В полку нечестных риелторов прибыло

14.03.2005
Просмотров: 1201

Самое дорогое у человека - это квартира.

Ее потеря может означать утрату жизненных ценностей, которыми обладал человек, и переход в иную человеческую категорию - бомж. Неосторожное, потребительски неграмотное подписание различного рода договоров, передача залога и другие манипуляции с собственной недвижимостью могут обернуться также и потерей большой суммы денег.

Семья Ольги захотела купить дом. Подходящий адрес был найден по газете объявлений, но прежде, чем приобрести новое жилье, необходимо было сначала продать квартиру, принадлежащую матери Ольги. Чтобы застраховать себя от потерь, она решила доверить непростые операции со своей недвижимостью одному из агентств в Сормове. С фирмой были заключены договоры на покупку выбранного дома, на продажу квартиры матери и дополнительно заключено соглашение об авансе в 10 тысяч рублей. Одним из условии, прописанных в этих документах, было предоставление агентству эксклюзивного права. То есть Ольга не могла на время действия договора обращаться за услугами в другие агентства.

"Агенты приводили смотреть квартиру всего лишь двух покупателей, а когда время прошло, срок действия договора закончился, квартира так и не была продана, - рассказывает инспектор "Защиты потребителя" Ирина Богаткина. - Мало того что агентство не выполнило своих обязательств перед клиентами, так они еще и аванс не захотели отдавать".

До того, как Ольга при участии потребительского общества обратилась с иском в мировой суд и выиграла процесс, она, что называется, набегалась в то самое агентство. Обращалась устно и письменно с просьбой о продлении договоров либо об их расторжении и возврате суммы аванса, неоднократно договаривалась о встречах с руководством, ожидала директора агентства на протяжении нескольких часов. А в день окончания срока договора даже обратилась с письменным заявлением о возврате аванса. Но...

В соответствии со статьей 28 закона РФ "О защите прав потребителей" в случае, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы или стало очевидным, что работа не будет выполнена в срок, потребитель вправе назначить исполнителю новый срок или расторгнуть договор. Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. Убытки возмещаются в установленные для удовлетворения требований потребителя сроки. Суд решил, что возврат потребителю аванса в размере 10 тысяч рублей - действие вполне законное.

Кроме того, ответчику предстоит возместить неустойку в размере 11 тысяч с лишним рублей и компенсировать причиненный моральный вред в размере 5 тысяч рублей. Кроме того, суд взыскал с ответчика штраф в размере цены иск - 21 тысячу рублей. Половина его будет перечислена в бюджет выступающей в качестве защиты потребительской организации. Да в добавку еще две "мелочи": стоимость юридических и консультационных услуг истца и госпошлина - всего около 5 тысяч рублей.

Для Ольги перипетии завершены. Но утверждать, что с обидчиков можно будет взыскать все причитающееся, еще рано. Как стало известно, ответчики не преминут обжаловать решение мирового суда.

А вот другому жителю города, автозаводчанину, не повезло больше. Заключив неосторожно письменный договор на услуги с местной фирмой, он чуть было не лишился 70 тысяч рублей. Как рассказала Ирина Богаткина, дирекция этого агентства долго скрывалась от инспектора "Защиты потребителя", на контакт не шла, а в оформлении документов царила неразбериха. В довершение ко всему оказалось, что данная фирма решила расширить сеть своих услуг и перейти на такой вид бизнеса, как служба знакомств.

Вообще, в потребительском обществе говорят, что риелторский бизнес в последнее время стал более криминализирован. Несмотря на наличие на рынке престижных агентств (Нижегородская гильдия риелторов тщательно следит за профессионализмом и чистотой своих рядов), всегда были люди, которые вместо упорного и кропотливого труда, совершенствования в профессии стремятся погреть руки на излишней доверчивости граждан. Но то ли рынок несколько застоялся и количество желающих купить или продать квартиру сократилось, то ли просчитанные штучки, как, например, поднятие цены на понравившуюся клиентам квартиру, уже не удовлетворяют жаждущих большой деньги. Так или иначе, кто знает, последняя ли это агония "воротил" рынка жилья перед обращением большинства потребителей к букве и слову закона или следует опасаться более крутых сюрпризов?

Важно при заключении любых договоров с агентствами, оказывающими риелторские услуги, исключать пространные формулировки. Если какой-то из пунктов непонятен, нужно обязательно расшифровать его в графе "Дополнительные условия". Если риелтор заинтересован не обманывать клиента, а работать с ним честно, то он пойдет на подобные условия. Нужно также знать: аванс - это возвратная сумма, а задаток в некоторых случаях имеют право и не вернуть.

Если агентство не идет на пролонгацию договора, а клиенту этот договор очень важен, можно требовать письменного объяснения. Любая полученная вами бумага с подписью - это документ, который может сыграть в суде на вашей стороне. Но лучше всего, получив форму договора с агентством, обсудить ее в НООО "Защита потребителя". Имея надежного и юридически грамотного советчика, можно избежать многих ошибок.

Вероника Генкина

Источник: Нижегородские новости
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

GriffOn 15.03.2005 13:46:00
В самом деле, о каком агентстве речь?
Прессслужбист 14.03.2005 17:36:00
Ну и чего же, суд присудил, так почему эту мразь нечистую не назвать прямоименно?