В сети эволюции рано или поздно попадает каждый

28.02.2005
Просмотров: 1441

Как не попасть в ловушку крупнейших торговых сетей?

“Боже мой, никто не препятствует тебе защищать эти огромные торговые махины.... Да, я согласен, успеха они добились, но — только и всего. Долгое время я надеялся, что они сломят себе шею, — да, я ждал этого, я терпел, ты ведь помнишь. Так нет же!.. Менее чем за четыре года они успели увеличить оборот в пять раз, — мыслимо ли это! Словом, это нечто невиданное, это какое-то сумасшествие, и бороться с ним уже нельзя.”  (“Дамское счастье”, Эмиль Золя, 1883 год. )

В свое время историю Золя о возникновении монополии в жестокой конкуренции, когда рост магазина нового типа с таким завораживающим названием — “Дамское счастье” — разорил мелких буржуа целого квартала, советские литературоведы называли иллюстрацией “жестокости капиталистического мира”. Удивительно, но когда в городе Бор строили Eurospar — через дорогу от действующего рынка, торгующие на нем люди думали и говорили то же самое, что и обреченные мелкие лавочники с улицы Мишодьер 120 лет назад...

Волны свободного торгового капитала докатились и до районных центров, принося покупателям дешевые цены и новый уровень обслуживания, а частным предпринимателям — новый виток дум о выживании. Как не попасть в ловушку крупнейших торговых сетей? Ответа на этот вопрос искали на конференции “Торговля в Нижегородской области” дзержинские предприниматели. (Это первая выездная конференция из серии запланированных Союзом магазинов и областным министерством экономики и поддержки предпринимательства в районах.).

ПОМОЖЕМ, НЕ ЧУЖИЕ!

Точка зрения власти

Она интересна уже потому, что власть, во-первых, располагает статистикой, во-вторых, может влиять на ее показатели.

Заместитель министра экономики Денис ЛАБУЗА цифрами оперировал в полном масштабе. Он сообщил, что в прошлом году россияне истратили на покупки 7,5 триллиона рублей — на четверть больше, чем в предыдущем. Оборот розничной торговли в Нижегородской области увеличился на 12 процентов и составил 115 млрд рублей; на каждого жителя пришелся товарооборот в 33 тысячи рублей. Более половины в наших покупках стали занимать непродовольственные товары, мы стали предпочитать магазины рынкам. Оптовые позиции области несколько сильнее — обороты здесь исчисляются в 380 млрд рублей.

По данным министерства, сегодня на территории области действует свыше 10,5 тысячи предприятий стационарной торговли площадью около 1 млн кв. м, то есть на каждого жителя приходится 283 кв. м (на тысячу жителей Москвы и Московской области — 45 кв. м) торговой площади.

Денис Лабуза подчеркнул, что сфера торговли остается наиболее привлекательной для инвестиций. В строительство торговых объектов компании IKEA, Metro Cash&Carry, “Гиперцентр”, “Пятерочка” и др., а также нижегородские сетевые компании планируют в 2005 году вложить 100—150 млн долларов. Новые торговые центры в области — это снижение арендных ставок на торговые площади и новый уровень обслуживания населения.

Коснулся замминистра и вопроса о контроле ценообразования. В странах Евросоюза действует законодательное ограничение по строительству супер- и гипер-маркетов, потому что их хаотичное строительство меняет существующую структуру торгового бизнеса и ставит под угрозу не только развитие торговли в регионе, но и функционирование производственных предприятий. В качестве примера Лабуза привел Польшу, где произошло перенасыщение рынка иностранным капиталом. Вполне реально, что в скором будущем не только в Нижнем, но и в таких городах, как Дзержинск и Бор, могут появиться торгово-развлекательные центры площадью до 40 тыс. кв. м. Как впишется в новый формат торговли малый бизнес?

Денис Лабуза так определил его нишу — магазины шаговой доступности, специализированные магазины, франчайзинг. Конечно, придется менять технологию продаж, закупать новое оборудование, на что нужны деньги. Минэкономики предлагает различные механизмы финансирования малого бизнеса — программы лизинга оборудования, частичной компенсации процентной ставки по кредитам комбанков, гарантийного фонда. Так, в прошлом году по льготному кредитованию было выделено 205 млн рублей, они пошли в том числе и на реконструкцию, строительство торговых площадей, причем 70 процентов этих денег выдано в районах области.

