Сергей Михайлин: "Не собираюсь продавать свой бизнес!" ("Нижегородский торговый союз".)

15.04.2005
Просмотров: 3022

Интервью с генеральным директором "Нижегородского торгового союза" и новой сети розничных магазинов "Ассорти" Сергеем Михайлиным.

Перед началом интервью с генеральным директором "Нижегородского торгового союза" и новой сети розничных магазинов "Ассорти" Сергеем МИХАЙЛИНЫМ мне устроили подробную экскурсию по новому магазину, что на улице Глеба Успенского, 8. Дело было утром: продавцы раскладывали свежий товар, утренние покупатели выбирали продукты. Благо, было из чего. Этот магазин знаменит тем, что наряду с магазином на проспекте Ленина, 62 (также сеть "Ассорти") занял в этом году первое место по итогам городского конкурса на лучшее новогоднее оформление магазинов. По словам Сергея Михайлина, решившись на смену формата, им удалось не только сохранить постоянных клиентов, но и привлечь новых. Мы поговорили с Сергеем Александровичем о причинах смены формата, перспективах бизнеса, а также затронули актуальные проблемы нижегородских предпринимателей.

"Нам живется спокойнее"

- Сергей Александрович, чем объясняется смена социального формата? Одни предприниматели объясняют свой уход от него ростом покупатель-ской способности и тем, что формат социальных магазинов не выдерживает конкуренции с другими форматами. Другие - отменой льгот...

- Легенду о льготах кто-то выдумал и настойчиво повторяет. В свое время, в конце девяностых годов, когда стали активно открываться социальные магазины, в качестве единственной льготы выступала скидка на аренду помещения в размере 0,3%. В суммарном выражении она составляла от двух до пяти тысяч рублей. А так как товар мы продавали на 10-15% дешевле, чем в среднем по городу, то эти так называемые льготы нам ничего не давали. Кроме того, часть магазинов принадлежала нам уже тогда, так что аренда, по сути дела, была и не нужна. А в наши магазины Ленинского района люди ехали с Автозавода, Московского района и т.д. Это было показателем, что на тот период населению были жизненно необходимы социальные магазины. Сейчас экономическая ситуация стабилизировалась, и наши покупатели предпочитают, к примеру, сосиски и колбасу не за 40-50 рублей, где в принципе не может быть мяса, а по 100 рублей и выше. С рынка практически исчезла колбасная продукция мелких предприятий, люди хотят иметь хороший выбор, покупать качественный товар в чистом, светлом магазине. Поэтому мы уже реконструировали из 12 имеющихся 4 магазина, четвертый открыли в первых числах апреля в районе Этны, а пятый откроем летом в Приокском районе. Там уже есть наш магазин площадью более 1000 кв. метров, который мы будем перестраивать. Новые магазины появляются на месте старых, чьи площади мы значительно расширяем за счет подсобных помещений и пристроев. Например, магазин на улице Глеба Успенского сегодня занимает более 2000 кв. метров, в 2004 году мы пристроили более 500 кв. метров. Мы не берем никакие магазины в аренду, кроме аренды у города, - все выкупаем. Естественно, нам живется спокойнее: помещения в собственности, можно вкладывать серьезные деньги в ремонт и оборудование.

- По мнению Александра Бочкарева (генерального директора "Саюс"), у людей сложился относительно социальных магазинов определенный стереотип, что в них тесно, много очередей и грязно. А будущее - за просторными, светлыми, красивыми супермаркетами...

- Когда открывались социальные магазины, у них была одна цель - низкие цены. Мы должны были продавать хлеб за 3 рубля, когда везде он был по 5. И делать хороший, значит, дорогой ремонт в такой ситуации было нецелесообразно. Оборудование мы использовали простое, сокращали лишние накладные расходы и т.д. - все это давало нам возможность держать низкие цены. Сейчас мы продолжаем по многим основным позициям держать низкие цены: хлеб, макароны, сахар, но в то же время продаем и дорогие алкогольные напитки, красную рыбу, экзотические фрукты, где наценка больше. Мы два раза в неделю проводим анализ ценовой политики соседей и учитываем ценовые позиции "Эконты". И выясняется, что наши цены по большинству (95%) позиций ниже по сравнению с соседскими магазинами и по многим позициям - "Эконты". Мы считаем нужным сохранять более низкие цены на основные товары, чем у "соседей". Это нужно, чтобы не отпугнуть своих постоянных посетителей. Например, держать самые низкие цены на хлеб нам позволяет своя пекарня (стандартные батон и буханка стоят 7-7,5 рубля, в среднем по городу - 9 рублей).

- Какой формат соответствует вашей новой сети?

- Магазины "У дома" располагаются в спальных районах, а не центре города. Не зря наш слоган звучит: "Вкусно. Быстро. По пути". Кстати, когда мы сделали ремонт и перевели магазины в формат самообслуживания, завоевали много состоятельных клиентов. Раньше они не ходили к нам, так как надо было отстаивать очередь сначала в одну, потом вторую кассу. После преобразований выручка выросла в 2-3 раза. А ведь раньше часть жителей Ленинского района ездила за покупками в верхнюю часть города.

