"Толстяки" сообразят на четверых

19.02.2005
Просмотров: 1275

Брэнду Sun Interbrew придется потесниться

Первый в истории российского пивного рынка спор за товарную марку может разразиться между двумя его крупнейшими участниками. Как стало известно Ъ, лидер рынка холдинг BBH выводит в национальную дистрибуцию брэнд "Три толстяка", схожий с известной маркой Sun Interbrew "Толстяк". Более того, свою марку BBH позиционирует в том же ценовом сегменте, что и Sun Interbrew. Во второй компании уже заявили о нарушении прав интеллектуальной собственности.     Baltic Beverages Holding (BBH) владеет 18 заводами в России, в странах Балтии, на Украине и в Казахстане. Среди них "Балтика", "Ярпиво", "Вена". По итогам 2004 года доля BBH на российском рынке пива в объемном выражении составила 34,2%, объем продаж – ?1,377 млрд.
Холдинг Sun Interbrew Ltd объединяет восемь заводов в России и на Украине. В 2004 году произвел около 170 млн дал пива, выручка составила более ?550 млн. Доля на рынке в объемном выражении составляет 16% (второе место после BBH). Основные марки – "Клинское", "Толстяк", "Сибирская корона", Staropramen, Stella Artois, Beck`s.
Пиво "Три толстяка" с ноября прошлого года выпускает завод "Золотой Урал" (Челябинск), который в настоящий момент присоединен к пивзаводу "Вена". Но до сих пор пиво продавалось исключительно в своем регионе и, по словам генерального директора "Вены" Петра Чернышова, национальная дистрибуция этого сорта не планировалась. Однако Ъ стало известно, что "Вена" уже провела переговоры с крупнейшими дистрибуторами о продвижении марки "Три толстяка" на общероссийском рынке. Сразу несколько дистрибуторов подтвердили эту информацию Ъ. Более того, уже известны некоторые условиям соглашения с "Веной". Так, в Москве "Три толстяка" будет продаваться в поллитровых стеклянных бутылках и 1,5-литровых пэт-упаковках. Ориентировочная цена пэт-упаковки – 21,5 руб.
Решение руководства пивзавода "Вена" (оно определяет стратегию развития двух предприятий) вывести "Три толстяка" на национальный уровень вполне логично. До сих пор "Вена" специализировалась исключительно на премиальном пиве и в ее портфеле не хватало демократичных брэндов. Однако этот маркетинговый ход вызвал резкое недовольство у основного конкурента BBH – холдинга Sun Interbrew, который с 1998 года выпускает пиво "Толстяк" в точно таком же ценовом диапазоне. "Мы находимся на этапе предварительных консультаций с BBH,– заявила вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина.– Надеемся, что вопрос будет решен в досудебном порядке". В компании не сомневаются в том, что брэнд "Три толстяка" схож до степени смешения с "Толстяком". "При рассмотрении таких дел числительное 'три' в расчет приниматься не будет – смысловая нагрузка лежит не на нем, а на слове 'толстяк'",– уверены в Sun Interbrew.
С этим согласны и эксперты по патентному праву. "'Толстяк' – раскрученный брэнд, который ассоциируется с пивом от Sun Interbrew,– говорит координатор комитета по защите интеллектуальной собственности содружества 'РусБренд' Алексей Поповичев.– К тому же эти две марки выпускаются в одной и той же товарной группе".
Несмотря на юридическую уязвимость "Трех толстяков", маркетологи считают, что решение о выводе этого пива на рынок вполне оправдано. "Сегодня производителям логично использовать паразитирующие брэнды, которые въезжают на рынок благодаря брэндам-носителям,– говорит Андрей Амлинский, глава рекламного агентства Amlinsky Creative Launch Company.– На пивном рынке, как и на водочном, теперь очень трудно с нуля запустить новую марку. Ситуация особенно усугубилась после того, как с января этого года начал действовать запрет на использование в пивной рекламе образов людей и животных: в поле зрения потребителя остаются лишь раскрученные брэнды-лидеры".
По данным агентства "Бизнес-аналитика", марка "Толстяк" занимает 13-е место с 2,5% рынка в стоимостном выражении. Это не так мало, учитывая общее число брэндов. Поэтому пока два конкурента будут выяснять, могут ли на рынке сосуществовать четыре "Толстяка", "Вена" при грамотной дистрибуции может рассчитывать на хорошие продажи новой марки. "Приоритеты и лояльность потребителя на пивном рынке – вещь очень быстро меняющаяся, так что такой ход может пойти им на руку. Особенно если их пиво окажется лучше 'Толстяка'",– считает креативный директор агентства DDB Кирилл Смирнов.

Балтике" не отдадут деньги за "Криницу"
Вчера первый заместитель председателя Высшего хозяйственного суда Белоруссии Евгений Смирнов заявил, что претензии ОАО "Пивоваренная компания 'Балтика'" к минскому пивзаводу "Криница" могут оказаться необоснованными. Он пояснил, что проверка, проведенная налоговой инспекцией Партизанского района Минска, показала, что в ходе реконструкции производства на "Кринице", к которой привлекались российские и украинские подрядчики, допускалось существенное завышение цен на строительные работы. Кроме того, выявлено "отсутствие объемов работ, которые были проавансированы и предъявлены к оплате". В случае если подозрения подтвердятся, белорусская сторона намерена обратиться в арбитражный суд с целью защиты экономических интересов государства.
"Балтика" еще в 2001 году предоставила белорусскому предприятию заем в размере $10,7 млн на реконструкцию производства. Из этих средств "Криница" затратила $10,5 млн на приобретение и монтаж оборудования. В связи с выходом белорусской стороны из совместного инвестиционного проекта и продолжением модернизации за счет кредитных средств белорусского Приорбанка, "Балтика" потребовала возврата долга. По распоряжению президента Белоруссии в декабре 2003 года "Кринице" был предоставлен госзаем в сумме $10,08 млн для возврата долга. В то же время в "Балтике" утверждают, что по российскому законодательству проценты за пользование предоставленным займом, пени и штрафы являются первоочередными платежами и именно они засчитывались при возврате "Криницей" долга, а основной долг пока полностью не возвращен.

СЕРГЕЙ ТЮНИН

Роман Овчинников, Тимур Бордюг (Коммерсант)

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.