Заместитель мэра г. Дзержинска по экономике и промышленности Константин УВАРОВ отметил, что потребительский рынок по-прежнему остается привлекательным для предпринимательской деятельности. Причем сферу торговли в Дзержинске на 80 процентов обслуживает малый бизнес. На 1 января в городе работает 5 тысяч объектов торговли и общественного питания. Только за прошедший год открыто 20 специализированных магазинов с современным оборудованием и интерьером и 50 млн рублей вложено в реконструкцию действующих. Обеспеченность торговыми площадями дзержинцев составляет 132 процента, а по продовольственной торговле — все 169.

В 2003 году произошло обвальное снижение выпускаемой продукции практически на всех гигантах химии в 2—3 раза. И одним из основных источников городского бюджета, самым дисциплинированным налогоплательщиком стала торговля. Только за 2004 год предприятия торговли заплатили налогов во все бюджеты 11 процентов от налоговых доходов города. Кроме того, предприниматели выступают спонсорами различных социальных программ города по развитию культуры, спорта, жертвуют средства детским домам, школам, больницам...

Всех отметив и воздав должное, заместитель мэра напомнил, что с 2006 года вступит в силу 122 закон, передающий в юрисдикцию местной администрации часть функций в сфере торговли. Уже сейчас администрация устанавливает размер К2 по ЕНВД. Но на обращение к предпринимателям показать, как увеличение ставки ЕНВД отразится на доходах, откликнулись очень немногие. В результате понижающий коэффициент принят по бытовому обслуживанию и торговле в поселках. Активнее надо с властью сотрудничать в части налогообложения. Тем более что она, в лице Константина Уварова, гарантировала конфиденциальность.

БОГАТЫЕТОЖЕ ПЛАЧУТ

Глазами лидера

От власти собравшиеся надеялись услышать о намерении поддерживать (что и услышали). От спонсора проведения конференции ждали не этого. С одной стороны “Сладкая жизнь” — общепризнанный партнер для магазинов. С другой — учредитель (вместе с ТД “Перекресток”) Spar Middle Volga. А это что-то вроде “Дамского счастья” для мелких французских буржуа.

Генеральный директор компании Spar Middle Volga Альберт ГУСЕВ начал с того, что в мире около 8 млн человек ежедневно делают покупки в супермаркетах Spar. Нижегородская статистика, конечно, скромнее, но развитие сети в ПФО — это шаги лидера. С 2002 года в развитие компании вложено 15 млн долларов прямых инвестиций. Теперь это 6 супермаркетов в Нижнем, два — в Дзержинске, один на Бору. На очереди — Выкса, Заволжье, Кстово, Павлово.

Ситуация на рынке, по словам Альберта Гусева, отличается сильным усилением конкуренции. Не стоит обольщаться, что это примета Москвы и Санкт-Петербурга. Тенденция прошлого года показывает, что резкое усиление конкуренции будет происходить в городах с населением от 30 тысяч человек. Численность населения не всегда является решающим элементом. Супермаркет в Дзержинске (торговый зал 700 кв. м) дает 23 млн товарооборота в месяц, в городе Бор (1500 кв. м) — 27 млн в месяц. Структура потребления в области мало отличается от городов-миллионников — люди хотят качественных услуг независимо от того, где живут.

Таким образом, выживет тот, кто выстоит в ценовой конкуренции и предложит высокий уровень сервиса и качества услуг. И то, и другое влечет дополнительные издержки. Мы ожидаем, сказал Альберт Гусев, что в течение ближайших 5 лет не будем иметь таких огромных показателей. Тем более что будут открываться новые — российские и иностранные — торговые площади. В Польше уже идет тотальная война: из 15 представленных там транснациональных торговых компаний реально зарабатывают две, остальные работают в минус. Осталась только одна местная сеть. И все это в Польше началось 7 лет назад. В Варшаве с населением 1млн 200 человек открыто 64 гипермаркета класса Ошан. Перенесите это на Нижний Новгород!

Покупателю это на руку. С ростом благосостояния у населения появляется необходимость в новых услугах. Так, оправдали себя линии фаст-фуд в Щербинках и на Бору. В дальнейшем компания сделает упор на совершенствование системы управления персоналом и формирование отлаженной системы дистрибьюции.