- На какие сети вы ориентировались, делая серьезные преобразования?

- Я считаю, что у нас в городе два приличных продуктовых магазина: это "Спар" в Щербинках и в Верхних Печерах. Они сегодня самые популярные, так что есть к чему стремиться. Наши же новые магазины можно смело поставить в один ряд с другими современными крупными продуктовыми магазинами города. Хотя пальма первенства с большим отрывом от остальных именно у этих двух "Спаров", есть очень достойные магазины и в сети "Эконта", "Райцентр", ТД "Народный".

Люди стали говорить нам "спасибо!"

- По поводу перспектив. Как будет развиваться ваша сеть в дальнейшем?

- Про первые наши магазины я уже рассказал. Мы немного занимаемся оптом, имеем на Комсомольском шоссе свою мелкооптовую контейнерную ярмарку. И с конца прошлого года строим там собственное 4-этажное здание, на первом этаже которого разместится магазин самообслуживания. Стоит отметить, что точно назвать сроки завершения всех преобразований невозможно, так как это зачастую зависит не от нас. Например, возведение пристроя на ул. Глеба Успенского, 8 длилось всего 5 месяцев, а разрешительную документацию на строительство мы собирали год - множество справок и согласований, да не по одному разу! Зато у нас есть все необходимые разрешения на все наши объекты строительства.

Я хотел бы объяснить, почему мы развиваем бизнес именно в Ленинском районе, ведь многие рвутся в центр. Во-первых, "Нижегородский торговый союз" появился именно в этом районе и существует уже 13 лет. В нашем коллективе работает около 600 человек, у нас есть свое производство, в частности пекарня, цех по розливу подсолнечного масла, мелкооптовая контейнерная ярмарка, своя промбаза, свой строительный участок. Большинство наших сотрудников, да и я сам, проживаем в Ленинском районе. Мы участвуем во всех проводимых районом мероприятиях, помогаем учебным заведениям района, где учатся дети наших сотрудников, сотрудничаем с библиотеками, советом ветеранов войны и труда. Так что вся наша жизнь и бизнес протекает здесь: мы связаны с этим районом тесно и надолго. Есть у нас объекты в других районах, но это исключения.

- Сергей Александрович, по последним социологическим исследованиям, люди стали относиться к предпринимателям более терпимо, осознавать их социальную значимость. Вы чувствуете это сами?

- Я могу судить по отношению к нам жителей Ленинского района. Многие понимают, что предприниматель - это, прежде всего, труженик, который добивается всего своим трудом, который зарабатывает сам, обеспечивает свою семью и дает заработать другим, да еще платит налоги. Уже давно не слышал за спиной таких нелестных высказываний, как в начале 90-х. Сейчас покупатели все чаще стали говорить нам "спасибо" за нормальные условия торговли, ведь и они сами стали чувствовать себя по-другому в современных магазинах. Вспомните торговлю советскую и торговлю начала демократии... А сейчас: чистые залы, евроремонт, вежливые продавцы, играет музыка. Кроме того, когда у предпринимателя развитый и стабильный бизнес, он имеет финансовую возможность помогать другим людям. Когда мы встали на ноги, стали нести, как сейчас модно говорить, социальную ответственность перед обществом. Если у нас есть свой полноценный строительный участок, то почему бы нам не помочь в ремонте местной школе. Если есть возможность, почему бы не подарить сувениры ветеранам или свозить их на экскурсию. Соответственно, к нам стали чаще обращаться за помощью. (Наша справка: По итогам нижегородского благотворительного сезона 2004 года, Сергей Михайлин был награжден почетным дипломом в номинации "Благотворитель 2004 года". По словам Сергея Александровича, их помощь возвращается к ним сторицей: "Дети большинства наших сотрудников учатся в школах Ленинского района, ходят в библиотеки у своего дома, а наша волейбольная команда занимается в спортзале одной из школ").

- Название новой сети "Ассорти" обусловлено тем, что в этих магазинах можно будет найти весь ассортимент продуктов?

- В общем-то, да. Причем в цокольном этаже продуктового магазина мы разместили промтоварные отделы. Мы очень мучительно шли к этому названию. Сначала проводили конкурсы среди покупателей. Потом обратились в агентство, где нам также разработали фирменный стиль "Ассорти": товарный знак, оформление торгового зала, вывесок и т.д. Мы долго раздумывали, принять ли это название, и все-таки согласились и, я думаю, не ошиблись: оно прижилось.

Прогресс в кавычках

- На сегодняшний день по городу ходят слухи, что генеральная линия нижегородских хозяев сетей розничных магазинов стала сводиться к трем этапам. Запустить и развить свой бизнес, затем активно продавать франшизу и третий этап - продать разросшийся бизнес за большие деньги москвичам. Ваша точка зрения?

