Обзор рынка колбасы

15.04.2005
Просмотров: 8315

Нам колбаса строить и жить помогает.

В советские времена колбаса была для отечественных потребителей одним из главных синонимов счастья. Наши соотечественники всерьез думали, что если в магазинах будет несколько сотен позиций колбасы, то скорый приход счастья и благоденствия на нашу многострадальную землю не заставит себя долго ждать. За последнее десятилетие как копченая, так и вареная колбаса всех ценовых сегментов "размножилась" на прилавках наших магазинов в невероятных количествах. На количестве прибавившегося счастья это, правда, никак не отразилось, но жить стало вкуснее. В том числе, и в Нижнем Новгороде.

Те, кто кормит народ колбасой

Ситуация на колбасном рынке Нижнего Новгорода хорошо иллюстрирует известный постулат великого маркетингового стратега Джека Траута о том, что из 100 компаний в одном сегменте одна-две компании лидируют и занимают оборону, три-четыре компании пытаются "наступать на пятки" "первым", а все остальные "партизанят".

Компании, лидирующие на нижегородском рынке колбасы, всем хорошо известны - это Дзержинский мясокомбинат "Дэмка" и находящийся по соседству мордовский мясоперерабатывающий комплекс "Атяшево". Оба гиганта колбасного рынка выпускают несколько сотен наименований колбасной продукции всех ценовых сегментов и видов, занимая в общей сложности больше половины рынка. Сказать, кто из этих гигантов "более лидер" достаточно сложно, но обе компании имеют громадные мощности, чрезвычайно широкую сеть дистрибуции, внушительные рекламные бюджеты и огромное количество поклонников. Хотя, конечно, если принять во внимание патриотические чувства и большую лояльность нижегородцев к местным производителям, то Дзержинский мясокомбинат имеет в нашем регионе определенное преимущество перед "Атяшево".

Что немаловажно для потребителя, оба гиганта имеют предприятия с полным производственным циклом, и это позволяет использовать при производстве колбас собственное охлажденное, а не импортное замороженное мясо. Использование импортного мяса считается самой больной проблемой отечественного рынка колбасы.

Специалисты утверждают, что почти половина отечественных производителей колбасы "сидит" на бразильском и аргентинском мясе. В результате колбаса, изготавливаемая из такого сырья, имеет отнюдь не идеальные вкусовые качества. Следом за "Дэмкой" и "Атяшево" на нижегородском рынке колбасы можно отметить мясоперерабатывающий холдинг "Ильиногорское" (поселок Ильиногорское Володарского района), в который, помимо одноименного мясокомбината, входят также Дивеевский мясокомбинат и Линдовская птицефабрика, выпускающая серию куриных вареных и полукопченых колбас. Так же как и "Дэмка" и "Атяшево", "Ильиногорское" имеет в своем активе собственный, один из крупнейших в стране, свиноводческий комплекс, позволяющий делать колбасу из парного, а не из замороженного мяса. Мощность Ильиногорского свинокомплекса позволяет обеспечивать сырьем не только одноименный холдинг, но и многих других нижегородских и региональных производителей колбасы. Именно этих трех производителей можно назвать лидирующими на нижегородском рынке колбасы во всех ценовых сегментах.

Помимо этого, в регионе работает огромное количество компаний среднего и "партизанского" уровня. Среди местных крепких "середнячков" можно назвать такие компании, как "Телячьи нежности", "Тихорецкие колбасы", "Мясогор" из Гороховца, ОАО "Перспектива" (Дивеевский район), агрофирму "Апис" из Шахуньи, ОАО "Нико" (Нижегородский мясокомбинат №1). Значительное влияние в области имеют региональные мясокомбинаты, такие как Бутурлинский, Павловский, Балахнинский, Богородский, Лукояновский и Уренский. Можно также отметить продукцию таких предприятий, как "Ковернинские колбасы", "Полтавские колбасы", "Кулебакские колбасы" и т.д.

К числу очень интересных компаний, работающих на нижегородском рынке колбасы, можно отнести кстовскую компанию "Крестьянское подворье". Несмотря на то что компания не имеет больших производственных мощностей, она нашла свою нишу - производство колбас в натуральной оболочке на заказ. Кроме того, к числу ноу-хау предприятия можно отнести выпуск белых колбас из филе куриных грудок. Продукция компании имеет очень хорошее качество и является одной из самых интересных в сегменте колбас в натуральной оболочке.

