Куры высокого полета

21.04.2005
Просмотров: 4716

Птицефабрика “Сеймовская" из Нижегородской области обошла конкурентов.

Птицефабрика “Сеймовская" из Нижегородской области обошла конкурентов, превратив обыкновенное куриное яйцо в инновационный продукт. Ничего подобного на российском рынке до нее не делали.

Мы задержались в цехе птицефабрики немного дольше, чем принято. Птицы попытались сорвать съемку: при фотовспышке они дружно повернулись к зрителям хвостами и не дали сделать дубль. “А еще говорят куры — дуры!" — восхитился наш фотокор и убежал куда-то вдаль ловить новый кадр.

Только попав сюда, понимаешь разницу между фермой и промышленным производством. Ряды клеток с курицами, вдоль которых плывут по конвейеру яйца, уходят в необозримую перспективу. Такое стадо не выпустишь попастись на травке... Между тем причина нашего визита на птицефабрику — выпускаемые здесь “деревенские" яйца, то есть максимально приближенные по своим качествам к произведенным в естественных условиях.

Яичные брэнды, выведенные на рынок “Сеймовской", являются инновационными. Обогащенные каротиноидами и витаминами А и Е яйца “Деревенские", а также “Молодильные" — с биоселеном и витамином Е — запатентованы как изобретения. Без всякой “химии", только за счет биотехнологических инноваций в выращивании и питании птицы сеймовцам удалось в фабричных условиях добиться эксклюзивного качества продукта.

“Когда мы выпустили на рынок яйца “Деревенские", многие подумали, что яичный брэнд — это просто маркетинговая уловка, чтобы поднять цену, — вспоминает генеральный директор агрофирмы “Сеймовская" Леонид Седов. — Нечестные игроки даже подделывали “Деревенское", добавляя птице в корм пищевые красители, чтобы получить такой же ярко-оранжевый желток, какой у нашего продукта получался за счет каротина и витаминов. Но создать брэнд — это ведь не просто новую этикетку налепить. Пока экономика “Сеймовской" хромала, об этом нечего было и думать".

Продукт высоких технологий

“Деревенское" стало вызовом рынку. Оно появилось в 1997 году, когда яиц было в избытке — местных и привозных. Цены у всех одинаковые, качество продукта тоже: желток бледненький и безвкусный. Яйца разделялись лишь по степени свежести на “столовые" и “диетические", да еще по весу. “Деревенское" же своим ярко-оранжевым желтком и натуральным вкусом было похоже на яичко из крестьянского курятника.

“На самом деле — лучше, — считает Артур Холдоенко, исполнительный директор “Сеймовской". — Мы свою продукцию тестируем по нескольким десяткам качественных показателей, начиная с жесткого контроля сырья для корма и заканчивая бактериальной чистотой самого яйца".

“Деревенское" позиционировалось как экологически чистый продукт улучшенного качества. Сама по себе концепция продуктов здорового (иногда говорят — функционального) питания в мире не нова. Выпускают и яйца, обогащенные витаминами и микроэлементами. При этом представители зарубежной индустрии здоровых продуктов отвергают применение химии, антибиотиков, гормонов, генной инженерии на всех стадиях производства. Седову идею выпускать куриное яйцо с заданными свойствами подсказал на семинаре представитель одной из американских птицеводческих школ. Но конкретные технологии производства “Деревенского" сеймовцам пришлось придумывать самим.

“Отбиралась идеально здоровая с рождения птица, для которой создавались особые условия, — объясняет Артур Холдоенко. — Это микроклимат в цехе, освещенность, воздухообмен, приближенные к естественным. Был разработан специальный рацион, в который, кроме зерна, входят кукуруза и травяная мука, обычные куры их не получают — для фабрики это дорого. За счет корма у яйца натуральный вкус и более высокая пищевая ценность. Плюс необходимые биопродукты: аминокислоты, которые участвуют в синтезе белка, сбалансированные витаминные добавки".

Витаминный комплекс подбирали, учитывая особенности региона: по данным исследований, половина жителей Нижегородской области испытывает дефицит витаминов А, Е и бетакаротина, не получая их с продуктами в достаточном количестве. В “Деревенском" яйце витамина А больше почти в два раза, чем в обычном “столовом", витамина Е — более чем вчетверо, каротиноидов — почти в семь раз.