- Остановить этот прогресс в кавычках невозможно. Я имею в виду приход москвичей, ведь объем московских денег несоизмерим ни с одним регионом страны. Кроме того, к нам на рынок активно идут и иностранцы, взять хотя бы Spar, "Метро кэш энд кэрри", "Икею". Но надо задуматься: в этой тенденции больше пользы или вреда? Это неоднозначный вопрос, и я выскажу свое мнение. Часть товаров москвичи везут с собой. И я не уверен, что это товары лучшего качества. Из Москвы активно, к примеру, "пойдут" колбасные изделия, а они ведь лучше наших только по качеству упаковки. Да и местные магазины по уровню стали не хуже московских, так что, по моему мнению, надо поддерживать развитие местного бизнеса. Насчет продажи франшизы... К нам с предложением купить франшизу уже неоднократно обращались крупные известные компании. Я, естественно, спрашивал, в чем же нам польза, ведь нам придется заплатить за эту услугу массу денег. Нужны ли нам товары известных брендов, доставленные через Москву на 20 копеек дешевле? Мы берем 90% товаров у местных производителей и собираемся поддерживать эту линию. А громкое название на магазине? Не думаю, что это намного увеличит количество покупателей. Причем, помимо первоначального крупного взноса, надо еще и ежемесячно платить с оборота определенный процент. А за что? Многие говорят, что они предлагают новые технологии. А чем наши технологии хуже московских или питерских? В общем, мы отказались. Другое дело, если бы нам поступило предложение вложить инвестиции в совместное строительство торгового центра. А иначе получается, за их громкое название нам придется повысить цену на продукты, чтобы отдавать ежемесячные проценты. И понравится ли этот подход нашим постоянным покупателям? Мое мнение многим не нравится, так как я им сказал правду. И мы сами пока не собираемся продавать свой бизнес. Мы хотим развить его и вывести весь на достойный уровень, а заглядывать далеко в будущее у нас очень трудно.

"Конкуренция у нас вполне цивилизованная"

- Расширяя свою сеть, встретились ли вы с проблемами набора штата? Не переманивали ли людей из конкурирующих сетей?

- Конкуренты-то мы конкуренты, но город не такой большой, и все руководители розничных сетей хорошо знают друг друга и даже в некоторых вопросах сотрудничают. Во всяком случае, конкуренция у нас вполне цивилизованная. Несколько лет назад с кадрами было гораздо труднее. Сейчас уже нет такой текучести среди продавцов, как это было раньше. В каждом из магазинов уже сложился свой костяк. У нас, как и у всех, есть проблемы с уборщицами и грузчиками. Первые с мая по сентябрь уезжают в сады, а вторые любят алкоголь. Мы стараемся привлекать к себе людей: соблюдаем все социальные гарантии, предоставляем бесплатное питание, в пределах разумного выдаем ссуды своим сотрудникам, вывозим их в Дивеево, устраиваем каждое лето в день торговли поездку на теплоходе, дарим ежегодно детям-первоклассникам наборы школьника. Человеческое отношение к сотрудникам позволяет нам иметь стабильный коллектив. Кроме того, у нас можно сделать карьеру. Большинство наших заведующих начинали с продавцов. Только одно условие - надо иметь образование, причем необязательно профильное. Я несколько негативно отношусь к периоду советской торговли, когда обязательным требованием для администратора или заведующей было закончить торговый техникум или институт. Самое главное, чтобы у человека было образование, и я отдаю предпочтение классическим вузам - НГТУ, ННГУ, например, а не платным филиалам множества московских вузов. Можно быть по специальности механиком или технологом, но при этом сделать успешную карьеру в торговле. Для этого надо всего лишь быть активным, умным, честным, умеющим обучаться человеком. Практически все мои заместители начинали с рядовых должностей. У нас многопрофильная фирма. Все работы, в том числе строительные, связанные с поддержанием магазинов в хорошем состоянии, мы делам сами: у нас есть свои маляры, сварщики, электрики, конструкторы, дизайнер.

- Вам, как предпринимателю, интересно работать, или же периодически появляется некая апатия?

- Если бы я не видел перспектив, не воплощал постепенно свои идеи и идеи моего окружения в жизнь, мне было бы неинтересно работать и пришлось бы действительно продавать свой бизнес. Но в связи с тем, что мы постоянно что-то меняем, совершенствуем, развиваемся, нам интересно работать. Хотя любое развитие - это очень дорогое удовольствие!

Мой девиз - "Дорогу осилит идущий!", им я и руководствуюсь в жизни.

Марина Сипатова

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 3

BM 24.04.2005 20:52:00
P.S. А сайтик у вас хороший, спасибо, было очень интересно
ВМ 24.04.2005 20:52:00
Кому такая сеть нужна, с 4 отремонтированными магазинами и кучкой старорежимной мелочи по 150 метров в глухом районе?
retailsng.narod.ru 18.04.2005 10:13:00
Обычно такие статьи появляются как раз в предверии продажи сети, чтоб затмить глаза контрагентам