Наверное, секрет успеха, применимый в равной степени к крупному и малому бизнесу, Альберт Гусев привез в 1999 году из Канады. Там тогда уже действовали транснациональные торговые сети, но и местная торговля идет бойко. Канадец, владеющий семью супермаркетами, знакомя со своим бизнесом, очень долго рассказывал про то, как принимает телятину. Русских же интересовали пути конкурентоспособности: хватит про телятину, расскажи, мол, как с Wal-Mart борешься. Канадец: “У меня самая свежая телятина!”. Русские: “Да бог с ней! Ты про конкуренцию расскажи”. Он смотрит недоуменно и снова: “У меня самая свежая телятина!”. В этом фокус, это позволило компании выжить рядом с таким гигантом. Если думать о потребителе и искать этот фокус, не страшны любые сети.

БАЛЬЗАМНА РАНЫ

По мнению экспертов

Вообще, мировые сети нам действительно не страшны, во всяком случае, в ближайшей перспективе. Не настолько уж мы, нижегородские покупатели им интересны. Павел КЕРПЕЛЕВ, руководитель нижегородского представительства компании SMT Developments, популярно ответил, почему транснациональные сети не торопятся в регионы России. Потому что мы с нашими доходами в среднем ниже 200 долларов на человека им малоинтересны. Траулер, как известно, приходит туда, где есть рыба.

В экспертной части конференции прозвучали решения, применимые и к малому бизнесу: на что нужно ориентироваться в части оборудования, открывая магазин сегодня (Синтагма трейд); IT-технологии в сфере автоматизации систем управления и защиты от краж (Ока-Волга); какие факторы влияют на отношение покупателя к магазину (1С:Франчайзи-НН); что нового в бизнес-образовании для торговли (ВШЭ); каковы возможности кредитования (Сбербанк); как строится работа производителей в условиях новой реальности рынка (Дэмка).

Впрочем, одним из решений может быть продажа своего бизнеса. Юрий КУЗЬМИЧЕВ, директор ООО “Бизнес для бизнеса”, говоря о предпродажной оценке бизнеса, вспомнил анекдот. “Как стать владельцем небольшого бизнеса? Надо приобрести большой бизнес и... набраться терпения”. Большинство собственников рано или поздно задумывается, насколько эффективен их бизнес. И если мерить эффективность сиюминутным наличием денег в сейфе, вряд ли получится реальная картина. Есть другие критерии оценки — прибыльность, прозрачность, заменяемость в команде, известность торговой марки. Если работать над ними, вряд ли возникнет необходимость продавать свою компанию.

Тем не менее, подводя итоги конференции, Вадим НОСОВ, директор Союза магазинов, представитель Российской ассоциации франчайзинга в Нижегородской области, еще раз отметил, что пропасть между малым и крупным бизнесом поможет преодолеть именно франчайзинг. Правда, в российском законодательстве пока нет такого понятия, а есть понятие “коммерческая концессия”. Но интерес есть, и порядка ста предложений. Идея проста — продвинутая торговая марка готова на определенных условиях передать вам бренд и технологии. Реализация идеи сложнее. В силу неотлаженных еще механизмов, во-первых. Во-вторых, далеко не все франчайзинговые предложения адаптированы для региональных стандартов — большинство из них родилось в Москве и наших реалий не отражает.

ТОРГОВЛЮ НЕ ОСТАНОВИШЬ

Реплики с мест

О наших реалиях говорили во время перерывов, переходя от стенда к стенду действующей в фойе театра драмы выставки, и в кулуарах. О том, что слишком разные весовые категории, что европейскому капиталу можно торговать в убыток и давить местную торговлю, что с этим надо бороться... И о том, как развиваться дальше.

Анатолий САВИЧ, индивидуальный предприниматель:

— Мы реализуем хлеб, продукты питания, замороженные продукты. Работаем с магазинами, где выставляем спецоборудование под наши товары. У конференции, на мой взгляд, есть один недостаток: материал преподносится для как бы средних магазинов, но для Дзержинска площади от 200 квадратных метров — это уже большие магазины.

У нас предприниматели в большинстве работают на небольших площадях, и хотелось, чтобы для них прозвучали более адресные предложения, разработки, вещи, которые применимы в практике небольших магазинчиков, которых так много в городе.

