, в ресторане быстрого обслуживания «Пицца-хат». Мне интересно было узнать, как работает предприятие, подобное моему собственному. С этой целью я прошел все «ступеньки»: работал официантом, поваром, барменом, управляющим персоналом и, наконец, директором ресторана. В результате я убедился, что сотрудники этой компании явно отличаются от работников нашего общепита. В Германии все ориентировано на клиента, обслуживание построено так, чтобы люди приводили в пиццерию свою семью, друзей. А в моем заведении…

Вернувшись, я решил изменить структуру компании, сократить лишних людей (только после стажировки я сумел их «вычислить»), ввел новую систему оплаты труда, стал больше доверять своим менеджерам, делегировал им полномочия. И наконец, по примеру западной компании мы начали вести статистику предприятия, в результате появилась плановость в работе, и эффективность компании явно возросла. 

 

Денис Дедов, заместитель директора по развитию «Корпорации F1», стажировался по программам Нижегородского образовательного консорциума и Бюро деловой поддержки «Руна»:

— В Японии используются совершенно необычные подходы в бизнесе, многие компании совершили настоящие прорывы. Было интересно, почему эта небольшая страна демонстрирует такие яркие достижения. Во время стажировки мы побывали на совершенно разных по профилю предприятиях — Тойота, Мацушита (торговые марки Panasonic, JVC) и Аджинамото (производство продуктовых добавок). Нам продемонстрировали, что общего есть во всех японских компаниях, и каковы их отдельные «бриллиантики».

Что больше всего запомнилось? Как это ни странно звучит, японцы не изобретают ноу-хау, а применяют то, что уже известно. Но именно применяют! А мы все знаем, долго обсуждаем, но на практике не используем. Меня это открытие в Японии просто потрясло. Когда мы прошли по сборочному цеху Тойоты, стало очевидно, что там все инструкции выполняются с точностью до запятой. Поэтому и результаты потрясающие. А русские, наверное, более творческие люди, сами стараются каждый раз изобрести велосипед…

После Японии я побывал еще на стажировке в Швеции и неожиданно для себя сделал открытие, что в бизнесе этих стран (несмотря на все культурные различия) используются одинаковые подходы. Когда в организации принимается какое-либо решение, публично обсуждаются все его аспекты. В результате каждый человек, причастный к изменениям, вовлечен в принятие решения. И он не может потом сказать: вы решили достичь таких-то результатов, а я этого не хотел. Решения принимаются медленно, но если все же принимаются, то обязательно на 100% выполняются.


Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.