Несмотря на то что практически все мясокомбинаты выпускают продукцию во всех ценовых сегментах, ценовые лидеры в некоторых сегментах все-таки есть. Например, если исходить из того, что лидером в нижнем ценовом сегменте является тот, у кого самые низкие цены, то далеко не каждый производитель может сравниться с компанией "Ореховские колбаски". В прайсе этой компании можно найти оптовые цены на колбасу в "фантастическом" ценовом диапазоне от 46 рублей до 71 рубля.

Помимо местной продукции, на нижегородском рынке представлено огромное количество колбас из других регионов страны. Продукция московских мясокомбинатов ("Черкизовский", "Кампомос", "Микоян", "Царицыно") пользуется у нижегородцев популярностью, но все равно пока не составляет реальной конкуренции лидерам рынка. Впрочем, московской колбасы всех ценовых сегментов на прилавках наших магазинов становится все больше. При этом, как отмечают специалисты, московские компании вполне могут в ближайшее время претендовать на лидерство в сегменте дорогих, экзотических колбас. В этом ценовом диапазоне колбаса будет стоить от 200 рублей за килограмм и иметь в составе всевозможные экзотические добавки. Например, на том же Черкизовском мясокомбинате сейчас выпускаются такие интересные позиции, как колбаса с коньяком, мадерой, медом, тмином, корицей, имбирем и т.д.

Помимо московских компаний, на нижегородском рынке работает сразу несколько питерских мясокомбинатов: "Парнас", "Санкт-Петербург", "Стрелец", "Невский", "Ансаш", продукция которых также пользуется спросом у нижегородцев. Следом за москвичами и питерцами из популярных иногородних производителей можно назвать владимирскую компанию "Поком", выпускающую продукцию под ТМ "Стародворские колбасы" и "Поком", МК "Диком" (Димитровград), "Генеральские колбасы" (Саратов), "Инко-фуд" (Брест) и др.

Портрет потребителя и сезонность употребления

При выборе вареной колбасы потребители, помимо "навигации" по брендам, наибольшее внимание уделяют составу продукта, процентному содержанию мяса, наличию или отсутствию каких-либо добавок и консервантов. Далее по степени важности следуют такие факторы, как внешний вид продукта, цена и место покупки.

Внешний вид колбасы тоже является немаловажным фактором выбора той или иной колбасы. В первую очередь покупатели обращают внимание на срез колбасы и на ее цвет. Считается, что розовая колбаса имеет самый "вкусный" цвет, хотя такой красивой она становится, как известно, под воздействием красителей, а колбаса без красителей имеет сероватый оттенок. Менее важными, но тоже часто упоминаемыми покупателями критериями выбора продукта являются консистенция и запах продукта.

Считается, что название колбасы не так сильно влияет на ее выбор, как бренд ее производителя. Хотя определенные предпочтения в названиях колбасы у потребителей, конечно, есть. "Докторская", "Молочная" и "Любительская" пользуются, наверное, большим спросом, чем остальные. Ценовой фактор "в колбасе" также является одним из самых значимых. Сложился определенный стереотип, что приличную колбасу дешевле 100 рублей купить невозможно. В определенной степени эти утверждения оправдывают и сами производители мясопродуктов, которые нередко заявляют, что в дешевую колбасу, действительно, добавляется в небольших количествах соя. Впрочем, есть хорошая колбаса без соевых добавок и дешевле 100 рублей.

Рынок колбасы подвержен небольшим сезонным колебаниям. Колбасу едят круглый год, но все-таки зимой употребление мяса и мясопродуктов значительно увеличивается, по сравнению с летним и ранне-осенним периодами, когда в рационе представлено огромное количество фруктов и овощей. Можно отметить также, что поздней осенью и зимой в больших количествах, чем летом, продаются копченые колбасы и деликатесы.

Прогнозы и тенденции

Прокомментировать ситуацию на нижегородском рынке колбасы мы попросили коммерческого директора компании "Фрукты и продукты - Русские колбасы" Станислава САБАШНИКОВА.

- Сколько производителей колбасы представлено в нашем регионе?

