Единым фронтом предприниматели могут противостоять засилью чиновников

29.04.2005
Просмотров: 1490

Итоги исследования "Власть и бизнес: административные барьеры”

Помните, как Петр Первый пытался докопаться до сути, понять, что заставляет чиновников творить беззаконие. Те не доходного места лишались, а головы, и... все повторялось вновь. Кто только не брался выяснить природу этого явления. Тема, актуальная во все времена, в последние годы вызывает постоянный и пристальный интерес со стороны предпринимателей и органов власти всех уровней. Международные благотворительные фонды профинансировали массу различных исследований в России. Казалось бы, проект Швейцарского фонда технического содействия Swisscontact “Власть и бизнес: административные барьеры” — лишь ступень в нескончаемой череде инициатив по изучению административных барьеров. Но, во-первых, проект имеет узкую территориальную привязку, и уже это выводит его за рамки ни к чему не обязывающих исследований. Во-вторых, задачи проекта также носят практическую направленность. Об этом начинании мы беседуем с экспертом фонда Swisscontact Виктором НЕФЕДОВЫМ и председателем совета предпринимателей общественной организации “Объединение балахнинских предпринимателей” Александром БЕЛЯКОВЫМ.

Честь добра, да съесть нельзя

Виктор Нефедов соглашается с тем, что проведенные исследования констатировали наличие проблемы. Кто виноват, вроде бы разобрались. Возможно ли ответить на извечное “что делать?”

— Вообще, корпоративные интересы бюрократии всегда и везде противостоят общественным интересам. Если контроль за чиновниками со стороны общества ослабевает, то корпоративные интересы, как качели, взмывают вверх. Искоренить административные барьеры нереально, бюрократия умеет отстаивать свои корпоративные интересы. Но соблюсти баланс возможно.

Что показали уже проведенные исследования? Они выявили закон “бутылочного горлышка”: предприниматель сегодня должен платить определенную цену за те функции, которые выполняет чиновник, и он, в свою очередь, сознательно создает искусственные трудности, “сужая горлышко”, чтобы на этом заработать.

Наше исследование поможет определить, сколько для конкретного предпринимателя в Нижегородской области — начинающего или осуществляющего продвижение нового товара — стоит вхождение в рынок. Это важно, чтобы понять, возможен ли сегодня приход в предпринимательскую сферу новых людей, смогут ли они преодолеть административный пресс. Задача проекта — дать предпринимателям ключ к решению проблемы, показать, как наиболее эффективно преодолевать административные барьеры, буквально по шагам. На первом этапе исследования мы провели опрос предпринимателей, данные которого сейчас обрабатываем. Проанализировав анкеты, мы проведем две фокус-группы, на которых предприниматели вынесут свое суждение по поводу наших выводов. Результаты будут обобщены на итоговой конференции по административным барьерам и в брошюре, которая отразит итоги исследования. Но уже могу сказать, что в разных отраслях затраты на преодоление административных барьеров варьируются от 5 до 80 процентов от общих затрат, которые несет предприниматель.

Александр Беляков в бизнесе человек не новый. Это не значит, что административные барьеры уже не являются для него проблемой. Естественно, он научился решать ее наименее затратным способом. Но этот способ его, предпринимателя с активной гражданской позицией, не устраивает.

— Выходя на рынок, предприниматель несет затраты по развитию технологий, на продвижение бренда и т. п. Но им предшествуют затраты на преодоление сопротивления чиновничьего аппарата, который решает, дать тебе добро попасть туда и сколько это “добро” стоит. Они подчас увеличивают издержки настолько, что в рынок предприниматель попадает уже неконкурентоспособным. И это не значит, что, выстояв на старте, уже не будешь наталкиваться на административные барьеры. Простой пример. На днях я открываю новый магазин. Небольшой, на 100 кв. м, сметная стоимость проекта — порядка 700 тысяч. На все разрешения и согласования только для того, чтобы начать строительство, мне пришлось потратить 38 тысяч рублей и семь (!) месяцев. С меня не взяли больше положенного (с активистом общественного движения лучше не связываться — Н. М.), и бумаги оформляли в минимальные сроки, хотя по закону могли бы держать каждый документ по месяцу. Выходит, что для начинающих предпринимателей и сумма, и сроки увеличились бы многократно.

Не секрет, что чем выше ожидаемая прибыль в определенном сегменте рынка, тем барьер толще. Наши чиновники — предприниматели вдвойне. Они сканируют предпринимательскую среду довольно четко, у них дифференцированный подход к каждому предпринимателю и узкая специализация по отдельной проблеме. На ежедневном предпринимательском потоке они оттачивают свое мастерство.

