Счет на «квадраты»

03.03.2005
Просмотров: 1822

Региональные редакции «Бизнес-журнала» провели экспресс-мониторинг рынка коммерческой недвижимости в крупных городах страны. И вот что выяснилось.

Ежегодно на рынок выходят новые компании, и им требуются офисы. Быстро растущим фирмам становится тесно в клетушках, с которыми они мирились на старте. И для них офисы тоже нужны. Наконец, все активнее региональными рынками начинают интересоваться столичные компании. Но что за интерес без представительства и вывески?

В Иваново рынок коммерческой недвижимости щедр на предложения. Помещения под офисы сдаются по всему городу. Средняя цена за «квадрат» — 290 рублей за в   месяц   (характерная   особенность большинства российских регионов: цены указываются в рублях, а основным расчетным периодом является месяц, а не год. — Прим. ред. ).

Рынок офисной недвижимости Ижевска развивается, прежде всего, за счет реконструкции существующих производственных или административных зданий. В частности, продолжается перепрофилирование под офисы двух бывших заводских производственных помещений.

Рынку офисной недвижимости Кирова явно есть куда развиваться. В городе всего один офисный центр категории «С», метр площади в котором стоит от 3 500 до 4 200 рублей. Кроме того, в городе насчитывается восемь зданий весьма различного качества, в которых также размещаются офисы. Но, увы, назвать их в полном смысле офисными центрами трудно.

В Краснодаре 80% офисных зданий города относятся к классу «С». Рынок предложения довольно обширен, так что подходящее помещение отыскать не трудно. Есть полностью офисные здания, да и строительные фирмы предлагают в аренду нижние этажи новых домов.

Тем временем в Нижнем Новгороде ситуация с бизнес-центрами плачевна. Их просто нет. Как нет и более или менее достойных офисных помещений классов «А» и «В». Хуже того, местные риэлторы ставят под сомнение и существование недвижимости, уверенно подпадающей под требования класса «С». Так что основная масса нижегородских офисов относится к категории «D».

Как таковых бизнес-центров нет и в Новокузнецке — крупнейшем городе Кузбасса. С некоторой натяжкой к классу «В» могут быть отнесены помещения двух бывших НИИ.

Нет бизнес-центров и в Петропавловске-Камчатском. Наиболее типичный случай — административные здания бывших предприятий. Впрочем, все эти здания сохранились в том самом, «советском» состоянии. Начиная с 1990 года, появился лишь один бизнес-центр класса «В», однако построен он крупным холдингом для собственных нужд.

В Самаре множество действующих бизнес-центров по сей день расположено в ветхих административных зданиях, построенных в советское время. Впрочем, в последние годы рынок заметно вырос, в основном, за счет перепланировки производственных и жилых площадей, а во всех строящихся объектах нижние этажи предлагаются под офисы. Возводится и полтора десятка офисных центров.

Саратовский рынок коммерческой недвижимости может похвастать несколькими зданиями, с оговорками удовлетворяющими требованиям класса «А». Возводится и несколько новых объектов классов «А» и «В». Остальные помещения не дотягивают даже до класса «С», а в средней ценовой категории наблюдается явный провал.

Количество бизнес-центров классов «В» и «С» в Томске примерно одинаково. Кстати, площади в бизнес-центрах обоих классов подешевели: устойчиво растет спрос на помещения с лучшими условиями. Но бизнес-центров класса «А» в городе пока нет.

Зато в Челябинске полным ходом идет строительство крупных бизнес-центров. Финансовые возможности малых и средних компаний, нынешних арендаторов офисов в бывших или действующих НИИ, быстро растут, а с ними — и запросы. Офисных помещений класса «А» на рынке города нет. Однако строительство престижных бизнес-центров уже начато.

Бывшие проектные институты Ярославля составляют ныне костяк рынка офисной недвижимости города. Появляются предложения и в центре города за счет расселения коммуналок. Наконец, в начале года на продажу было выставлено большое количество муниципальных зданий.

Как и ожидалось, рынок оказался весьма неоднородным, так что почти в каждом городе приходится учитывать «местные особенности».


Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.