Виктор Масленников: “Сдерживать цены, улучшать качество”

18.03.2005
Просмотров: 1699

Горьковский автозавод рассчитывает сохранить позиции на рынке.

2—4 марта на ГАЗе прошло годовое собрание представителей товаропроводящей сети автозавода. В нем приняли участие более 400 дилеров из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. На собрании обсуждались итоги прошлого года и планы на текущий. В интервью “Бирже плюс авто" их прокомментировал заместитель генерального директора торгового дома “Русские машины" Виктор МАСЛЕННИКОВ.

— В течение трех последних лет ГАЗ наращивал продажи автомобилей. И прошлый год, судя по цифрам, был для завода успешным. Однако в 2005 году роста продаж не предвидится. Почему? — Действительно, оптимизма по поводу роста пока нет. Объемы продаж мы ожидаем на уровне прошлого года: 230—231 тысяча автомобилей. Прошлый год в целом был успешным для ГАЗа. Мы увеличили продажи на экспорт. Причем достаточно большой объем — около 10 тысяч машин — продали в дальнее зарубежье. Это лучший результат за последние десять лет. По общим объемам в сравнении с 2003 годом реализация увеличилась почти на 17 тысяч автомобилей. Но конец года оказался достаточно сложным: на автомобильном рынке ощущалась стагнация. Были и другие трудности, которые сложно было предвидеть — в частности, спад продаж на Украине и в Казахстане. Эти обстоятельства повлияли на результаты прошлого года и продолжают оказывать воздействие в этом.

— Для этого были конкретные причины?

— На Украине по реализации очень ударили известные политические события. В период предвыборной кампании рынок практически остановился. Ситуация остается сложной и теперь, а Украина для нас — второй по величине рынок.

Другой момент, который настораживает и подталкивает нас к определенным действиям, это агрессивная политика Китая в среднеазиатских республиках. В прошлом году там увеличились продажи китайской техники, конкурирующей по большей части с нашей “Газелью", частично — с легковыми автомобилями. Для нас это достаточно серьезная рыночная угроза, потому что цены на китайские машины даже ниже, чем на наши. Стратегическая цель китайских автопроизводителей: в течение двух ближайших лет закрепиться на рынках этих республик, а затем двинуться в Россию. Пока их присутствие в России для нас не критично, потому что продажи невелики. Продукт несовершенный и некачественный, и это пока сдерживающий фактор. Но Китай очень динамично развивается, там совместно с ведущими мировыми компаниями уже созданы избыточные мощности. А при том, что они имеют очень серьезную государственную поддержку, я думаю, через два года можно ожидать довольно серьезную конкуренцию и на российском рынке. Это будет ценовой демпинг.

— И что ГАЗ намерен предпринять?

— Задача такая: чтобы удержаться на рынке, мы должны сдерживать цены и улучшать качество. Снизить цены мы не можем по объективным причинам — металл, энергия, перевозки дорожают, и это, безусловно, усложняет жизнь. Но приближаться по ценам к мировым брэндам — не меньшая угроза. Тем более что наметилась тенденция увеличения ввоза подержанных коммерческих грузовиков в восточные регионы.

По объемам производства и продаж в классе LCV (легкие коммерческие грузовики) ГАЗ сейчас занимает десятое место в мире. И мы собираемся эту сторону усиливать, причем большей частью за счет расширения рынка. Внутренний рынок уже сформировался, по насыщенности подошел к своему пределу, рассчитывать на увеличение внутренних продаж не приходится. Но мы собираемся увеличить объем экспорта до 50 тысяч машин. По сравнению с 2004 годом прирост примерно на 6 тысяч автомобилей, причем не за счет стран СНГ.

— В этом году на рынке должны появиться новый газовский грузовик “Валдай" и обновленная “Волга"...

— Первые продажи “Валдая" начнутся в марте. Собранные в течение первого квартала около ста машин будут переданы на подконтрольную эксплуатацию. Объем запланированных на этот год автомобилей — 7 тысяч машин, поэтому основные продажи начнутся со второго квартала.