При всей моей любви к городу покупательская способность здесь небольшая, и торговля в Дзержинске кардинально отличается от торговли в Нижнем Новгороде. Да, с развитием торговых сетей и перед нами встает вопрос, как удержать покупателя. Я не думаю, что только дешевыми ценами. Человек должен приходить в торговую точку, где его встретят с улыбкой, тепло проводят и пожелают, чтобы он завтра пришел. И он придет, потому что есть такая великая вещь, как привычка.

В наш отдел заходят бабули и спрашивают: “А что, Машенька сегодня не работает?”. Потому что она настолько запала в душу, она уже воспринимается не просто как продавец, а как близкий человек, который в курсе семейных проблем, с которым можно пообщаться. Проезд стал дорогим, просто так на рынок не поедешь, поэтому бабули переносят разговоры в магазины у дома. Так что буду развиваться дальше: торговля требует больших денег, но они быстро возвращаются.

Елена АВДОНИНА, индивидуальный предприниматель:

— Я хотела услышать о тенденциях в торговле, какое появилось новое оборудование. Хочу посмотреть дистрибьюторский склад “Сладкой жизни”. У меня на сегодня 47 торговых точек практически во всех продовольственных магазинах и на рынках. На рынке арендная плата ниже, налоги чуть меньше, но затраты на обслуживание этих торговых точек на рынке намного больше, потому что на них ежедневно завязан транспорт — товар нужно привезти утром, забрать после рабочего дня... В магазинах выше аренда, выше ЕНВД, но и обслуживать их легче.

Пока я не особо определилась, что буду делать дальше, но сеть расширять для меня уже не имеет смысла. Мы только что начали работать с компанией “Сладкая жизнь”, потому что у нее более выгодное предложение, чем у других поставщиков, по чаю и кофе. С птицефабриками как я начинала работать, так и продолжаю. Возможно, и дальше буду работать над ассортиментом.

Галина КРАЕВА, индивидуальный предприниматель:

— Я в торговле всю жизнь, хозяйкой — лет 10. Недавно построила мини-маркет на улице Петрищева. Здесь очень много магазинов, большая конкуренция, поэтому приходится пробовать что-то особое, формировать свое, уникальное предложение — будь то цены или квалификация продавцов. Знаете, продавцы у нас в торговлю приходят неподготовленные. Это непрофессионализм, с одной стороны, с другой — чисто потребительское отношение к торговле, моральная нечистоплотность. Мало продавцов, которым можно доверять безоговорочно...

Почему пришлось строить мини-маркет на такой оживленной улице? Это особая история, не вписывающаяся в рамки поддержки предпринимательства. Я купила на первом этаже на улице Циолковского квартиру, оформила, как положено, все документы, пройдя массу инстанций, чтобы в конечном итоге мне заявили, что документы подделали. А мы уже даже крыльцо сделали...

Но я не отчаиваюсь. Я люблю все новое, чтобы было красиво, чтобы культура обслуживания на высоте, молодых и энергичных продавцов ценю. Недавно я открыла закусочную “У Галины”, хочу, чтобы она стала местом, где приятно встретиться, пообщаться, перекусить. Над этим и работаю.

Геннадий ДУНАЕВ, директор ОАО “Аодик”

— У нас коллектив небольшой — 80 человек, но сложился костяк, который обучает новые кадры. Поэтому дело идет. А проблемы есть у всех. Например, по аренде. Мы арендуем помещение в поселке Юголец. Стоимость арендной платы за один месяц больше стоимости самого здания. То есть само здание по остаточной стоимости оценено в 47 тысяч, а арендную плату с нас берут 68 тысяч рублей за месяц.

Мы уже выходим за рамки торговли. Недавно построили собственное новое здание, в котором будут и торговый зал, и кафе — начинаем заниматься общественным питанием.

Нина МАКАРЬЕВА, директор Центрального рынка:

— Здесь власти говорили о том, что торговля — самая динамично развивающаяся отрасль, и о поддержке малого бизнеса в сфере торговли. У меня на рынке предпринимателей постоянно лихорадит от разных нововведений. Стабильные, приемлемые налоги — пожалуй, самая важная поддержка, на которую мы рассчитываем и которая даст возможность развиваться.


Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.