Производство строительных материалов в Нижегородской области растет уже пятый год подряд

28.04.2005
Просмотров: 3232

Сейчас большое количество произведенной продукции, в отличие от советских времен, вывозится за границы региона.

Производство строительных материалов в Нижегородской области растет уже пятый год подряд, это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности региона. Среднемесячный прирост объемов производимой продукции, по данным Нижегородстата, составляет 1,2–1,3%. Итоги работы за 2004 г. подтвердили положительные тенденции увеличения объемов выпуска основных строительных материалов. В прошлом году предприятиями отрасли (включая малые компании и промышленные подразделения при непромышленных организациях) выпущено продукции на сумму 4,45 млрд руб., что на 16,9% больше объемов производства 2003 г.

Столь высокие темпы роста заместитель директора департамента строительства Министерства строительства и ЖКХ Нижегородской области Сергей Мигушов объясняет двумя факторами: ростом объемов строительства внутри региона и масштабным вывозом строительных материалов за его пределы. С одной стороны, в 1999 г. на нижней точке спада в строительной отрасли, в Нижегородской области было построено чуть более 350 тыс. кв. м жилья. В 2004 г., по уточненным данным, жилья у нас было возведено уже 684 тыс. кв.м. С другой же стороны, в 1990 г. нижегородцы выстроили 1400 тыс. кв. м жилья. Объемы 2003 г. составили лишь около 31% от объемов строительства начала распада СССР. Рост в отрасли до сих пор носит восстановительный характер, а значит, для его обеспечения во многих случаях не требуется серьезных инвестиций.

Сейчас большое количество произведенной продукции, в отличие от советских времен, вывозится за границы региона. "Ни для кого не секрет, что наиболее качественные материалы в массовом порядке скупают представители московского строительного комплекса, которые могут предложить нашим производителям большие деньги или лучшие условия оплаты, нежели нижегородцы", — пояснил нам Сергей Мигушов. По его данным, за пределы области продается 9/10 выпускаемых у нас предызолированных труб, 2/3 гипсоволокнистых плит, 1/2 минераловатных утеплителей, кровельных материалов и конвекторов, 1/3 эффективных стеновых материалов. Соответственно, и развитие отрасли определяется в первую очередь потребностями общероссийского рынка. Так, 4 из 5 крупнейших инвестиционных проектов, реализованных на территории Нижегородской области в 2004 г. на общую сумму 230 млн руб., рассчитаны на производство "экспортопригодных" материалов. К данным проектам относятся:

  • приобретение и монтаж линии по производству пазогребневых плит на ООО "Пешеланский гипсовый завод "Декор-1" в п. Пешелань Арзамасского района;
  • установка новой технологической линии по производству современных наплавляемых кровельных материалов производства фирмы "Биота" (Италия) на ОАО "Нижегородский картонно-рубероидный завод";
  • закупка автоматической линии по производству пустотелого, цветного, силикатного кирпича фирмы "Боймер и Боймер" (Германия) на ОАО "Борский силикатный завод";
  • пуск линии по производству эффективного силикатного кирпича фирмы "Ласко" (Германия) на ОАО "Навашинский силикатный завод".

И лишь один крупный инвестиционный проект — производство железобетонных плит перекрытий длиной до 9 м на оборудовании фирмы "Вейлер" (Германия) — был реализован на ЗАО "Волга-Форм", в основном, для удовлетворения нужд местного строительного комплекса.

Впрочем, намечается новая тенденция. По данным Сергея Мигушова, в ближайшие годы в отрасли будут реализованы инвестиционные проекты на общую сумму 2 млрд руб., направленные на производство строительных материалов, прежде всего, для местных нужд. Это строительство многопрофильного завода по производству высококачественных керамических материалов в г. Арзамасе, завода по производству газосиликатных блоков на Бору, цеха полнотелого глиняного кирпича в Кстовском районе, завода по производству магнезиального цемента и сооружение региональной цементной помольной установки в Нижнем Новгороде.