Подножка на старте

Этот предпринимательский поток не иссякнет. Бизнес в России обречен на постоянное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, административная машина на этот счет работает четко. А приток “свежей крови”, несмотря на заинтересованность государства в развитии предпринимательства, все меньше...

— В ходе исследования, — подтверждает эксперт Фонда Swisscontact, — приходилось неоднократно слышать мнение, что начинающему предпринимателю сегодня практически невозможно выйти на рынок. Заняты ниши, конкурентная среда плотная, плюс к тому высокий административный барьер, и только единицы способны его преодолеть. На Западе схема в корне отличается: доступ в рынок открыт каждому, более того, всемерно поддерживается государством. В США, например, желающие начать свое дело получают 30 тысяч долларов банковского кредита. То есть равные возможности на старте, а дальше — выживает сильнейший. Отсюда прогресс рыночных отношений. У нас на старте только траты денег, нервов, преодоление негативного отношения окружающих, поскольку еще не сформирован положительный имидж предпринимательства. И дальнейшая борьба с административными барьерами.

Беляков. Административная реформа не принесла ожидаемого результата. К месту вспомнить крылатые слова о том, что хотели как лучше... А что получилось? Это мое личное мнение, но давление федеральной власти на работу чиновников на местах дало обратный эффект. Пресс на предпринимателей усилился в разы. Да, раньше где-то работали спустя рукава, чиновники были предоставлены сами себе, не боялись нарушить сроки рассмотрения, брать взятки и т. п. Реформа принесла страх потерять место. Чиновники стали скрупулезно соблюдать законодательство, чтить букву закона (а также точки и запятые), они всегда прикрыты бумажкой. У нас даже работа по правилам напоминает форму саботажа. А что такое наше законодательство? Допустим, заявление должны согласовать пять чиновников. У каждого — месяц на рассмотрение. И каждый рассматривает его по месяцу, при этом не нарушая законодательства. Но кто, как не предприниматель, понимает, что время — деньги. И это мотивирует нас решать вопросы по принципу “ты мне, я тебе”. Ведь уже никого не коробит вопрос: “сколько стоит, чтобы это было не за 5 месяцев, а за 5 дней?”. Да, добросовестные чиновники отказываются, но недобросовестные придумывают механизмы, чтобы больше взять.

Ложка меда

Иногда диалог власти и бизнеса напоминает игру в одни ворота. Власть не забывает говорить об “открытых дверях”, заверяет в готовности всячески поддерживать, призывает предпринимателей активно участвовать в законотворческом процессе, отстаивать свои права, не торопясь объяснить, каким образом.

— Мне кажется, ситуация меняется, — считает Виктор Нефедов. — Начнем с того, что наше исследование инициировано заместителем министра экономики и развития предпринимательства Денисом Лабузой. То есть в областном министерстве действительно понимают масштабы влияния административных барьеров на развитие предпринимательства, пытаются что-то менять, серьезно отстаивают интересы предпринимателей. И это вселяет определенную надежду, что давлением сверху и инициативой снизу ситуацию можно будет преломить. Вы знаете, Нижегородская область уникальна в части формирования структуры развития малого бизнеса, поддержки объединения предпринимателей. Таких объединений, кстати, в области около 70, и это очень хороший показатель. Да, диалог не всегда получается взаимным. Но возможность наиболее активной части предпринимателей выговориться, проявить свое недовольство — это тоже одна из форм регулирования процесса. Власть даже при желании не всегда может решить проблему, но не слушать вообще — просто чревато.

Беляков. Согласен с тем, что наиболее эффективный путь преодоления административных барьеров — объединение, консолидация сил предпринимателей. Это выводит взаимодействие на новый уровень. Почему в Балахнинском районе довольно успешно идет диалог с властью? Потому что его ведут представители предпринимательского объединения. Прийти в администрацию и сказать: вы повысили коэффициент К2, а я как плательщик ЕНВД против, — конечно, можно. Но, только сталкиваясь с коллективным протестом, власть пойдет навстречу. И именно через объединения удается решать многие предпринимательские проблемы. Например, в Балахне предприниматели, проведя собственное исследование, пришли к выводу, что нормы накопления ТБО в районе завышены в 8,8 раза. Само по себе это не так затратно, но когда ввели сбор за загрязнение окружающий среды и одним из параметров расчета его стали многократно завышенные нормы накопления ТБО, вышло, что этот сбор у ряда предпринимателей превысил ЕНВД. Четыре месяца в рамках согласительной комиссии, созданной распоряжением главы администрации, мы пытались обосновать необходимость снижать нормы. Но, как говорится, кто хочет — ищет средства, кто не хочет — ищет причины. Тем не менее в результате взаимодействия нормы были снижены.

