Главное достоинство - индивидуальность

05.03.2005
Просмотров: 1460

Когда 10 лет назад в Нижнем Новгороде появилась фирма “Росреклама”, представление о том, какой должна быть реклама, у ее клиентов было довольно размытым.

Впрочем, и коллектив “Росрекламы”, безусловно обладающий творческим потенциалом, не располагал материально-технической базой, позволяющей переносить в жизнь яркие идеи. Но идеи были, было желание работать. И спрос тоже был — развивающийся бизнес хотел заявить о себе.

Если бы не перестройка, признается сейчас исполнительный директор производственно-рекламной фирмы “РОСРЕКЛАМА” Ольга АРАБАДЖИ, она так и продолжала бы работать инженером-конструктором в ЦКБ “Лазурит” и участвовать в проектировании подводных лодок. Вместо этого приходится выводить на поверхность нечто уникальное, то, что отличает один бизнес от другого (потому что реклама, по большому счету, должна отразить главную идею вашего бизнеса). Вместо этого приходится вести по волнам стихийного рынка собственную лодку — коллектив из шестидесяти человек, который всецело доверяет и возлагает надежды на своего капитана.

Поднимаюсь по лестнице офиса “РОСРЕКЛАМЫ” и с каждой ступенькой узнаю направления деятельности фирмы — световые вывески, полноцветная печать, щитовая реклама, видеоролики, продвижение товара, оформление витрин, таблички... Но больше меня интересует наружная реклама, она уже не просто вписывается (а иногда не вписывается) в городские пейзажи, она их формирует. Она на виду.

— Ольга Алексеевна, раньше реклама была проще и, наверное, дешевле?

— Нет, себестоимость наружной рекламы не увеличилась. В свое время огромный плакат для Кока-Колы (во всю стену многоэтажного дома) рисовали вручную, сейчас машина напечатает его за час. Техника обходится дешевле ручного труда. Да и материалы, которые стали более надежными, разнообразными, красивыми, сильно не подорожали. Мы используем китайские материалы, замечая, что цена на них не растет, а качество становится все лучше и лучше. Технологически мы поднялись на другой уровень. Скажем, сейчас нет проблем поднять на высоту вывеску — есть специализированные вышки. А раньше это делали альпинисты. Был даже такой курьезный случай. Альпинисты крепили плакат на жилом доме, решили перекусить и обосновались на ближайшем балконе, где их и обнаружила хозяйка. Милицию вызвала. Пришлось объясняться...

— Новые технологии сильно влияют на композиционное построение наружной рекламы?

— Сейчас используем компьютерную графику, это, конечно, другие возможности. И вообще, в рекламе возможности стали гораздо шире — можно воплотить любую идею. Раньше действительно была простая реклама — большой щит с картинкой. Теперь можно использовать неон, детали архитектуры, гофрированные и изогнутые металлические элементы. Кстати, в этом году в моде хай-тек — используется много металла, элементы металлической облицовки и деталировки, мелкие блестящие детали. И техника исполнения уже ничем не отличается от той, что на Западе. У нас даже некое преимущество есть. Дело в том, что мы лишь два года назад приобрели новое импортное оборудование, на Западе работают на таком же, но гораздо дольше.

— Не важно, рисует ли художник плакат кистью или создает с помощью компьютера — в любом случае это творческий процесс. Причем, видение создателя и заказчика не всегда совпадает. Как идет процесс согласования?

— Если заказчик пришел с готовой идеей и начинает ее диктовать, то главный художник хватается за голову. Тогда начинается дипломатия — давайте чуть-чуть поправим тут и тут, а там вы посмотрите... В результате зачастую идея меняется кардинально, но заказчик ее воспринимает как свою и вполне удовлетворен. Сложнее, когда нет понимания, “что я хочу”. Еще сложнее, когда клиент хочет многого, но с минимальными затратами. Все вроде по делу, но то, что они предлагают, совершенно нецелесообразно. И мы сразу объясняем это заказчику. Например, фирма на стадии становления, считает каждую копейку, заказывает небольшого размера рекламный щит с массой информации. Это заведомо неэффективно, а даже небольшие деньги не стоит кидать на ветер.

— Что сейчас более востребовано в сфере наружной рекламы?

— Вывески стали гораздо интереснее и богаче. А поскольку материалы появились достаточно надежные, то и качество вывесок стало лучше. Они ярче, цветовая гамма богаче, дольше служат. Раньше было просто, без вариаций — прямоугольный металлокороб и на нем буквы. Теперь вывеска — это почти архитектура.

— Название “РОСРЕКЛАМА” заставляет задуматься, откуда вы родом.

— Мы — нижегородская фирма, которой в этом году исполняется 10 лет. Начинали с коллектива профессиональных художников, работавших до этого в торгрекламе. Потом перешли на новые технологии, новые материалы. Фирма росла, стали закупать новое оборудование. Наши клиенты превратились из небольших фирм в крупные — мы росли вместе с ними. Знаете, начиная бизнес, предприниматели говорят: “Сделайте что-то простенькое, а через год-другой посмотрим”. И на самом деле обращаются, но в основном лет через 5—6 — вывески-то висят, не теряя внешнего вида, и их не считают нужным обновить. И все же постоянных заказчиков у нас много, стремление к совершенствованию у них есть. Причем заказчики у нас не только нижегородские, они есть по всей России. Например, “Лукойл”. Этой компании мы делали конструкции по всем городам, где находятся ее представительства. Недавно получили заказ от Почты России. Вывески “Почта России” есть во всех регионах России, на разных языках, но в одном стиле, и они сделаны нами.

