«Железные гробы» завода «Красное Сормово»

17.05.2005
Просмотров: 5728

Сейчас стало модно в укор отечественной полуразваленной промышленности добрым словом поминать «ударные» 30-40-е годы прошлого века.

Принято считать, что вот тогда-то энтузиазму рабочих не было предела, а о браке не могло быть и речи. Дескать, горьковские заводы и фабрики функционировали с полной нагрузкой и завалили Родину новейшими чудесами техники. Увы, все эти красивые легенды родились от не достаточных знаний и порой не имеют с реальностью ничего общего.

23 февраля 1930 года на заводе «Красное Сормово» случился исторический факт: была заложена первая подводная лодка. Само по себе решение строить субмарины в центре страны вдали от морей и океанов являлось верхом глупости и идиотизма, но приказ есть приказ, и сормовичам пришлось осваивать новый вид продукции. При отсутствии оборудования и цехов лодки строили примитивными средствами и практически вручную. Например, транспортировка больших листов металла с участка обработки до стапеля длилась более недели. Не хватало специалистов, чертежи были изготовлены на скорую руку. Поэтому и качество субмарин оказалось из ряда вон плохим. 11 сентября 1933 г. при испытании в Кронштадте прочного корпуса первой сормовской подлодки «Комсомолец» было выявлено 250 течей! Однако то было только начало...

РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ В КРОНШТАДТ

20 сентября 1934 года плавучий док с первой сормовской подлодкой «Семга» вышел из Сормовского затона и отправился в долгий путь на север. Для команды дока этот 20-дневный круиз стал настоящим приключением. Судно не было оборудовано габаритными огнями и вообще какой-либо электроникой, для освещения в темноте использовались... керосиновые лампы. Трудноуправляемый док (для перекладки руля с борта на борт требовалось 98 оборотов) неоднократно садился на мель, несколько раз был погнут руль. Местные отделы СЗУРП предоставляли собой слабые буксиры, да и тех не хватало. Некоторые из них вообще не могли сдвинуть док с места, другие тянули со скоростью 5 км/ч. При прохождении шлюзов Мариинской системы запрягли лошадей, которые, двигаясь по берегу и подгоняемые хлыстами с потугами, тянули его против течения.

Проход в узких местах сопровождался многочисленными «ДТП», док сталкивался с встречными судами, цеплял свисающими якорями встречные баржи, обдирал стены шлюзов и из-за большой инерции ударялся в их ворота. Из капитанской рубки не было видно, что происходит впереди дока. Так что на нос выставлялись матросы, которые зорко глядели вдаль и, если видели там мель или какое препятсвие, извещали об этом. Однако рации не было. Потому при виде опасности «смотрящие» издавали зычный матерный вопль. Он и был сигналом для капитана. На судне отсутствовали какие-либо удобства, посему все нужды справлялись в ведра, а потом сливались за борт. А однажды подлодка чуть было не залегла раньше времени на дно. При прохождении через Ладожское озеро начался шторм, и док едва не затонул, а 10 ноября наконец прибыл в Питер. Впрочем, подобные трудности приходилось преодолевать в каждом плавании с «Красного Сормова» на Балтику.

РАБОТАЛИ ПО-СТАХАНОВСКИ

Партия требовала от сормовичей все больше и больше подлодок. При этом на трудности никто внимания не обращал. Топливо, металл, оборудование поставлялось некомплектно и в недостаточных количествах, часто путались сорта стали, то есть нужный ассортимент не поставлялся, зато ненужным были завалены все склады. В то же время за невыполнение плана руководство постоянно грозило репрессиями и расстрелами. Некомплект рабочей силы призывали компенсировать многостаночничеством и брать пример со Стаханова. Чертежи также приходили с опозданием, потом по 30 раз пересматривались, и, зарывшись в ворохи бумаг, инженеры просто не успевали вносить изменения в технологию. Получалось, что одна и та же деталь отливалась по одной технологии, прессовалась по другой, обжигалась по третьей и так далее. В процессе ковки, в целях экономии времени, были опущены несколько промежуточных этапов. Грубо нарушался технологический процесс закалки - вместо масла калили в воде. Детали подлодок разбрасывались, терялись, по несколько раз снова заказывались. Наиболее ценные, изготовленные из цветных металлов, под шумок нещадно расхищались.

