"Класс плюс" был лидером по производству брусчатки в Нижегородской области, но стал осваивать и другие направления

15.04.2005
Просмотров: 2289

Головная компания "Класс плюс" уже не производит брусчатку, а занимается арендой и содержанием помещений и коммунальными услугами.

Семейство «Класса»

— "Класс плюс" был лидером по производству брусчатки в Нижегородской области. Почему вместо того, чтобы развивать это направление, вы стали осваивать другие?

— На этот вопрос очень сложно найти однозначный ответ…

Зачем придумывать что-то новое? Скорее всего, это состояние души. А может быть, просто так получилось. В 1999 г., когда мы купили "разваливающийся" завод "Керамик", не думали о диверсификации бизнеса, планировали развивать лишь производство брусчатки. Но "Керамик" оказался для нас слишком тяжелой ношей. Нам было невыносимо трудно. В таких ситуациях человек либо сдается, либо у него появляются "сумасшедшие" идеи. Одной из таких идей было создание на базе простаивающих помещений нескольких бизнесов с нуля, чтобы обеспечить максимальные темпы роста. И это сработало.

Сейчас у нас уже несколько успешных компаний, связанных и не связанных между собой. Так, головная компания "Класс плюс" уже не производит брусчатку, а занимается арендой и содержанием помещений и коммунальными услугами: отапливает, снабжает водой и электроэнергией поселок Черепичный. Производство и укладка брусчатки выведены в отдельные компании. Помимо этого в группу входит Нижегородский гофрокартонный завод, недавно открылось производство художественной керамики. Поскольку у нас появилось много своих объектов, возникла необходимость в собственной службе безопасности, поэтому мы создали частное охранное предприятие "Класс — Безо­пасность", которое охраняет не только наши предприятия, но и активно работает на сторону.

— Не разумнее было отдать эту функцию на аутсорсинг?

— Нет. Любой бизнесмен считает деньги. И получается, что пользоваться услугами стороннего охранного агентства вдвое дороже, чем создать свое.

— Почему? Ведь вы могли привлечь высококлассных специалистов?

— Когда мы создаем бизнес, то стараемся поднять планку, чтобы стать лучшими. Имеет смысл вкладываться в создание компании, если есть шанс достичь первого-второго места на рынке. Для этого нужно либо привлечь лучших специалистов, либо первыми создавать новый рынок. Нашим охранным предприятием руководит профессионал своего дела.

Вообще, мы всегда идем с опережением спроса примерно на год. Когда в 1995 г. мы привезли в Нижегородскую область брусчатку, нам приходилось объяснять потенциальным потребителям, что это такое и для чего она нужна. Спрос появился позже. Разумеется, первое время работать было очень тяжело, но зато мы лидируем на рынке брусчатки уже 10 лет, а все остальные выступают в роли догоняющих.

Когда полтора года назад мы запустили производство микрогофрокартона, опять же нашим потенциальным потребителям пришлось объяснять, насколько велико значение оригинальной красочной упаковки на рынке. Тогда еще многие виды товаров продавались вовсе без упаковки, и люди не понимали, зачем в нее вкладывать деньги, если и так все раскупается. А уже сегодня хорошая упаковка становится все более серьезным конкурентным преимуществом. И мы опять первые. Микрогофрокартона в Нижегородской области никто кроме нас пока не производит, а мы уже вошли в раж, направление приносит пусть пока небольшую, но прибыль. Мы можем с уверенностью сказать, что у нас есть заказы, и в дальнейшем производство будет только расширяться. Мы уже вышли на рынки не только Нижнего Новгорода, но и Ульяновска, Самары, Москвы, Кирова, Костромы... Пожалуйста, догоняйте.

Точно так же совсем недавно мы первыми приступили к производству художественной керамики. Это эксклюзивные авторские изделия из глины. Они никогда не будут продаваться в магазинах, поскольку каждая фигура, барельеф, ваза, вазон, колокольчик изготавливаются в единственном экземпляре. Серьезного спроса на такие вещи не будет еще года два. Но жизнь налаживается, люди все активнее вкладываются в благоустройство территорий, оформление жилья, офисов. Спрос возникнет. А мы пока пытаемся возродить традиции (ведь на "Керамике" в советские времена не только кирпичи делали), зазываем к себе специалистов, которые сейчас лепят интереснейшие вещи на кухнях, в гаражах и сараях, налаживаем связи с художниками, архитекторами, дизайнерами… Конечно, оборудование, которое закуплено для развития этого направления, пока не загружено. Но компания уже достигла такого уровня, что может себе позволить работать на перспективу.