- Порядка пятидесяти, из 10 регионов. Это, помимо местных производителей, Москва и Санкт-Петербург, а также Марий Эл, Ульяновская область. Есть очень интересный и перспективный производитель колбасы из Белоруссии, называется "Инко-Фуд", также можно отметить компанию "Агротек" из Саратова. Довольно интересна продукция московского предприятия "Мак Маркет" - строганина в качестве снека к пиву. Ассортимент у большинства производителей всегда был достаточно широк, другое дело, что большей популярностью пользуются известные еще с советских времен наименования.

- Какие тенденции можно отметить на нижегородском рынке колбасы?

- Уменьшение доли местных производителей и увеличение доли производителей из других регионов, а также увеличение доли среднеценовой категории колбасы и колбасных изделий. Это происходит на фоне увеличения стоимости и падения качества у местных производителей.

- Кто в ближайшем будущем может составить конкуренцию ведущим "колбасным" брендам на нижегородском рынке, таким как "Атяшево" и "Дэмка"? Кто наступает им на "пятки"?

- Конкуренцию могут составить, да уже и составляют, перечисленные выше комбинаты. До "пяток", конечно, еще далеко, но где-нибудь через год ситуация может кардинально измениться, если названные вами производители не начнут обращать пристальное внимание на качество продукта и не перестанут неоправданно завышать цены. Через некоторое время на нижегородском рынке колбасы могут появиться другие лидеры. Не все вопросы решает крупномасштабная реклама в СМИ.

- Какой производитель мясопродуктов предлагает в нижегородском регионе самые низкие и самые высокие цены на колбасу?

- Низкие - "Инко-Фуд", "Парнас", "Санкт-Петербург". Высокие - местные и столичные производители.

- Какие ноу-хау есть у производителей колбасы, представленных в нижегородском регионе?

- У нас есть новый производитель - "Артия" из города Санкт-Петербург, они изготавливают ветчину в форме поросят, очень интересно выглядит и покупателям нравится. А если серьезно, пожалуй, самое последнее изобретение в колбасной области - это упаковка в газовую среду. За счет этого происходит увеличение сроков хранения.

- Изменяется ли ситуация с объемами продаж в каждом из ценовых сегментов?

-Увеличиваются продажи дешевой и падают продажи дорогой. Это спровоцировано в том числе и увеличением наценки крупными розничными торговыми сетями, у некоторых она доходит до 25%. А покупательская способность не растет такими темпами. Люди ищут альтернативу.

- Растет ли спрос на колбасу в натуральной оболочке? Какой производитель лидирует на рынке колбас в натуральной оболочке?

- Практически у всех производителей есть наименования, выпускаемые в натуральной оболочке. Но тут складывается интересная ситуация: потребитель, безусловно, готов покупать такой продукт, но оптовики стараются с ним не связываться из-за коротких сроков хранения. Так что проще торговать таким продуктом именно местным производителям.

- Насколько сильную конкуренцию столичные мясокомбинаты составляют локальным лидерам нижегородского рынка колбасы?

- Довольно сильную, особенно по последним показателям. Тенденции расширения столицы в регионы еще никто не отменял, так что на колбасном рынке ситуация такая же, как и в других товарных категориях.

- Как, по-вашему, будет развиваться ценовая ситуация на рынке колбасы в ближайшее время: вырастут ли цены на колбасу или, наоборот, упадут?

- Скорее всего, вырастут, и это не связано с объективной экономической ситуацией. Просто все цены обычно имеют тенденцию к росту. В таких условиях выгоднее будет торговать импортной продукцией.

- Какие еще российские производители мясопродуктов могут появиться на нижегородском рынке колбасы в ближайшем будущем?

- Придут колбасы из стран СНГ и восточной Европы. А основные российские производители все уже представлены.

- Какие оптовые операторы на нижегородском рынке колбасы являются ведущими и какими конкурентными преимуществами они обладают? Какие конкурентные преимущества компании "Фрукты и Продукты - Русские колбасы" как оптового оператора на этом рынке вы могли бы отметить?

- Ведущие оптовые операторы на рынке колбасы - это компании "Альянс", "Сладкая жизнь" и "ВКТ". Их конкурентное преимущество заключается в работе на широкую сеть собственных розничных магазинов. Компания "Фрукты и продукты - Русские колбасы" является самым крупным оператором на рынке именно колбас и мясных деликатесов - это наша специализация. В этом наше преимущество.

Алексей Кормушкин, Обзор цен

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.