Из-за нехватки сырья в дело шло что попало. В 1939 году на сборке лодок серии «М» не хватило металла для килевых листов. В результате один лист был «изготовлен» из отходов другой серии, второй - из ранее забракованного металла по расслоению! Ежемесячный расход чугуна в январе - феврале составлял 4500 тонн, а поставлялось только 2700 - 2800 тонн. Недостача компенсировалась за счет отходов второсортного металла и прочего мусора. В результате повышалось и водоизмещения судов. Например, норма водоизмещения судна IX серии составляла 837 тонн, а у подлодки C-8 оно было 845 тонн, норма водоизмещения судна XII серии составляла 204 тонны, а у подлодки М-97 оно было 213 тонн и т.д. Некоторые виды снабжения и вовсе удовлетворялись всего на 2%. Поставляемые же материалы часто не соответствовали ТУ. К примеру, заводы им. Петровского и им. Дзержинского поставляли судовую сталь, которую катали «по собственной технологии».

ВРЕДИТЕЛИ И ПРОГУЛЬЩИКИ

Особое слово о хваленой трудовой дисциплине и ответственности. Ничего этого не было и в помине, а порой происходили и совершенно безобразные случаи, в то время квалифицировавшиеся как вредительство. Например, в марте 1937 года на завод прибыла цистерна с серной кислотой. Цистерна была заляпана грязью. Рабочие не смогли рассмотреть, что на ней написано, и «по ошибке» кислоту слили в нефтепродукты, предназначенные для электростанции. Затем цистерну все же отмыли и, прочитав название, пришли в ужас. Но главный энергетик все равно разрешил использовать топливо с кислотой по назначению. В результате разъело все форсунки и заглушки, нефть с кислотой хлыстала из всех щелей, и завод остался без электричества.

Нарушения трудовой дисциплины носили массовый характер. Пьянство на рабочем месте было обыденностью. Например, отмечая Новый 1939 год, на производстве напились водки слесари Герасимов и Чугренин, в качестве третьего пригласив машиниста Зимина. Дойдя до искомой кондиции, они устроили дебош в судостроительном цехе, причем последний запустил молотком в мастера Семенова, сделавшего пьяницам замечание.

Метатель оказался, несмотря на состояние, весьма метким. И молот, попав прямо в цель, нокаутировал доброхота. Всего же за этот год было зафиксировано 6944 прогулов, 9887 случаев нарушения трудовой дисциплины, в т.ч. 444 случая пьянства на производстве. При этом заводское начальство без разбора сотнями увольняло подчиненных, беря на их место кого попало. За 1937 - 1940 годы на «Красное Сормово» было принято 30,9 тыс. человек, а уволено 30,5 тыс. человек. Естественно, что не о какой передаче опыта и ответственности за брак не могло быть и речи. Массовые дефекты начинали выявляться уже после сдачи субмарины флоту, а к тому времени бракоделы уже успевали уволиться.

«ЖЕЛЕЗНЫЕ ГРОБЫ» В БОЯХ ЗА РОДИНУ

Но вот началась война, и пришло время детищам «Красного Сормова» послужить родине. Всего в боевых действиях приняли участие 44 сормовские подводные лодки серий: Х («Щуки»), ХII («Малютки») и «Эсок», изготовлявшихся по немецкому проекту. Какова же была эффективность боевой деятельности субмарин сормовской постройки? «Малютки», воевавшие в составе КБФ в течение всей войны, потопили всего 2 судна (одно предположительно). При этом было потеряно 7 единиц! На Чёрном море отличилась М-111, которая под командованием Я.Иосселиани потопила 7 буксиров, лихтеров и барж противника.

Боевое использование лодок типа «Щука» и «Эска» сопровождалось особенно большими трудностями, связанными с ненадёжной работой механизмов, отказами торпедных аппаратов и самих торпед. Например, Щ-308 «Семга» несколько раз сталкивалась с советскими буксирами и транспортами, часто выходило из строя различное оборудование.

Выучка и боевой дух личного состава также оставляли желать лучшего. Зачастую командиры, давая себе отчет, что за «супермашинами» они управляют, не решались атаковать выгодные цели, если не были уверены в благополучном для себя исходе атаки, а потом срывали злость на беззащитных землечерпалках и рыболовных траулерах «нейтралов». При этом зачастую какая-нибудь ржавая шаланда могла быть вполне записана «вспомогательным крейсером». Точность торпедной стрельбы была исключительно низкой. Подлодка Щ-421 выпустила по судам противника 23 торпеды, из которых в цель попали только 2. С-101 выпустила по противнику 37 торпед, добившись всего трёх попаданий. 7 подлодок и вовсе не потопили ни одного судна противника, безтолку проплавав всю войну и воюя не с немцами, а с судовыми механизмами.

