Нижегородское предприятие с простым и одновременно емким именем “Транспорт” полтора десятилетия строит гусеничные транспортно-технологические машины

20.05.2005
Просмотров: 2325

“Тайга”, “Руслан” и кое-что еще...

...Сегодня, видимо, уже немногие вспомнят, что широкая публика впервые увидела продукцию ЗАО “Транспорт” на одной из специализированных автомобильных выставок, проходивших на Нижегородской ярмарке. Это произошло уже более десяти лет назад, и с тех пор “градиент” работ, выбранный фирмой, остался практически неизменным — все шло лишь по пути совершенствования конструкции и наращивания потенциала.

В апреле нынешнего года, когда специалисты предприятия знакомили меня с производством своих машин, они почему-то упорно не хотели признаться, что в одном из цехов находится то, что в недалеком прошлом представляло собой образец “раннего творчества” предприятия — это были останки вездехода модели ТТМ-3902, первенца ЗАО “Транспорт”. Однако вовсе не нужно быть, что называется, семи пядей во лбу, чтобы идентифицировать данную машину по отдельным элементам конструкции — кабине, заимствованной у внедорожника ГАЗ-66, и опорным каткам от изготавливаемого Заволжским заводом гусеничных тягачей снегоболотохода ГТ-С, например.

Много воды утекло с тех пор. Горьковский автозавод, в частности, прекратил строить “шишигу”, и тогда “Транспорту” срочно пришлось искать иные конструктивные решения — прилаживать к своей транспортно-технологической машине кабину от серийного КамАЗа. Она все-таки и попросторнее, и покомфортабельнее будет. А интерес потребителя к направлению деятельнос-ти ЗАО “Транспорт” побудил последнее серьезно расширить номенклатуру выпускаемой продукции — так помимо однозвенной “Тайги” (ТТМ-3902) и двухзвенного “Руслана” (ТТМ-4901) со временем появилось транспортное средство модели “6901”, причем каждое последующее из перечисленных уходило все дальше и дальше от своего образца для подражания — упомянутого выше ГТ-С.

Бесспорно, сегодняшняя серийная продукция нижегородской фирмы обладает целым рядом преимуществ в сравнении с ее российскими аналогами, имеющими, как правило, “конверсионное” происхождение. Прежде всего, машины от “Транспорта” созданы для использования именно в гражданских целях, а потому в их конструкции, как правило, применяются общедоступные и недорогие материалы и комплектующие. Достоинство этих вездеходов (опять-таки в сравнении с аналогами, предназначавшимися в первую очередь для нужд армии) — комфортабельные салон и рабочее место водителя, имеющие хорошую обзорность, звукоизоляцию и возможность управления микроклиматом. Нижегородские вездеходы не на словах, а на деле обеспечивают свободные вход и выход экипажа в зимней одежде из кабины и салона. Кроме того, на более поздних моделях традиционные рычаги уступили место обычному рулю.

Далее, моторный отсек вездеходов выполнен внутри кузова. Это позволяет проводить обслуживание узлов и агрегатов транспортного средства независимо от погодных условий. Все три семейства, предлагаемые сегодня потребителю (“3902”, “4901”, “6901”), в стандартной комплектации оснащаются российским либо белорусским дизельным двигателем. В случае с “Тайгой” это 136-сильный минский Д-245.9, двухзвенный “Руслан” получил 300- сильный КамАЗ-740.14-300, а на транспортное средство “6901” устанавливается опять-таки 300-сильный ЯМЗ-238Б. Высокую проходимость вездеходам обеспечивают пневмогусеницы либо гусеницы с эластичными уширителями, позволяющие, например, щадить растительный покров при движении по тундре. По желанию пользователя машины могут комплектоваться и специальными асфальтоходными гусеницами с повышенным ресурсом.
Немаловажный момент — все три машины позиционируются как базовые с возможностью создания на их основе целого ряда специализированных модификаций путем установки разнообразного технологического оборудования. Такие спецмашины ЗАО “Транспорт” уже разработаны и нашли своего заказчика, более того, их номенклатура постепенно становится шире и шире, но об этом мы поговорим уже в другой раз.

Краткая техническая характеристика продукции ЗАО “Транспорт” (по данным производителя)

Модель "3902" "4901" "6901"
Среднее давление на грунт, МПа 0,015 0,016 0,02
Максимальная скорость, км/ч 45 48 18
Двигатель Д-245.9 (136 л. с.) КамАЗ-740.14-300 (300 л. с.) ЯМЗ-238Б (300 л. с.)
Трансмиссия Механическая Механическая Механическая
Тип гусеницы Резино-металлическая Резинометаллическая Цевочного зацепления, с пневмотраками
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм 6050х2940х2600 11570х2930х2660 8700х4160х3400
Дорожный просвет, мм 400 400 500
Запас хода по топливу, км 400 500 Нет данных

Справка

ЗАО “Транспорт” (Нижний Новгород), существующее как самостоятельное предприятие с 1989 года, выпускает малыми сериями плавающие гусеничные транспортно-технологические машины различного назначения, предназначенные для работы в сложных природно-климатических условиях. В настоящее время ЗАО “Транспорт” выпускает три модельных ряда гусеничных плавающих снегоболотоходов — одиночные ТТМ-3902 и ТТМ-6901, а также двухзвенные ТТМ-4901. Творческий коллектив фирмы является представителем существующей с 1947 года в нашем городе школы “вездеходчиков” Горьковского индустри-ального института (впоследствии — Горьковского политехнического
института, Нижегородского политехнического института, Нижегородского государственного технического университета).

Фото Олега ТИМИРЯЗЕВА

Фото Олега ТИМИРЯЗЕВА

Олег Тимирязев

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.