Транспортники стали изгоями

02.03.2005
Просмотров: 1981

Критическое положение автотранспортных предприятий.

Евгений Зотеевич МОРОЗОВ, директор Городецкого пассажирского автотранспортного предприятия (филиала «Нижегородпассажиравтотранса») не случайно говорит так: финансовое состояние большинства автотранспортных предприятий области, обслуживающих население районных центров и сельской местности, не просто сложное. Оно критическое.

- Когда мы защищали бюджет предприятия на 2004 год, стоимость топлива была 8 рублей, под конец года она выросла до 11 рублей 70 копеек, но выпадающие доходы никто не компенсировал. У всех предприятий получилась задолженность по налогам, - рассказывает Морозов. - За Городецким ПАП на 1 января 2005 года числится 3 миллиона рублей такой переходящей задолженности. Мы вовремя выплатили заработную плату, долги по топливу закрыло управление, но долги по налогам остались, никуда их не денешь.

Если прежде предприятие получало около миллиона рублей в виде ежемесячных дотаций, то теперь оно лишено такой возможности. И хотя в верхах объясняют, что отныне транспортные предприятия будут собирать с населения в качестве платы за проезд значительно больше средств, чем прежде, сами транспортники относятся к этому скептически. Во всяком случае, первый итог реформы не радует: в январе этого года доходов удалось собрать значительно меньше, чем в декабре ушедшего 2004-го.

Дотации остались только на перевозку студентов и школьников, которые по-прежнему ездят с 50-процентной скидкой. Правда, первоначально составленную смету сразу урезали на 30 процентов в связи с тем, что бюджет области принят с дефицитом.

- Надо было изыскивать, где уменьшать, вот нам и урезали, - комментирует директор ПАП, - а мы и так не живем, а существуем. Подвижной состав практически не обновляется. Нам необходимо как минимум десять автобусов в год, а мы за последние семь лет получили всего два. В основном имеем только то, что удается приобретать по лизингу. Но ведь это какие деньги! Автобус всегда встает на 40-50 процентов дороже, чем он стоит на самом деле. А по зарплате нас вообще скоро к пенсионерам приравняют! У ремонтников средняя зарплата 2 тысячи рублей в месяц всего, у водителей автобусов - 3,5 тысячи, как людям жить? Им же семьи надо кормить. Бегут люди от такой заработной платы, по численности рабочих осталось только 93,3 процента в сравнении с 2003 годом. Уже до такой степени нас довели, словами не выскажешь!

Серьезной проблемой районного автотранспортного предприятия остаются нерентабельные пригородные социальные маршруты. Сокращать их нельзя, а содержать становится все более затруднительно. К примеру, один только маршрут от Городца до деревни Хахалино, где и проживает-то всего несколько престарелых жителей, ежегодно приносит до полумиллиона рублей убытков. А в целом таких маршрутов пять или шесть, и каждый «съедает» от 200 до 500 тысяч рублей в год.

- Причем прибыльные маршруты преспокойно отдаются в руки частных перевозчиков, - говорит Евгений Зотеевич. - Чиновники районной администрации прикрываются антимонопольным законодательством, согласно которому частникам отказывать нельзя. Все это так, но государственное предприятие при этом все больше проваливается в финансовую дыру. Если раньше мы покрывали убытки за счет доходов с прибыльных маршрутов, то теперь это не удается. Мы понимаем, что сокращать пригородную маршрутную сеть нельзя (возить-то этих бабушек надо!), но как дальше работать в таких условиях, непонятно.

- То есть вам не хватает поддержки со стороны местных органов власти?

- Вообще, это очень плохо, что, живя в районе, мы никаким образом не связаны с ним финансово. Поэтому местная власть и не заинтересована в нашей работе. Возим людей и ладно, ничего не просим, претензий никаких не предъявляем, жалоб от населения почти нет, вот у них голова и не болит. Но если администрация все же хочет, чтобы пассажирские перевозки и дальше сохранились в районе, чтобы мы завтра не встали, все-таки 400 городчан здесь работают, все равно надо думать о том, как помочь транспортникам выжить.

Вопросов, к сожалению, пока значительно больше, чем ответов.

Ирина Храмошкина

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.