Прохладная весна 2005. Сезонные особенности рынка прохладительных напитков

19.04.2005
Просмотров: 2025

Производители и поставщики прохладительных напитков отметили снижение объема продаж лимонадов и вод (по сравнению с мартом 2004 года) на двадцать, а то и тридцать процентов. Совсем по-другому обстоят дела с соками.

Погода в этом году, мягко говоря, чудила: слякоть в январе с лихвой окупилась мартовскими заморозками. Звонкую весеннюю капель ждали, как чуда, потому как от метеорологических кульбитов уже болела голова.

Совсем по-другому обстоят дела с соками. Дело в том, что их потребление напрямую зависит от нехватки витаминов. Для лета и ранней осени характерен низкий спрос на соки, зимой интерес увеличивается (популярностью пользуется упаковка средних объемов 1-1,5 литра). Но пик приходится на весну: авитаминоз увеличивает объемы упаковки до 2-3 литров и продаж - до максимума. С появлением первых ягод и фруктов необходимость в покупке соков, как правило, отпадает. Таким образом, нынешняя поздняя весна изменила привычный ход дел на рынке прохладительных напитков.

Сезонные особенности рынка прохладительных напитков очень велики.

Холодные осенние и зимние месяцы вносят свои коррективы в продажи. В это время люди предпочитают минеральную, лечебную и питьевую воду, соки. Особенно популярны раскрученные бренды: "Сарова", "Яшка", "Ессентуки", "Мастер", "Ярмарка", "Моя семья", "Добрый". Лимонады покупаются без особого энтузиазма. Мало известные марки спросом не пользуются.

Есть и другие сезонные особенности. Покупатели предпочитают большие объемы: газированные - в объемах 1,5 литров, негазированные - в упаковке по 19 литров. Основные места покупок - крупные магазины, продажи в мелких точках в это время, как правило, минимальны (в ближайших от моего дома киосках лимонадов не замечено с середины января, а соки и минеральные воды представлены одним-двумя наименованиями).

С приходом тепла наблюдается общее увеличение объема продаж. Прохладительные напитки начинают закупать даже те торговые точки, которые на них не специализируются. Предпочтения потребителей в это время смещаются в сторону лимонадов. Спросом пользуются как раскрученные бренды, так и менее известные. Покупки, в основном, совершаются в киосках, минимаркетах и небольших торговых залах. Особенной популярностью пользуются напитки в малых объемах. Что, впрочем, логично: если зимой напитки покупаются для употребления дома, то летом они пьются на улице. А если 1,5 литра сразу не выпить (а это вряд ли получится), то прохладительный эффект будет потерян.

Лидирующую позицию в упаковке занимает пластик. Стекло менее раскручено. В основном, в него упаковывают лечебные воды. Уже давно замечена психологическая предрасположенность к лечебной воде именно в стеклянной таре. Потребители зачастую склонны считать, что в пластиковой упаковке такая вода теряет свои свойства.

В упаковке соков лидирует Tetra Pak, он удобнее, практичнее, и не видно, что налито. Хотя по ряду причин (смотри выше) раскрутка стеклянной тары для соков начинает набирать обороты. Стеклянная упаковка особенно популярна у садоводов и дачников. Секрет прост: другой упаковки для консервации в домашних условиях еще не придумали.

Невооруженным взглядом видна разница в предпочтениях разных социальных групп: люди с хорошим достатком постоянно покупают питьевую воду (экология аховая, а пить хочется). Минеральные и лечебные воды выбирают по принципу раскрученности марки и наибольшей полезности (тут значение имеет упаковка и индивидуальные предпочтения по вкусовым качествам, а для особо просвещенных - номер, глубина скважины и содержание различных минеральных веществ). Из лимонадов выбирают самые "брендовые" или по индивидуальным вкусовым пред- почтениям: "а он такой же, как в детстве".

Менее благополучные в материальном плане пьют дешевые и самые дешевые напитки: минеральные воды из "местных" скважин и напитки с низким содержанием натурального сока. Здесь основным критерием при покупке является цена.

Нами был проведен небольшой опрос предпринимателей, и вот его результаты.

Холин Александр, заместитель директора представительства "Серебряный сокол":

- Происходит постоянный рост достатка и культуры потребления прохладительных напитков. В последнее время все больше и больше людей предпочитают минеральные и другие воды. Идет постоянное снижение потребления лимонадов. Можно предположить, что если в ближайшее время на рынке не появятся лимонады более высокого качества, то этот сектор будет отмирать.

Потоцкий Виталий, частный предприниматель:

- Лимонады вряд ли отомрут. Тому есть несколько причин: во-первых, это легкий напиток, пользующийся давней любовью населения. В жару предпочтение отдается не сокам, а именно лимонаду. Во-вторых, лимонад - самый демократичный по стоимости напиток. Заработная плата растет медленно, цены - быстро, и в этом плане лимонад весьма и весьма популярен.

Мозгалова Любовь, менеджер по продажам ООО "РАКТАР - НН":

- С каждым годом происходит рост количества употребляемых напитков. Люди научились любить себя и заботиться о своем здоровье, потому и выбирают наиболее качественный и полезный продукт. Эта тенденция будет иметь место и в дальнейшем.

Опрос покупателей выявил следующее: респонденты, выбирающие зимой один вид напитков (80% - сок, 20% - примерно поровну делят различные воды), летом не склонны отдавать предпочтения чему-то одному и покупают весь ассортимент прохладительных напитков.

Если говорить о выбираемых объемах упаковки, то более 70% покупают 0,5 - 0,6 литра, 10 - 15% больше нравятся 0,33 и 0,25 литра, но ни один из опрошенных не выбрал объема более одного литра.

Основными критериями выбора напитка респонденты называют: 1) прохладительный эффект, 2) вкус, 3) пользу, 4) цену. Польза и вкус набрали практически одинаковое число баллов в нашем опросе, но что любопытно, некоторый процент опрошенных не уделяет совершенно никакого внимания вкусовым качествам продукта, особенно это относится к любителям вод.

Весна, наконец-то, началась, не календарная, а настоящая. На улицах города появились первые желающие прогуляться под припекающим солнцем. И именно они будут доказывать правоту или неправоту всех прогнозов и опросов.

Алексей Рябтяев

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.