Мобильный передел

26.02.2005
Просмотров: 1492

Нижегородский рынок мобильной связи приближается к насыщению, хотя операторы считают, что резервы для роста пока есть.

 Однако уже в этом году может начаться передел рынка между 5 операторами GSM, причем второй эшелон может потеснить первый при условии грамотного и агрессивного маркетинга. Все более важным средством привлечения клиентов становится мобильный  интернет и другие дополнительные услуги сотовых операторов.

Рост превосходит прогнозы

В настоящее время 7 сотовых операторов предлагают нижегородцам услуги связи 5 стандартов. Регион стал одним из первых в России по продвижению мобильной связи: в 1994 году сеть аналогового стандарта AMPS-800 запустила компания ПССР, в 1995 году - впервые в России цифровую сотовую сеть GSM-900 ввело в эксплуатацию ЗАО "Нижегородская сотовая связь" (НСС), в 1998 году сеть NMT-450 запустило ЗАО "Сотел-НН". Две последние компании были созданы при участии регионального предприятия электросвязи ОАО "Нижегородсвязьинформ" (ныне - "ВолгаТелеком"). 

Головокружительный рост сотового рынка, начавшийся на рубеже тысячелетий, превзошел все прогнозы операторов и аналитиков. В начале 1998 года общее число абонентов 3 региональных операторов не превышало 10 тысяч, а потенциал рынка они сами оценивали в 100-150 тысяч. К началу 1999 года операторы, успешно преодолев последствия дефолта, нарастили абонентскую базу до 20 тыс. человек, а в 2001 году число абонентов превысило 50 тысяч.

2001-2002 годы стали переломными для рынка: в область один за другим устремились члены "большой тройки" российских GSM-операторов: осенью 2001 года запустила сеть компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), в феврале 2002 года - "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн GSM"), в декабре того же года - "МегаФон". Позднее всех, в начале 2004 года, на рынок пришел оператор Tele2, создавший свою сеть на базе ПССР. 

Крупные инвестиции большой тройки в развитие сетей и рекламу, снижение из-за конкуренции цен на услуги связи и мобильные телефоны (особенно после прихода в регион в 2003 году сразу нескольких московских сетей салонов мобильной связи – "Евросеть", "Связной" и др.) способствовали бурному росту спроса. Сработал и эффект мультипликации: приход все новых операторов подогревал рынок и стимулировал его рост. В 2003 году операторы уже прогнозировали, что в следующем году общее число абонентов в регионе превысит миллион, но результат оказался еще внушительнее.

По данным аналитической компании ACM-Consulting, число абонентов сотовых операторов в Нижегородской области за 2004 год увеличилось в 2,3 раза, достигнув к концу года 1,807 млн. Доли рынка, по данным аналитических компаний, в течение 2004 года изменились следующим образом:


Компания, сеть
Стандарт связи Год начала работы сети Доля рынка, в %
январь 2004г*. декабрь 2004 г.* январь 2004 г.** декабрь
2004г.**
НСС GSM 1995
47
36
49
35
МТС GSM 2001
21
15
19
15
ВымпелКом GSM 2002
25
40
25
38
МегаФон GSM 2002
5
6
5
6
Tele2 (ПССР) GSM 2004
1
3
-
5
Прочие:

1
Менее 1
2
1
ПССР AMPS-800 1994




Сотел-НН NMT-450 1998




Экофон CDMA-800 2002











* данные ACM-Consulting

** данныеJ'son&Partners


Правда, в НСС считают, что компания по-прежнему лидирует на рынке, занимая более 40%.

Скептики полагают, что реальное количество активных абонентов меньше примерно на треть. Оценить его достаточно сложно из-за разных критериев определения активных абонентов у GSM-операторов: один из них перестают считать абонента активным через 1-2 месяца после прекращения пользования связью, другие - только через полгода, или вообще считают активным клиента, хотя бы раз активировавшего карточку. Тем не менее, очевидно, что лидируют НСС и "ВымпелКом", во "втором эшелоне" идут МТС, далее - "МегаФон" и Tele2.

