ООО “Алые паруса”. Направление бизнеса - торговля и общественное питание

29.03.2005
Просмотров: 2184

Когда предприниматель Татьяна КАРАСЕВА создавала ООО “Алые паруса”, она понимала — предприятию поможет выстоять многопрофильность.

“Алые паруса” семейного бизнеса

Жизнь подтвердила правильность выбора, добавив к нему еще несколько принципов ведения бизнеса.

В отличие от мечтательной девушки Ассоль Татьяне Николаевне Карасевой никогда не было свойственно, цитируя по Грину, “невольное ожидание блаженной судьбы”. Судьбу Татьяна Карасева делала сама. В 1995 году, вернувшись в Нижний после 16 лет работы на Севере, она взяла в свои руки “Алые паруса”. Таким гордым именем называлась обшарпанная сормовская “стекляшка”— кафе, на полгода выкупленное в аренду. На оплату висевших на предприятии долгов пошли северные сбережения.
Многопрофильность бизнеса, сезонность торговли, тщательный подбор кадров и контроль за ними, баланс интересов покупателей и предпринимателя и верность профилю общепита помогли сделать бизнес успешным.
Далее — бесхитростный рассказ от первого лица.

“Вахтовый метод” торговли

Рассчитывать, что в заведении общепита образца 1995 года народ будет сидеть с утра до вечера, не приходилось. А судя по налогам, наполняемость кафе должна была быть именно такой. Как правило, оно пустовало всю рабочую неделю. С пятницы начиналось оживление: у населения спального района были здесь свадьбы, юбилеи, проводы на пенсию, поминки.

Ломая голову над тем, как сделать убыточное хозяйство рентабельным, я поняла: из одного предприятия нужно сделать многопрофильный бизнес. На пустующих площадях мы открыли магазины: продовольственный, хозяйственный и парфюмерный. А для того, чтобы сохранить профиль общепита, менять который мы не имели права, сделали закусочную.

“Сезонно и на колесах” — такой принцип организации торговли мы привезли из Норильска. На Севере лето длится всего два месяца, а за это время людям нужно успеть запастись продуктами питания (все брали ящиками). Казалось бы, огромная разница в покупательской способности, однако опыт сезонных продаж пригодился и в Нижнем.

Наши сезоны начинаются с Нового года, когда люди одержимы стремлением побаловать подарками себя и близких. Сезон подарков продолжается 23 февраля и 8 Марта, плавно перетекая в Масленицу. К народным гуляниям в Сормовском парке мы готовим свое предложение. Масленицу сменяют майские праздники. Мы знаем: еще не сошел снег, а сормовичи хотят окрошки. А потому заявку на Сормовский хлебозавод, который делает очень вкусный квас, подаем так, чтобы торговать им перед Пасхой. С наступлением весны начинается уличная торговля прохладительными напитками и мороженым. Летом палатки сезонной торговли предлагают овощи и фрукты, арбузы. В середине августа открываются школьные базары.

Такую схему мы отработали с 1995 года. Торговля “на колесах” — занятие хлопотное. И мой супруг Владимир Васильевич (он же — заместитель директора ООО “Алые паруса”) ворчит. Он сторонник спокойной стационарной торговли. Но если б мы не использовали сезонный принцип, то просто не выжили бы. Приходит октябрь, коллектив вздыхает: зимой отдохнем. Но я тут же организую торговлю на лыжной базе, на стадионе “Труд”. Зима заканчивается, девчонки смеются: “Славно мы отдохнули, а скоро начнется летняя выездная торговля!”

При найме работников стараюсь брать людей без опыта работы в торговле. Чем переучивать продавцов рынка, чересчур свободно манипулирующих торговой наценкой, проще обучить новичков. У нас много студентов-заочников, зарабатывающих себе на жизнь. Обучение начинаю с того, что ставлю работника на отдельное рабочее место, требующее элементарных навыков. Если человек владеет принципами учета, его можно брать в коллектив, где ответственность делится на всех. Этому принципу я научилась на Севере, где работала в большом универмаге.
Предприятию ООО “Алые паруса” в этом году исполняется 10 лет. Есть работники, которые прошли со мной этот путь со дня основания.