По “Волге" ведется работа как над экстерьером, так и над интерьером. Заключен контракт с немецкой фирмой, которая делает для нас интерьер. Мы надеемся получить первые машины во втором полугодии, не раньше. Опытные образцы, может быть, появятся к московской выставке, но в производство эта модель пойдет уже, видимо, в 2006 году.

— То есть в этом году “сто седьмой" модели не будет?

— Под каким индексом она будет выпускаться, пока сказать не могу, но это будет модель 2006 года. По внешнему виду автомобиль будет близок к тому, что мы уже показывали на выставках. Кроме того, у него будет совершенно новый интерьер.

— Объемы продаж легковых автомобилей российских и зарубежных марок на нашем рынке уже вполне сопоставимы. ГАЗ в прошлом году продал около 70 тысяч автомобилей, а Hyundai — 50 тысяч. Еще немного, и показатели сравняются. Как вам такая перспектива?

— Легковые автомобили — не основная продукция ГАЗа. Мы не являемся самостоятельным игроком на этом рынке. Имея долю рынка в 4%, политику не диктуем — ни ценовую, ни какую-то другую. Чтобы быть самостоятельным игроком и что-то на рынке значить, нужно иметь долю более 20%. А о серьезных амбициях, устойчивом бизнесе можно говорить, продавая больше 300 тысяч автомобилей в год. Можно было бы быть игроком и с небольшими объемами, но имея эксклюзивный продукт и монополизировав определенный сегмент рынка — например, представительского класса. Хотя при таких объемах очень сложно развиваться, обновлять продукт.

Почему сегодня компании объединяются? Чтобы объединить ресурсы, в первую очередь. Максимум ресурсов, максимум унификации — много моделей на общей платформе. И то, что сегодня на рынке очень много машин классов В, С в диапазоне от 12 тысяч долларов, безусловно, говорит о том, что двигаться надо в этом направлении. Поэтому, удерживая цену на “Волгу", до определенного момента мы можем в объемах не быть игроком, но иметь поддержку основного бизнеса. А с точки зрения стратегии выход один — новый продукт, расширение гаммы, занятие более достойной ниши. Легковое направление у нас остается, и мы им занимаемся. Мы работаем над темой внедорожников. Не отказались от планов по созданию автомобиля класса D. Но подробнее говорить об этом пока преждевременно.

— Планируются ли в этом году изменения в системе продаж продукции ГАЗа?

— Мы разработали новый стандарт дилерского предприятия и вручили каждому представителю так называемый “дилерский пакет". В нем содержится перечень единых требований для дилерских центров. Мы более жестко сформулировали требования к салонам и СТО, к видам работ, которые они обязаны производить, необходимому и обязательному оборудованию, которое должно быть. Отдельной строкой прописаны требования по работе с брэндом. Ближайшие два-три года должны стать ключевыми в построении дилерских центров, полностью отвечающих нашим требованиям. Это позволит повысить имидж предприятия-производителя и торгующей организации, а также приведет к единому уровню качества предоставляемых услуг.

Справка
В 2004 году ГАЗ реализовал 230 664 автомобиля и машинокомплекта: 69 976 легковых, 160 688 грузовых, спецтехники и автобусов. Это на 14 629 (6,8%) автомобилей и машинокомплектов больше, чем в 2003 году. Продажи в Российской Федерации составили 186 143 автомобиля. Значительно увеличилась доля экспорта, в основном за счет поставок в дальнее зарубежье, которые возросли в семь раз по сравнению с 2003 годом и составили 9998 шт. В странах СНГ реализовано 34 523 шт. (рост объема продаж — 20,6%), На сборочные предприятия Украины и Литвы отправлено 7834 машинокомплекта. Всего на экспорт поставлен 44 521 автомобиль и машинокомплект, что на 14% больше, чем в 2003 году.

Ольга САФРОНЫЧЕВА, Биржа+Авто

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.