"ВымпелКом" наращивал свою абонентскую базу быстрее других: выйдя на рынок позднее МТС, он сумел за 2 года не только обогнать их, но и сравняться с бесспорным многолетним лидером – НСС.Особенно сильный рывок был в 2004 году: в апреле у компании (по ее данным) было 300 тыс. абонентов,  а в декабре - уже 700 тыс.

Успехи “ВымпелКома” в регионе эксперты и участники рынка объясняют агрессивным и удачным маркетингом. Компания почти всегда опережала конкурентов в выводе новых продуктов на рынок: первой в регионе в 2002 году запустила услугу мобильного интернета по технологии GPRS(НСС предложила ее только в начале прошлого года, а МТС – собираются в марте-апреле нынешнего), первой собирается в этом году начать предоставлять высокоскоростной мобильный интернет по технологии EDGE. Кроме того, дешевые препейдные продукты конкурентов имели недостатки: так, у карточек НСС "СИТИ" долго был ограниченный срок действия, который компания была вынуждена отменить лишь осенью прошлого года, не выдерживая конкуренции "Би Лайн".

МТС из-за недостаточно активного маркетинга не сумели в полной мере использовать преимущества своей сети - высокое качество связи,  широкий  роуминг и большую зону охвата. К тому же до недавнего времени компания делала ставку на высокодоходных корпоративных клиентов и мало занималась розницей. "МегаФон" первым в регионе ввел бесплатные входящие звонки не только с мобильных, но и с обычных телефонов, но это смелое предложение дало гораздо меньший эффект, чем можно было ожидать. Опоздавшему с приходом на сверхконкурентный нижегородский сотовой рынок Tele2 не оставалось ничего иного, как завлекать клиентов дешевыми тарифами.

Амбициозные планы

Хотя количество сотовых абонентов в Нижегородской области уже превысило половину населения, эксперты прогнозируют довольно высокие темпы роста рынка и в этом году. Участники рынка считают, что к концу года общая абонентская база увеличится минимум на 30-40%, а некоторые уверяют, что даже на 50-60% (то есть, на миллион и более человек). Таким образом, проникновение сотовой связи, составляющее сейчас в регионе 53%, уже в ближайшие годы может приблизиться к московскому (около 100%).

Привлекать новых абонентов операторы сотовой связи планируют за счет расширения зоны покрытия и новых услуг, а также активного маркетинга и новых предложений. "Новые" игроки планируют в этом году увеличить зону покрытия до 70-80% территории области, давно работающие в регионе - до 95-100%.
Объемы инвестиций в развитие сетей операторы предпочитают не раскрывать, но они явно будут увеличены. Например, "Вымпелком", по словам вице-президента компании Николая Прянишникова, в этом году увеличит вложения в регионе с $100 до $120 на каждого нового абонента.

Значительную работу по расширению сети крупнейшие операторы провели еще в прошлом году, введя новые коммутационные емкости. К началу 2005 года НСС, "Вымпелком" и МТС запустили новые коммутаторы компании Alctatel емкостью по 1 млн. портов каждый. Правда, новинка создала компаниям проблемы: из-за сбоев программного обеспечения при наладке оборудования у всей "тройки" в конце года возникали перебои со связью в сетях.

НСС и "Вымпелком" заявили, что в этом году количество их абонентов может достичь миллиона и даже больше. МТС, учитывая емкость нового коммутатора, тоже стремятся к этой цифре - если не в нынешнем, то в 2006 году.  С учетом "МегаФона" и Tele2, а также появления оператора нового стандарта связи "Скай Линк", гипотетическая абонентская база может превысить нерастущее население региона (правда, при подсчетах каждый оператор, как правило, приписывает себе "мигрирующих" абонентов, которые подключены в нескольких компаниях одновременно).