Полезно обращаться к четвертой власти, в СМИ. Оказывается, наши чиновники все же очень боятся, когда о них начинают публично говорить нелицеприятные вещи. Так, вялотекущую ситуацию с завышенным корректирующим коэффициентом при расчете арендной платы за землю, на мой взгляд, разрешила статья в “Бирже”. Если проблема получает огласку, более того, выходит за рамки района, это говорит о некомпетентности районных властей, подрывает их авторитет, заставляет предпринимать решительные шаги.

Создавая прецеденты

“Объединение балахнинских предпринимателей” пошло по нелегкому пути преодоления административных барьеров, но это принципиальная позиция. Этот путь выбирают единицы. В основном предприниматели варятся в соку собственных проблем, решая их, следуя поговорке “не подмажешь — не поедешь”.

Нефедов. Да, решать проблемы, не афишируя ситуацию, можно гораздо быстрее. Конечно, что-то и впредь будет “покупаться” в индивидуальном порядке. Но наметилась интересная тенденция: сегодня выгоднее сообща решать вопросы принципиального характера.

По сути, механизмов преодоления административных барьеров не так много — судебное или внесудебное разбирательство. Думаю, первый путь тоже будет развиваться, это нормальная практика. Но диалог с властью от лица объединения предпринимателей является эффективной формой внесудебного разбирательства. Это доказала практика последних пяти лет, на протяжении которых в области выстраивалось взаимодействие областных властей и бизнеса (чему, кстати, Swisscontact всячески способствовал). Другой вопрос — как поведут себя низовой уровень контрольно-надзорных органов федеральной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие разрешительные функции. Думаю, существующую систему может изменить совместное обсуждение, где-то давление на местные власти, в чем-то поиск компромиссов. На этом уровне объединения предпринимателей должны накапливать прецеденты, и это прецедентное право использовать. Это, кстати, один из методов решения проблемы. Можно пойти по пути проб и ошибок, использовать рациональный метод (при всей его простоте он обычно оборачивается “гладко было на бумаге, да забыли про овраги”) или метод ветвей (когда можно принять частное решение, казалось бы, противоречащее общему направлению, но вектор сохраняется).

К сожалению, предпринимательские объединения еще нестабильны, не осознали свою силу. Но, как говорится, процесс пошел. Например, спонтанное создание инициативных групп предпринимателей, работающих на рынках в различных районах Нижнего Новгорода, переросло в постоянное объединение “Заречье”, которое уже держит под контролем общее положение дел на рынках. Возможно, ситуацию изменит закон о саморегулируемых организациях.

Хождение по кругу

Как предприниматель, Беляков уверен: уходит понимание, что в одиночку проще. После годовой конференции в Балахне в объединение пришли трое предпринимателей, которые увидели, что кроме варианта оставаться наедине со своими проблемами, есть еще один — вместе продумывать ходы воздействия на власть, в компетенции которой эти проблемы решить.

— Мне морально легче защищать интересы бизнес-сообщества, потому что я знаю: за мной не только члены объединения, но и работающие у них люди, и у каждого сотрудника семьи. С этим власть не может не считаться. И еще. Когда ты решаешь вопрос индивидуально, ты идешь к фамилии, к личности. А она сегодня работает, завтра нет — и снова придется идти по тому же кругу (налаживать связи, добиваться расположения и доверия и т. п.). Как представитель объединения предпринимателей, я иду к должности, и мне безразлично, кто конкретно будет работать в администрации. Главное, чтобы это был компетентный специалист.

Безусловно, предпринимателям еще предстоит учиться использовать рычаги влияния на законотворческий процесс. В нашем районе, например, проводится общественная экспертиза всех нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности. Это делает документ более адаптированным к реальной жизни, а иногда меняет предложенный чиновниками проект концептуально. К примеру, два года назад в разрабатываемое положение об аренде муниципального нежилого фонда мы внесли 26 поправок, и 21 из них депутаты приняли, потому что это были разумные, мотивированные замечания. Причем если изначально предусматривалось, что по истечении срока договора аренды объект должен выставляться на конкурс, мы смогли отстоять преимущественное право на этот объект прежнего арендатора при соблюдении им законодательства и отсутствии задолженностей по арендной плате.

Казалось бы, сейчас власть на местах должна вплотную задуматься о том, что изменится во взаимоотношениях с бизнесом с 1 января 2006 года. Но впечатление такое, что накануне грядущих выборов в земское собрание района просто не до того. Тем не менее с районной администрацией готовится Соглашение о взаимодействии предпринимателей и администрации Балахнинского района (возможно, оно будет подписано в мае). Мы понимаем, что это всего лишь декларация о намерениях помогать друг другу и друг друга слушать. Но это начало. И, по-моему, неплохое.

Наталья Миронова

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.