Любопытно, но все больше появляется как бы частных заказов. Например, недавно ехавшие в Кстово могли прочитать поздравление для N. Именинник, работающий в “Лукойле”, в день рождения как раз ехал сюда из Перми. И его подруга решила преподнести ему такой вот сюрприз. Иногда просто с анекдотичными заказами обращаются. На Мещере нас просили повесить плакат с фотографией собаки, у которой тоже был день рождения, и хозяйка решила сделать четвероногому другу такой сюрприз — чтобы ходили гулять и видели... Впрочем, раздумала.

— Ольга Алексеевна, наверное, в сфере наружной рекламы довольно жесткая конкуренция? Чем отличается ваша фирма?

— Мы уделяем особое внимание качеству. Если что-то не так, то исправляем мгновенно. Претензий мало, зачастую они не по нашей вине. Например, недавно делали вывеску, заказчику показалось, что буква “в” наклонена не так, как остальные. А буквы-то делала машина, которая не ошибается. Но это особенность выбранного шрифта, он именно так воспринимается человеческим глазом, и мы с этим согласились и букву выправили.

Не в наших правилах гордиться низкими ценами, наш козырь — качество. Как жизнь показывает, за качество люди готовы платить.

— Реклама — это нечто яркое, что бросается в глаза...

— Я думаю, главное достоинство рекламы — не яркость, а индивидуальность. Она должна быть и яркой, разумеется, если конечная цель — продажи. Но яркость, в моем понимании, — это не просто нечто светящееся и броское. Хотя удачно выбранное цветовое решение днем иногда работает лучше, чем неон в сумерках.

К тому же наружная реклама — составляющая городской архитектуры. Взять, к примеру, Большую Покровскую улицу — там дома построены давно, у них свой стиль, и нечто аляповатое там просто не к месту. Вывеска Columbia была сделана очень тактично к зданию на Покровке — не яркая, но эффектная. Потом сменился собственник, и вывеску перекрасили в оранжевый цвет...

— Как говорится, дело вкуса...

— Наверное, так. Но есть все же общепринятый вкус. Реклама — как женщина, она всегда должна быть гармоничной. Наружная реклама не должна раздражать. На мой взгляд, она должна украшать город. Не стоит переоценивать вкус заказчика — это все же профессиональное, во-первых, и отчасти врожденное. Особенно трудно работать, когда “ответственных” много, они не знают, чего хотят, а понятие “красиво” у каждого свое. Наверное, поэтому многие фирмы работают совершенно без своего стиля, объявления в газетах, вывеска на двери, реклама по городу — все в разных цветах, шрифтах и т. д. Так что нужно доверять мнению специалистов.

— Ольга Алексеевна, что бы вы отнесли к плюсам прошлого года?

— Это, как я уже сказала, крупный заказ для Почты России — теперь наши работы есть в каждом городе. Ну и обновление материально-технической базы. В начале года купили печатный станок. Если раньше печатались в Москве, то теперь в Нижнем за час можно изготовить любой плакат. Еще приобрели гравировальное оборудование, которое позволяет делать металлические таблички, буквы. Люди хотят нечто солидное. Вообще, мы стараемся работать с новыми материалами, пусть это чуть дороже, но смотрится по-другому и дольше сохраняет форму.

— А какие изменения принесет следующий год?

— Уже принес. Нас, например, перевели на ЕНВД. Как это изменение скажется на работе, пока не знаю. По Нижнему Новгороду коэффициенты приняты нормальные, а вот по районам... Получилось, что самый дорогой район, в котором уже есть сомнения в целесообразности размещения рекламы, Гагинский. Там запланированная государством прибыль от рекламного бизнеса такая, что непонятно, на чем же можно столько заработать. Например, при размещении рекламной конструкции у кремлевской стены используется коэффициент 0,22, а в Гагинском районе — 1. Если ничего не изменится, придется убирать там рекламу. Высокие коэффициенты утверждены в Заволжье, Дзержинске, Богородске. Покупка рекламного места — вообще процесс долгий и недешевый. Но будем работать...

— Недавно вы ездили в Америку, знакомились с рекламным бизнесом. Каковы впечатления?

— В США рекламы в городе немного, она в основном за городом. И это я восприняла положительно. У нас же, когда по проспекту Гагарина едешь, в конце концов, перестаешь воспринимать информацию на щитах — их как елок в лесу. Мне понравился интерес американцев к необычным формам в рекламе — есть неожиданные решения, находки. Но в целом мы от них не отстаем — ни по решениям, ни по качеству исполнения. Разве что требовательных, заинтересованных заказчиков пока немного.

Особое внимание американские дизайнерские, в том числе рекламные фирмы уделяют различным профессиональным конкурсам. Там дипломы — показатель мастерства, престижности для клиента. У нас пока нет какого-то объединяющего, ежегодного конкурса, они чаще в Москве проходят и как-то кулуарно. Но работы мы свои представляем и довольно часто становимся призерами.

— Говорят, “сапожник без сапог”. Вы у себя дома свое мастерство применяете?

— Конечно. В настоящее время собираюсь стену в прихожей “переоформить” в цветные витражи, с подсветкой. Правда, хочу напечатать их на прозрачной пленке, но, думаю, будет очень красиво.

Наверное, женщине нелегко вести за собой коллектив, особенно коллектив творческий. Наверное, копится усталость, но чисто женский, ответственный подход не дает просто все бросить... Ольга Арабаджи умеет находить контакт с клиентами и лелеять творческие ростки в коллективе. Она научилась преодолевать усталость — три раза в неделю в спортзале, в волейбольной команде. Кстати, в Америке она встретила увлеченных волейболом коллег и, несмотря на незнание английского, они нашли общий язык. Сначала на спортивной площадке, а теперь, похоже, и в бизнесе.

Наталья Миронова

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.