Российская Nival вышла на японскую "консоль"

07.04.2005
Просмотров: 1421

Российский разработчик не смог устоять перед соблазном выхода на крупнейший рынок софта для игровых приставок в Японии, а его конкуренты, радуясь проявленному к России интересу, переживают, что Nival продешевил.

Западный капитал проявил интерес к российским производителям программного обеспечения - контрольный пакет крупнейшего отечественного разработчика компьютерных игр компании Nival Interactiv приобрела американская венчурная компания Ener1 Group. "Nival продал свой пакет слишком рано. Через пару лет он мог бы заключить сделку на гораздо более выгодных условиях",- заявил "Бизнесу" менеджер крупного разработчика игр "Акелла" Дмитрий Архипов. По его мнению, компания демонстрирует очень хорошие темпы роста, ее капитализация быстро увеличивается, и договариваться с инвесторами стоило бы позже. Но генеральный директор Nival Сергей Орловский уверен, что "сыграл на опережение" и обеспечил своей компании хорошие стартовые позиции на рынке софта для приставок нового поколения Xbox-2 и PlayStation 3.

В компании "Бука" - одного из конкурентов Nival - соглашаются, что Орловский "продался" вовремя. В этом году на мировом рынке игр продолжится передел, и все интересные разработчики будут поглощены крупными холдингами. А разработка игр для приставок, или, как их еще называют, "консолей",- наиболее перспективный сегмент. Например, в Японии их популярность на порядок выше, чем игрушек для PC,- именно на этот рынок американцы планируют вывести через два года российскую компанию. Стоимость разработки игровых проектов растет год от года, и сейчас она составляет десятки миллионов долларов. Российским компаниям такие бюджеты не под силу. Поэтому в обмен на выход на перспективный рынок они могут пожертвовать только собой, то есть контролем над компанией, что и сделал Nival.
Нельзя сказать, что отечественная компания отдала за поход на Восток все. Ей удалось отстоять два самых ценных актива: генерального директора и собственный брэнд. Все разработанные продукты будут выпускаться под маркой Nival, которая, по мнению Орловского, достаточно хорошо раскручена на Западе. В прошлом году у Nival были успешные релизы игр "Блицкриг" и Silent storm. Почти 70% продукции компания продает в Европе и Америке. При этом она контролирует не более 5% российского рынка. По оценкам экспертов, чистая прибыль разработчика в прошлом году составила $1-1,5 млн, капитализация - $5-7 млн.Сумма сделки между Nival и Ener1 Group не разглашается. Специалисты говорят о $3-4 млн, заплаченных за контрольный пакет разработчика. Эти цифры не слишком нравятся конкурентам Nival. Весьма низкая оценка рыночной стоимости крупнейшего игрока косвенно влияет и на их капитализацию в глазах потенциальных западных инвесторов. Хотя в том, что их недооценили, отечественным разработчикам следует обвинять прежде всего себя. Рынок игр - один из самых закрытых в российской ИТ-индустрии. Компании не открывают практически никаких данных по объемам продаж, обороту и стоимости контрактов. Поэтому любой российский разработчик или издатель для внешнего инвестора - кот в мешке. Неудивительно, что российского флагмана игростроения взяла под контроль именно венчурная компания. Статус крупнейшего разработчика, успешные релизы и даже недавний договор с Ubisoft на локализацию хита Heroes V не снимают с Nival в глазах западных инвесторов ярлыка "рисковый партнер". В конце концов венчурные компании и созданы для того, чтобы выкидывать деньги на ветер в случае провала проекта.

К своему первому проекту в области софта для консолей обновленный Nival c флоридской пропиской приступит уже летом этого года. Сергей Орловский сообщил "Бизнесу", что весной Nival закроет текущие контракты с российскими издателями игр для PC - в мае завершатся работы над игровым сиквелом "Ночного дозора". Дальнейшие разработки игр для PC, по словам Орловского, будут проводиться в рамках региональных подразделений компании. Nival не скрывает, что практически отказывается от отечественного рынка ради "страны восходящих приставок". Как дали понять "Бизнесу" в Ener1 Group, входной билет для Nival должен обеспечить стратегический партнер - японская ITOCHU Corporation. Свой первый продукт для игровых приставок компания планирует выпустить в 2007 году. Генеральный директор "Буки" Александр Михайлов уверен, что сделка с Nival - лишь первая и за ней последуют другие. Более того, по сведениям "Бизнеса", кроме Nival Ener1 Group купила, по крайней мере, еще одного российского разработчика игр.

Ксения Болецкая (Бизнес)

Источник: Архив: Бизнес
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.