Спрос на многие материалы в нашей области огромен и не будет удовлетворен силами местного строительного комплекса даже после реализации перечисленных и многих других, менее крупных проектов. Тем более что техническое перевооружение ведется, в основном, на собственные средства предприятий, а потому большинство проектов реализуется крайне медленно. Хотя средняя рентабельность в отрасли выросла, по данным Сергея Мигушова, с 2000 г. почти на 2% и составила в прошлом году 12%, у предприятий все равно не хватает средств для развития. Привлечение же внешних инвестиций осложняется неустойчивостью финансового положения многих компаний.

За последние 5 лет в отрасли произошло некоторое изменение в структуре производственных затрат: доля материальных затрат снизилась с 64,5% в 2000 г. до 61% в 2004 г. Однако затраты на сырье и материалы все еще слишком велики, и изменение цен на них может существенно повлиять на прибыльность предприятий.

Так, в прошлом году рост цен на металл сделал убыточным производство железобетонных изделий (ЖБИ). Из-за роста тарифов на энергоносители пострадали производители стеновых материалов и минеральной ваты. Как рассказал нам коммерческий директор компании ВВСК Игорь Житецкий, в настоящее время складывается столь тяжелая ситуация на рынке цемента, что нерентабельными могут стать производства товарного бетона и ЖБИ. Совсем недавно крупнейший производитель цемента в стране — компания "Евроцемент" — приобрела цементные заводы второго по величине производителя ЗАО "Интеко" и стала российским монополистом. После этого компания "Евроцемент" объявила о том, что будет отпускать свою продукцию только по 100-процентной предоплате. "Я закупаю порядка 150 тонн цемента на сумму около 200 тыс. руб. в день и отпускаю бетон строителям, как правило, на условиях товарного кредита. Сейчас меня принуждают срочно погасить долги и одновременно приобретать цемент по предоплате, что в принципе невозможно", — делится своими заботами г-н Житецкий.

Он же рассказал нам и еще об одной беде нижегородских производителей стройматериалов: в Нижегородской области образовался дефицит качественной древесины. Она скупается на делянках без сортировки и выво­зится за границу или в другие регионы России. Нижегородцы вынуждены покупать то, что остается, так как для продавцов древесины решающее значение имеет не цена, а объемы закупок. "Раньше, — вспоминает Игорь Житецкий, — я мог загружать в сушильные камеры 80% закупленной древесины. Сейчас в лучшем случае — 40–50%. Спрос на качественные материалы огромен, но нам не из чего их производить".

Информацию о дефиците древесины нам подтвердил на условиях анонимности один из топ-менеджеров компании "Экойл-Лес" (крупнейший нижегородский производитель высококачественных окон и дверей). Несмотря на огромный спрос на продукцию компании в Москве и регионах России, в 2004–2005 гг. производство неоднократно приостанавливалось именно из-за недостатка качественного сырья. Приобретать же несортированную древесину, чтобы отсортировать ее самостоятельно, как это делают москвичи, компания не может из-за отсутствия спроса в регионе на пиломатериалы 2–3-го сортов.

Впрочем, поставщики сырья практически не влияют на производителей действительно качественной и одновременно дефицитной продукции. На наш вопрос, как отразилось на рентабельности предприятия прошлогоднее повышение цен на металлы, заместитель гендиректора ООО "Арма" (крупнейший в области производитель предызолированных труб) Андрей Самогин ответил: "Никак. Мы просто увеличили цены на нашу продукцию в соответствии с изменившимися затратами. Спрос сначала упал, но потом возобновился. По итогам года объемы наших продаж как обычно выросли на 20%. У нас уже не первый год покупают все, что мы в состоянии произвести. Купили бы и больше, но компания развивается почти исключительно за счет собственных средств и наращивать объемы производства большими темпами мы не в состоянии".

Увы, подобные ответы от представителей отрасли стройматериалов можно услышать нечасто. Средний рост цен здесь уже второй год отстает от уровня инфляции. А 4,3% строительных материалов, произведенных в Нижегородской области в 2004 г., оказались невостребованными.

Валерий Браун, Деловая неделя

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.