— Что учитывается при принятии решения о создании новой компании?

— Я уже сказал, что мы ищем рынки, на которых окажемся первыми, хотя иногда отталкиваемся не от рынков, а от уникальных людей, создавая новый бизнес под них. Но, разумеется, при этом все очень тщательно просчитываем. Для меня главное правило: новый бизнес не должен "топить" существующие.

— А может ли в пределах холдинга один бизнес "съесть" другой?

— У нас была сеть ювелирных салонов, когда в 1995 г. мы купили оборудование для производства брусчатки, потому что всегда хотелось иметь свой заводик, производить, а не торговать. Но, вкладывая деньги в производство, мы извлекали их из "ювелирки". На тот момент нужно было открывать современные салоны и либо вкладывать деньги в них, либо закрывать ювелирный бизнес, поскольку то, что мы тогда предлагали, уже не устраивало потребителей. Первоклассные ювелирные изделия продавались в плохо оформленных отделах второразрядных магазинов. Этот бизнес нам был не по душе, и потому мы и не особенно старались его "вытащить". Просто закрыли, не дожидаясь, когда нас вышибут с рынка.

Но с тех пор я тщательно просчитываю рентабельность, сроки окупаемости, изымаю деньги из прибыли, а не из оборотных средств и стараюсь не распыляться. Если планируется новое направление, необходимы продуманный бизнес-план, четко просчитанные перспективы и финансовый план: сколько и когда нужно денег, из каких направлений их можно извлечь, когда будет достигнута точка рентабельности, самоокупаемости, когда пойдет прибыль.

— Как управляются компании внутри вашей группы?

— Все наши компании — это отдельные предприятия, почти полностью независимые друг от друга. У каждой свои офисы, машины, компьютеры, менеджеры… Исключением является разве что заводская столовая, которая не выделена в отдельный бизнес, но работает на своем балансе — так же, как и самостоятельные компании, платит коммунальные платежи, за аренду и пр. У каждого направления, каждой фирмы все абсолютно прозрачно, экономика просчитывается, проблемы обнаруживаются очень быстро. И если какая-то из компаний вдруг стала работать хуже, мы оперативно находим причину и решение проблемы.

Но все эти независимые компании находятся под моим личным руководством. Как собственник, я требую, чтобы каждая компания зарабатывала деньги, но не контролирую процесс ежесекундно, не ставлю директорам задач сходить туда-то или поговорить с тем-то. Раз в неделю каждый директор подробно докладывает мне, что у него в компании происходит, а денежные потоки консолидированы общей финансовой службой. Помимо этого раз в месяц мы собираемся на общую оперативку, где директора обсуждают проблемы и перспективы своих подразделений.

Почему я считаю такую форму организации компании эффективной? В ней консолидированы финансовые потоки. В производстве брусчатки всегда бывают сезонные провалы: декабрь, январь, февраль — "мертвые" месяцы. Но у нас есть общий стабилизационный фонд, из которого мы можем извлечь средства для любой из наших компаний. Например, нижегородскому гофрокартонному заводу понадобилось приобрести новый дорогостоящий станок, на который компания пока не заработала. Мы можем из этого фонда ему помочь. То есть всегда есть возможность перемещать внутри группы финансовые потоки туда, где они в данный момент необходимы. Но при этом ни у кого не возникает никаких иллюзий — точно известно, сколько каждое подразделение зарабатывает и сколько может потратить.

— Какие функции у вас оставлены за руководством группы компаний, а какие переданы подразделениям?

— Директора сами принимают решения, связанные с тактикой и стратегией предприятий. За мной остался лишь общий контроль, а единый финансовый директор контролирует все денежные потоки. Наверное, примерно через полгода я постараюсь отстраниться от оперативного управления и сосредоточиться на стратегическом планировании развития группы компаний.

Семейство «Класса»

Валерий Браун

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

Прессслужбист 15.08.2005 10:07:00
Судя по тому что ее теперь делают все кому не лень нанимая бомжей на производство никаких сложностей и "качественного оборудования" в этом деле нет. Класс плюс просто был первым
Сопов Вячеслав 15.08.2005 09:51:00
Виктор, добрый день помогите наладить производство брусчатки, с чего начать, где узнать о качественном оборудовании, на что обратитьвнимание