Кстати, задумав производство “Деревенского", на птицефабрике были уверены в качестве своего поголовья: здесь уже многое сделали для того, чтобы вырастить здоровую птицу. И все же оказалось, что только 10% сеймовского стада годится в “деревенские" несушки. Причина заключалась в том, что для нового продукта были разработаны жесткие внутренние стандарты качества. “Мы взяли самые строгие европейские нормы для каждого параметра и на их основе создали свой, “сеймовский", стандарт", — поясняет Артур Холдоенко. Что ж, с этими 10% и стали работать, поставив цель добиться соответствия стандарту всего поголовья.
Укрепляли здоровье стада с помощью биопрепаратов, а не антибиотиков. В результате сохранность молодняка достигла 99,4%. С биотехнологиями прямо связано и развитие продуктовых инноваций на “Сеймовской". Так, благодаря американскому биопрепарату сел-плекс удалось не только повысить вывод молодняка, но и увеличить содержание селена в яйце. А вслед за этим в 2002 году — вывести на рынок еще один продукт с новыми свойствами — яйцо “Молодильное". Почти не отличаясь от “Деревенского" по витаминному составу, оно содержит новый микроэлемент — биоселен. В сочетании с витамином Е он особенно эффективен, усваивается на 90%. Этот природный антиоксидант замечателен тем, что улучшает обменные процессы и замедляет старение клетки — отсюда и название нового продукта.

Вся правда о брэнде

Покупатели и розница приняли “Деревенское" на ура. Тут же пошли подделки — косвенное подтверждение того, что попали в точку. “Я знаю двенадцать наименований поддельных брэндов, а торговцы говорят, что их гораздо больше", — говорит Артур Холдоенко.

А вот “Молодильное" рынок встретил без энтузиазма. Над названием подсмеивались, вид яичка по сравнению с “Деревенским" разочаровал: желток у него не такой яркий. “Торговцы предлагали нам: подкрасьте желток, и мы сразу будем брать больше, — вспоминает Артур Михайлович. — Все решили, по-видимому, что мы пошли по пути наклеивания красивых этикеток, мало кто поверил, что содержание биоселена — это действительно новое качество".

“Молодильные" передали на испытания врачам. Нижегородская медакадемия в течение года проводила клинические исследования в четырех больницах, включая их в ежедневный рацион больных. “Есть официальные результаты испытаний, подтверждающие функциональное действие наших продуктов, — говорит Леонид Седов. — Они были опубликованы в газетах, и мы готовы предоставить их клиентам по первому требованию".

Подготовка каждого нового продукта у “Сеймовской" занимала не меньше года: подбор комплекса витаминов и микроэлементов, разработка кормового рациона, анализ того, как влияют новые условия на здоровье несушек. Это объясняет, почему птицефабрика не печет новые брэнды как пирожки: за восемь лет — два инновационных продукта, и сейчас готовится к выходу третий. Новое качество — это новые технологии. Они не всегда бывают успешными, но тогда нет и брэнда.
К примеру, производство йодированных яиц у сеймовцев не пошло. “Одна местная птицефабрика стала позиционировать свою продукцию как йодированную, — рассказывает Седов. — Но лабораторные анализы показали, что среднее содержание йода в таком яйце не превышает 0,14 мкг, а в обычном яйце — примерно 0,12 мкг. Мы называем такой уровень фоновым. Все же идея выпускать яйца с повышенным содержанием йода казалась перспективной, мы начали над ней работать. И что же? Увеличение дозировки йода в комбикормах не позволило значительно повысить содержание этого микроэлемента в яйце, но при этом разрушительно действовало на печень птицы. Можно было бы, как в Японии, давать курам органический йод, содержащийся в морских водорослях, но такой продукт стоит слишком дорого, наш потребитель пока не готов платить за обогащенные куриные яйца вдвое дороже обычного".

По этой же причине рентабельность “премиальных" яиц была вначале отрицательной: их производство за счет дорогих добавок в комбикорм обходилось дороже “столовых" на 5—8%, а начинали они продаваться по обычной цене: рынок должен был привыкнуть к новому продукту.