По мере приближения абонентской базы к естественному пределу можно ожидать начала большого перераспределения нижегородского сотового рынка. И в первую очередь здесь могут проявят себя игроки второго и третьего эшелона, если смогут убедить абонентов других операторов в своих преимуществах путем агрессивной рекламы и интересных маркетинговых ходов.

По мнению ряда участников, ужесточение конкуренции на рынке не приведет к серьезному снижению цен на сотовую связь, а конкурировать компании будут в основном за счет снижения цены роуминга и  дополнительных (не голосовых) услуг. Однако, например, директор нижегородского филиала МТС Андрей Дубовсков считает, что резерв для снижения цен еще есть и конкуренция будет вынуждать операторов предлагать новые скидки и еще более дешевые тарифные планы.
Похоже, жизнь подтверждает обоснованность этого мнения: Tele2 с февраля ввел в нижегородском регионе плату за минуту исходящего вызова на номер любого мобильного оператора в размере 0,01 у. е., а те же МТС с конца прошлого года ввели  услугу "3:1" (минута звонков нижегородским абонентам МТС за 0,01 у. е., абонентам других операторов - за 0,03 у. е.).

По словам А. Дубовскова, МТС намерены в ближайшее время стать лидером нижегородского рынка, как это имеет место в России в целом. Для этого, наряду с упрочением традиционно сильных позиций в сегменте корпоративных клиентов (по данным компании, она занимает в нем 60%), планируется нарастить абонентскую базу на массовом рынке.

Но, безусловно, все операторы все больше будут делать ставку на расширение применения высокодоходных дополнительных услуг, прежде всего мобильного интернета на базе технологий GPRS и EDGE. Растущая клиентская база этих услуг - состоятельная часть населения, которой уже мало только голосовой связи.
Уже сейчас доля дополнительных услуг в нижегородской сети “Би Лайн” составляет, по данным "ВымпелКома", 23%. По мнению операторов, за счет этих услуг рынок и будет в первую очередь развиваться дальше. И здесь GSM-операторам придется столкнуться с новым конкурентом - компанией "Скай Линк". Этот оператор предлагает скоростной мобильный интернет в стандарте IMT-MC-450, представляющем собой переход к третьему поколению связи (3G).

Судьба аутсайдеров

Нижегородские операторы иных стандартов связи, чем признанный российскими властями национальным стандартом GSM, в последние годы влачат довольно скромное существование: Количество абонентов ПССР (сеть AMPS) и "Сотел-НН" не превышает нескольких тысяч у каждого и имеет тенденцию к сокращению. Перспективы аналоговой сети "пионера" нижегородского сотового рынка ПССР невелики: Минсвязи планирует после 2008 года передать частоту 800МГц под развертывание цифрового телевидения и лицензии работающих на этой частоте операторов связи продлены не будут. Правда, московский телекоммуникационный холдинг "Корбина-Телеком" недавно заявил о намерении выкупить у Tele2 право пользования региональными сетями AMPS (в том числе в Нижнем Новгороде) и даже развивать услуги этого стандарта, ссылаясь на опыт работы с ним. В ПССР подтвердили, что переговоры об этом ведутся. 

У сети NMT "Сотел-НН" лицензию на частоту никто не отбирает и компания намерена эксплуатировать ее до тех пор, пока будет спрос. Но будущее этого оператора безусловно связано с развитием сети стандарта IMT-MC-450 (сеть CDMA-450 на основе технологии CDMA-2001 1X). Эту сеть создает в России холдинг "Скай Линк", в который "Сотел-НН" входит с 2003 года.
Тестовую эксплуатации новой сети в Нижнем Новгороде "Скай Линк" начал в декабре 2004 года, в ближайшие месяцы начнется коммерческая эксплуатация.
 
По словам коммерческого директора "Скай Линк" по Сибири и Поволжью Максима Побережника, к 2007 году компания рассчитывает занять 3-5% нижегородского рынка сотовой связи. Стандарт IMT-MC-450 предоставляет кроме голосовой связи мобильный доступ в интернет и передачу данных, включая видеоизображение, на скорости до 153 Кбит/с. Своей основной целевой аудиторией "Скай Линк" считает абонентов, которым нужен большой объем голосового трафика и широкий спектр дополнительных сервисов на основе высокоскоростной передачи данных.

