При всем разнообразии выбора о современной торговле целостной картины не складывается.

11.04.2005
Просмотров: 1213

Может, потому, что моя покупательская способность ограничена (что доступно — не устраивает по качеству, что устраивает — не по карману).

Бедность — не порог для развития торговли?

О советской торговле у меня лишь одно яркое впечатление — очередь, превышающая по плотности загрузку общественного транспорта в час “пик”, за хлопчатобумажными носками. Не помню, достался ли мне дефицитный товар (и нужен ли был), но сама атмосфера — незабываема. С тех пор терпеть не могу очередей, хотя самой большой сейчас можно считать 4—5 человек в кассу продуктового супермаркета.

От людей, в средствах не ограниченных, приходилось слышать, что нет желания потратить, потому как даже в самых положительно позиционируемых торговых центрах за толщиной кошелька не хотят видеть покупателя, и покупки не приносят радости...

Канадский специалист по брендингу Тим Робертсон прокомментировать нижегородские бренды не взялся, хотя отрицать, что есть интересные находки и подходы, не стал. Разработка и продвижение бренда, по его мнению, участь, которая не минует ни одну компанию. Конечно, если она хочет передать в окружающую среду свои базовые ценности, донести до потребителя целевой посыл. И в принципе разработать и продвинуть бренд не так и трудно: взять то, что есть на самом деле, сделать простым и ясным и т. д. К сожалению, мы по традиции склонны приукрашивать действительность, и выходит, что “на самом деле” совсем не то, что компания говорит о себе.

Открывая конференцию “Проблемы развития и направления совершенствования потребительского рынка в ПФО”, ректор Нижегородского коммерческого института Наталья Сумцова обозначила главную, на ее взгляд, проблему — отсутствие четкого понимания, каким должен быть потребительский рынок вообще и своего места в нем у торговых компаний в частности. И задала несколько примеров-вопросов: почему не была реализована идея эксклюзивных продаж в “Этажах”, будет ли “Метро” соответствовать заявленной марке с такими подъездными путями, насколько оправдано соседство развлекательного центра “Шоколад” и “Рамстора”?

Каким все же будет потребительский рынок Нижегородской области в ближайшем будущем? Директор Союза магазинов Вадим Носов согласился с Натальей Сумцовой: в Нижнем Новгороде, как и во многих других городах России, нет концепции развития торговли. Единственный, пожалуй, пример, где эта концепция продумана, — зона вокруг московской кольцевой дороги (власти четко определили места для торговли, где и появились торговые центры). В Нижнем застройка ведется точечным способом: сам инвестор подыскивает какую-то площадку, да его еще обременяют дополнительными нагрузками — расселить старый фонд, подвести коммуникации, построить трансформаторные подстанции... Он остается наедине со своими проблемами.

Концепцию развития должна выработать власть. И определенная работа, как поняли участники конференции из слов заместителя министра экономики и развития предпринимательства Дениса Лабузы, ведется. Но четкая позиция, которой ждет от властей бизнес, не озвучена. Это и понятно: область заинтересована в инвестициях — в любых. Отказывать иностранным инвесторам или московским сетям, поддерживая местную торговлю, могут, например, в Екатеринбурге, но не у нас. Создавать условия при всех разговорах об инвестиционной привлекательности тоже не всегда получается. А инвестору в принципе все равно, какой из регионов РФ предпочесть. Выбирают тот, где более четкие, понятные условия.