Сегодня “Сеймовская" — одно из наиболее эффективных предприятий российского агропрома. В прошлом году рентабельность холдинга в целом составила 25%, а производства брэндированного яйца значительно выше — это самое доходное направление, и оно приносит основную часть прибыли.

“Наша продукция лучшего качества, и она должна стоить дороже, чем у всех остальных", — так объяснил “принципиальную линию" в маркетинге Артур Холдоенко. По этой причине “Сеймовская" стремится сотрудничать с элитными московскими сетями, чтобы уровень ритейла соответствовал уровню производителя. В модном столичном супермаркете “Spar" или “Крестовский" сеймовский “премиальный" продукт в пик спроса доходит до 50—52 рублей. “Мы пробовали поставлять яйцо в одну из сетей дискаунтеров, — вспоминает Холдоенко. — Но быстро расстались, с взаимным, мне кажется, облегчением. У них продукция из другого ценового и качественного сегмента, другой потребитель — мы друг другу просто не подошли".
“Сеймовская" пока отвергает предложения торговых сетей продавать ее продукт под private label. “Мы держим такую возможность про запас, — объясняет Артур Холдоенко. — Это новый, интересный канал дистрибуции, но при условии, что у торговли есть ясная политика в отношении качества. А если сегодня под private label продается наша продукция, а завтра — стандартное яйцо другой птицефабрики, то какой нам смысл в этом участвовать?"

Щепетильное отношение к качеству не дает пока возможности использовать и такой резерв развития брэнда, как продажа франшизы и лицензии. “У нас для этого уже подготовлен полный комплект документов, — продолжает Холдоенко. — И приезжали к нам желающие заниматься франчайзингом. Но мы посмотрели на их фермы: как при такой низкой культуре производства и технологиях выпускать здоровые продукты? Получилась бы дискредитация брэнда ради чужой сиюминутной выгоды".

В ожидании ВТО

Безусловно, “Сеймовская" с ее стандартами качества — трудный партнер даже для передовых предприятияй отечественного агропрома. Зато у нее не должно быть проблем с мировым рынком. Здесь выросло поколение руководителей среднего звена, живо воспринимающих новые технологии. Пять специалистов защитили на материале своей фабрики диссертации! Эта команда в последнее время усиленно готовится к встрече с международными конкурентами.

Начав производство “Деревенского", предприятие сертифицировало свою систему качества по стандартам ISO. А с мая 2004 года птицефабрика работает по системе управления качеством пищевых продуктов на основе принципов НАССР. “Без сертификата НАССР невозможно выйти на рынок Евросоюза. Мы сами убедились, насколько хорошо он защищен, потому что долго добивались разрешения на поставку яичного порошка в Австрию", — говорит Леонид Седов.

С внедрением НАССР у “Сеймовской" нет проблем на австрийском рынке. Но точно такой же контроль качества и безопасности по евростандартам проходит вся ее продукция, не только экспортная. Новая ветлаборатория позволяет за короткое время определять качественные показатели на всех этапах производства — от земли, в которую сеют зерно, до выпуска готового продукта, его хранения и продажи. Здесь есть автоматический микробиологический анализатор Mini-Vidas, которых во всей стране — по пальцам сосчитать (известно, что два таких прибора имеются в службе охраны президента). Он позволяет за сутки (обычно на это уходит до семи дней) выявить возбудителей ряда опасных инфекций, таких, как сальмонелла, стафилококковый энтеротоксин. Сеймовские яйца можно есть и всмятку, и сырыми: фабрика гарантирует их безопасность.

В общем, “Сеймовская" всерьез готовится к мировой конкуренции. “Сейчас для нас важно закрепиться в выбранной нише и продолжать развивать технологии, чтобы нас со своего места трудно было вытеснить, — говорит Леонид Седов. — Рано или поздно мы вступим в ВТО, и наши рынки откроются для зарубежных производителей. Они будут продвигать свою продукцию, противопоставляя нашей, конечно же, ее качество. На том основании, что у нас нет предприятий, отвечающих европейским стандартам. А мы есть".

Галина Щербо

Источник: Архив: Биржа+карьера
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.