Где нет контроля, там заканчивается бизнес

А сюрпризы и проколы все равно случаются. На День независимости было холодно и пасмурно, народ сидел по домам, товар с лотков не раскупался. Устроители праздника разрешили продолжить торговлю на следующий день, сдав нераспроданные продукты на хранение. Но ни о чем не думая, промокшие и продрогшие девчонки побросали нарезанные бутерброды и пироги так, что наутро они приобрели совершенно нетоварный вид. Убытки были колоссальными.
Чтобы видеть свое хозяйство, я всегда захожу на него с парадного крыльца. Непорядок вижу сразу: плохо почистили снег, мусор на тротуаре, не политые цветы, которые мы разводим летом и осенью. Не раздеваясь, я прохожу в магазины. И если в четверг был привоз товаров, в пятницу я проверю их выкладку. Если мы едем на оптовые рынки Москвы, переспрошу, сделали ли заявку на товар. Если заказ сделан заранее, уточню его. Я иду в летнее кафе и заглядываю в шашлычную, чтобы проверить порядок. Через большой бар захожу к себе в кабинет и лишь потом иду на кухню, чтобы узнать, как обстоят дела там. Далее проверяю состояние закусочной. Лишь осмотрев все хозяйство, сажусь за работу с документами. Через час еще раз обойду все площадки. За день я сделаю это не менее восьми раз. С моим заместителем мы работаем в две смены: он с утра и до полудня, а я с часу дня до 12 ночи. А если в том есть необходимость, остаюсь и в ночь.
Потому что где нет контроля, там заканчивается бизнес.

Баланс интересов

Клиент, работница бюджетной сферы, в связи с уходом на пенсию заказывает у нас банкет на 20 человек. Она располагает небольшими средствами, но хочет накрыть хороший стол. Подсчитала — ахнула: за стол без спиртного нужно выложить 8 тысяч. Спрашивает: почему у вас порция “мяса по-французски” из свинины “тянет” на 145 рублей? Объясняем: в калькуляцию входят стоимость продуктов, коммунальные платежи, зарплата персонала, налоги (ежеквартально мы платим их на сумму 400 тысяч) и торговая наценка. Она не может быть у нас 30%, как в детском саду, поскольку разница между варкой каши и приготовлением мяса есть.

Я понимаю: уровень доходов жителей Седьмого микрорайона Сормова оставляет желать лучшего. Еще раз прорабатываем меню, удешевляя набор блюд. Я иду и на компромисс. А потому перед банкетом заказчица обязательно заглянет ко мне сказать спасибо за то, что мы нашли выход.

Мы принимаем заказы на банкеты, свадьбы, юбилеи минимум на 15—20 человек (заказ на меньшее количество нерентабелен). Делаем поминальные обеды. Индивидуальное меню прорабатывает так называемый бухгалтер-калькулятор, поскольку финансовые возможности и возрастные пристрастия у всех разные. Общепит со временем превратился из малорентабельного направления во вполне доходное!

Алые паруса бизнеса

Мы постоянно что-то строим. Случаются и проколы. На ремонт летнего кафе бригаду нанимать пришлось дважды. Крышу поликарбонатом покрыли с нарушением технологии. На ремонт объекта “улетело” больше 100 тысяч, а осенью крыша потекла. На следующий год пришлось нанимать другую фирму. Это стало уроком, но не остановило наши старания по благоустройству предприятия.
Чтобы снизить расходы на коммунальные платежи, сделали свою котельную на газовом оборудовании. Помещения парфюмерного и хозяйственного магазинов тесны для товарного изобилия, и мы готовим под торговые площади цокольный этаж. Новоселье справим к Новому году. В продовольственном магазине организуем кафетерий и кулинарию. Благоустраиваем и близлежащую территорию. На улице мы поставили дорогостоящую кованую ограду и красивые фонари, ежегодно обновляем брусчатку.

Мы хотим, чтобы жителям нашего Седьмого микрорайона было здесь уютно. И, выходя из кабинета, я здороваюсь почти с каждым, потому что у нас сложилась своя целевая аудитория посетителей и покупателей. Это результат десятилетней работы. Мы понимаем, будет продукт нашего бизнеса нужен людям — наши “Алые паруса” будут непотопляемы!

Справка

ООО “Алые паруса” образовано в 1995 году. Здание предприятия общей площадью в 1100 кв. м выкуплено в собственность. Направления бизнеса — торговля и общественное питание. Торговлю развивают продовольственный, хозяйственный и парфюмерный магазины. Общественное питание представлено кафе с двумя банкетными залами (на 60 и 45 человек), закусочной и недавно построенной шашлычной. Общая площадь заведений общепита — 300 кв. м, общее количество посадочных мест — 150. Средний “банкетный” чек тянет на 400 рублей. Стоимость поминального обеда — от 50 рублей на человека. Кулинарная продукция предприятия реализуется в пирожковой в центре Сормова, а также в торговой точке на Сормовском рынке. Штат сотрудников — 50 человек.

Справка

Татьяна Карасева родилась 23 декабря 1956 года в г. Горьком. Среднее образование получила в школе №117. Окончила Московский заочный техникум советской торговли по специальности “Товаровед промышленных товаров”. 16 лет жила в Норильске, где работала зав. отделом магазина “Товары для дома”. Замужем. Сын Алексей — студент ННГУ им. Лобачевского.

Елена Царева

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.