Примеров, когда инвестиции не состоялись потому, что инвестор не почувствовал взаимного интереса, огромное количество. Вспомнить хотя бы, сколько было объявлено проектов аквапарков в Нижнем, — ни один не подошел к стадии окончательного согласования. История с “Метро” длится около трех лет. Многие национальные сети (к примеру, “Пятерочка”) присматриваются к нижегородчине, но никак не получат здесь земельные участки. Тем не менее торговля Нижегородской области не стоит на месте. Всколыхнулся интерес к идее франчайзинга. Она, по словам Вадима Носова, переживает сейчас настоящий бум. В городе уже появилось большое количество франчайзи (нижегородские предприниматели готовы покупать известные торговые марки и отработанные технологии). И уже несколько нижегородских компаний — из тех, которые имеют сильную внутреннюю структуру, хорошую логистику, проработанные бизнес-процессы, — стали франчезорами. Это “Эконта”, магазины “ВКТ”. Франчайзинговые пакеты разрабатывает сеть ресторанов “Едок”, сеть магазинов “Мяснов”. И если лет 5—10 назад казалось, что между малым и крупным бизнесом лежит пропасть, то как раз франчайзинг, по мнению директора Союза магазинов, демонстрирует ту модель, по которой можно строить взаимодействие. К слову, франчайзинговое предложение на российском рынке доступно. Например, за 2 тысячи долларов можно открыть отдел по продаже биологически активных добавок.

В плане развития торговли 2003 год можно назвать годом открытий — тогда появились первые крупные торговые центры. Этот год также богат на события. Недавно открылся “Олсен”, впереди — открытие “Метро”. Кстати, для города масштаба Нижнего по меркам Восточной Европы допустимо 5—8 магазинов формата гипермаркетов, по меркам Германии — все 20. С одной стороны, у нас нет магазинов, соответствующих этим стандартам, а значит, впереди огромные перспективы. С другой, невысокий уровень покупательской способности эти перспективы ставит под вопрос.

Еще более существенные преобразования, по мнению Вадима Носова, неизбежны в общественном питании. Этот рынок только-только начинает осваиваться. Поесть в обед быстро или за рулем — пока не решенная проблема. В Нижнем пошел общероссийский проект “Картофельный папа”, “Едок” предоставляет цивилизованный формат, нижегородский предприниматель приобрел франшизу очень известной и сильно позиционированной сети уличного питания... Но перспектив развития здесь — непаханое поле. Один пример: владелец кафе площадью 100 кв. м, заменяя систему обслуживания с официантами на фастфудовский стандарт, сразу поднимает прибыль в несколько раз.

Почему же этот процесс идет медленно? Не оттого ли, что мы (имею в виду потребителя) бедноваты и спрос не успевает за предложением? Безлюдье в бутиках, скучающие продавцы в новых торговых центрах, где средь бела дня 1—2 покупателя, — довольно распространенная для Нижнего ситуация. В этом плане продуктовые магазины несколько выигрывают (кушать хочется всегда, и все же, по ощущениям торговли, особенно это заметно в первую неделю после зарплаты). Не случайно “Электроника”, чтобы выстоять в серьезной конкурентной борьбе с московскими сетями, развивает сеть собственных продуктовых магазинов и развлекательных центров в кинотеатрах.

Потребитель не готов к приходу крупных торговых сетей, считает директор по персоналу ТД “Народный” Елена Коробова: “Как бы мы ни старались расширить ассортимент до экзотических продуктов, основной наш покупатель озабочен хлебом насущным”.

Казалось бы, для того, чтобы известная в Автозаводском районе марка стала нижегородским брендом, нужно выходить за пределы района, строить новые магазины. Оказывается, не все так просто. “Лучшие места, — говорит Елена Коробова, — отдают иностранным инвесторам. Это понятно: те платят сразу, а нижегородского предпринимателя надо где-то поддержать, где-то дать льготы, кредиты... И наши предприниматели с удовольствием бы строились. Но, к сожалению, иностранному капиталу нижегородцы пока не соперники: мы ведь, по сути, только 10 лет развиваемся, а европейская торговля — столетия. У нас немного новых торговых марок, остальное — остатки обезличенной советской торговли: магазины с вывеской “Продукты”, однотипные витрины, устаревшие технологии. Вообще, мы озабочены развитием национальной торговли. В Европе, безусловно, передовые, экономичные технологии, но есть национальные традиции, от которых не стоит уходить, иначе мы потеряем свое лицо. И хочется, чтобы узнаваемы были нижегородские бренды, чтобы они несли ощущение качества, доброжелательности, русской лиричности. Это видение нашей компании”. Видение властей по этому поводу очень размытое...

Наталья Миронова

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.