И операторы GSM, и "Скай Линк" считают, что занимают несколько разные ниши рынка. Но  конкуренции все же не избежать, если "Скай Линк" сдержит обещания предлагать сопоставимые с GSM-операторами цены на телефоны и услуги. Успех новой сети будет зависеть от активности ее продвижения и ценовой политики, а главным недостатком, как и для других не-GSM стандартов, станет ограниченный выбор телефонных трубок. 

Несколько неясна судьба третьего "малого" нижегородского оператора - ЗАО "Нижегородский радиотелефон", запустившего в 2002 году сеть "Экофон" цифрового стандарта CDMA-800. Проблемы этой компании в том, что Минсвязи лицензировало CDMA-800 как стандарт не мобильной, а фиксированной связи с использованием радиодоступа (это, в частности, означает отсутствие роуминга), в вероятности потери частоты 800 МГц и, наконец, в недостатке инвестиций, который не позволил сразу развернуть в Нижнем Новгороде достаточное для повсеместной  устойчивой связи число базовых станций. Качество связи стало предметом постоянных жалоб немногочисленных абонентов компании (их число умалчивается, но, по оценкам не превышает 3 тысяч).

“Экофон” пытается позиционировать себя как нишевого оператора, предлагающего альтернативу обычной телефонии, в первую очередь - для малого бизнеса. Сфера интересов компании - коттеджные поселки и коммерческая недвижимость в новых районах, куда сложно и дорого вести телефонные провода, а  основной продвигаемый продукт - безлимитные тарифы, рассчитанные на много говорящих. Чтобы нарастить абонентскую базу, компания недавно запустила тарифный план "Домашний", который предлагает услуги связи по цене в среднем несколько выше расходов на обычный телефон (с учетом бесплатной установки), а дополнительным преимуществом является мобильность в Нижнем Новгороде и (как уверяют в компании) в пределах 30 км от него. 

Чтобы решить проблему качества связи, компания монтирует дополнительно к 4 построенным изначально базовым станциям еще 5.

За кем будущее?

По мнению А. Дубовскова, лидировать на сотовом рынке GSM Нижегородской области будут федеральные, а точнее - международные операторы "большой тройки", позиции которых будут усиливаться. Местные игроки, или межрегиональные компании, опоздавшие на местный рынок, могут сохранить лидерство лишь на определенное время.

Подобные мнения представителей "большой тройки" опираются на мощные ресурсы их компаний, которые готовы оказать финансовую и маркетинговую поддержку своим филиалам в том или ином регионе,  к тому же обладают большими возможностями рекламы на федеральных телеканалах и радиостанциях. Tele2, который поздно вышел на нижегородский рынок, по заявлениям его руководителей рассчитывает занять в перспективе 10-30%.

НСС, однако, сдавать позиции не собирается и рассчитывает на ресурсы "ВолгаТелекома", который решил объединить свои GSM-активы в Поволжье если не в одной компании с единым брендом, то под управлением НСС.

Дальнейшее развитие сотового рынка нижегородского региона с его избыточным количеством GSM-операторов, работающих на частотах 900 и 1800 МГц, может осложнить ограниченность емкости частотного диапазона. Каждый диапазон может обслужить не более определенного количества абонентов и, когда работающие в нем операторы наберут их максимум, они могут столкнутся с проблемой качества связи.  Впрочем, пока она, похоже, не возникла, тем более, что Минобороны, все еще владеющее львиной долей частотного ресурса 900 и 1800  МГц, понемногу отдает его сотовым операторам. В конечном итоге все будет зависеть от того, насколько большую долю диапазона в нижегородском регионе занимают военные и насколько реально для сотовых операторов получить ее часть в будущем.

ИФ-Регион Мобильный передел - Расклад сил на нижегородском рынке сотовой связи может измениться


Источник: ИФ-Регион
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.