На лодке С-12 во время одного похода вышли из строя перископы, заклинило орудия, отказали две торпеды, сломались все носовые торпедные аппараты и др. Наиболее удачливой из сормовских подлодок считается С-13 Маринеско, которая 30 января 1945 г. у Данцингской бухты потопила немецкий пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф». Эта атака на безоружный транспорт, за неимением других успехов, была потом названа чуть ли не «атакой века». Всего наши подлодки потопили около 50 судов противника из нейтральных стран водоизмещением примерно 130000 тонн. Такой же тоннаж потопил всего один германский подводник Э.Эндрасс, занимающий 19-ое место в списке асов подводного флота рейха. 29 подводных лодок погибли, причем около половины не от вражьих бомб и мин, а по причине аварий и катастроф. Не было спасено ни одного моряка, и для всех них сормовские подлодки стали «железными гробами.»

Дмитрий Дегтев (Ленинская смена)

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 13

владимир 15.01.2007 22:31:00
написано хлестко однако неверно в каждом историческом факте для самолюбования можно найти оправдания собственной ненависти к советскому строю случайно увидел этот опус и очень был удивлен вашим желанием найти плохое в обычной работе попробуйте описать в таком ключе посещение королевы собственного внука в военном училище или полет президента сша на собственное ранчо уверяю вас описание этого в стиле евриодикторства на радио эхо москвы не доставит вашим друзьям из сша удовольствия один факт на технике сша по лендлизу надо было воевать а теперь прикиньте сколько танкистов летчиков и так далее было в ссср и как росла страна. специльно. без знаков препинания так как для вас это не нужно
нет 30.08.2006 00:04:00
Недавно вышло продолжение этой статьи "Железные гробы 2", читайте в интернете на сайте "Ленинской смены"!
Alexey 09.01.2006 21:40:00
Таких моральных уродов еще в газетах печатают?
Дмитрий Дегтев 15.11.2005 12:47:00
Интересно, что значит "отмодерить"? Долго голову ломал. Кстати, можете писать по адресу fau109@rambler.ru, а не сюда, там и обсудим. Кстати об "изложении". Излагаю в соответствии со стилем газеты. Если читали мои статьи в АиФе, Н. рабочем и других, там изложено по другому.
keenee 14.11.2005 13:37:00
То что техника наша была и есть далекой от совершенсва наверное правда, как конкретно про лодки не знаю, но в целом техники нашей поломалось подбито втрое против немецкой. И про бытовое пьянство тоже верю - куда же без него. Но то как это "молодой историк" излагает не лезет ни в какие ворота.
GronD 14.11.2005 11:30:00
взгляд с другой стороны http://sormovich.narod.ru/2005/25/10/
МДС 14.11.2005 11:00:00
Отмодерить бы гада!
Дмитрий Дегтев 14.11.2005 09:12:00
Кстати войну выиграли не мы, а США!
Дмитрий Дегтев 14.11.2005 09:09:00
Кстати, готовлю новый материал, о том как Р.Алексеев украл все свои экранопланы и метеоры у немцев, а Калашников свой "суперавтомат" у Х.Шмайссера
Леонид 25.10.2005 15:24:00
Тебе надо дать от Гебельса какую-нибудь премию. Прям не мы войну выиграли, а немцы ее просто сами проиграли, потому-что не умели воевать. А Тирпиц просто стоял в шхерах, потому что на него уголь и дизтопливо не завезли по немецкому разгильдяйству.
Дмитрий Дегтев 14.10.2005 09:41:00
Хуля вы понимаете в истории, а Маринеско - козел вонючий, военный преступник, никаких фашистов на Густлове не было, а уж крейсер этот пьянчуга никогда не топил, ни один крупный боевой кораболь наши подлодки за всю войну не потопили. Кстати Лунин (якобы пьяная рожа торредировал Тирпиц) тоже набрехал про свою "атку века-2"
С.Зубков 30.05.2005 13:04:00
А чтоже автор не написал, что на борту пассажирского лайнера "В.Густлофф" находилось около 7000 фашистских военных моряков, экипажей подводных лодок. Атака , блестяще проведённая командиром лодки Александром Ивановичем Маринеско со стороны берега, действительно, а не "чуть ли", как пишет автор, была названа атакой века. При возвращении на базу, лодкой Маринеско был потоплен немецкий крейсер. Автору: Взялся писать- изучай историю не по доносам, а по свидетельствам очевидцев.
Dekster 17.05.2005 22:29:00
Ну и ПИСАКИ!!! *восхищенно выругался* Особенно про цветмет который тащили не иначе как внукам. Потому что пункты по ему приему появились только лет через 70.