Подозрительно дешевый бензин

20.05.2005
Просмотров: 5295

Ценовая политика “Лукойла" может разорить мелких частников.

Необычная ситуация сложилась на нижегородском рынке нефтепродуктов. Начиная с средины апреля доминирующая на региональном рынке компания “Лукойл" удерживает самые низкие цены на своих АЗС.

Это устраивает автолюбителей, но не нравится конкурентам и антимонопольной службе. Во второй половине апреля розничные цены на автомобиль-ное топливо, пребывавшие в состоянии покоя с ноября прошлого года, поползли вверх. Это происходит ежегодно в связи с сезонным увеличением спроса, и, как правило, на разных автозаправках ценники переписываются практически одновременно. Но на этот раз цены на АЗС “Лукойл-Волганефтепродукт" не изменились. И вот уже около месяца стоимость топлива здесь на 0,5—1 руб. ниже, чем на всех остальных заправках. Похожая ситуация наблюдается и в ряде других регионов, где “Лукойл" доминирует на рынке нефтепродуктов.

Как известно, в декабре прошлого года глава “Лукойла" Вагит Алекперов пообещал главе государства Владимиру Путину не повышать цены на бензин — и выполнил обещание.

В Нижегородской области “Лукойлу" принадлежит примерно треть АЗС. И такая ценовая политика компании, конечно, устраивает автовладельцев. Однако другие участники рынка, а именно частные предприниматели, торгующие нефтепродуктами на своих АЗС, считают ее как минимум некорректной. В Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) обращения от них поступают практически ежедневно, рассказал начальник отдела антимонопольного контроля Игорь Девятайкин. “Дело в том, что, удерживая розничные цены на нефтепродукты, компания “Лукойл" постоянно повышает оптовые, — поясняет он. — Оптовые цены сейчас уже сравнялись, а по некоторым видам нефтепродуктов превышают розничные. Предприниматели, которые звонят нам практически ежедневно, говорят, что им впору закрывать свои АЗС. Установить цены, значительно превышающие цены “Лукойла", они не могут. А покупать, к примеру, “девяносто второй" бензин оптом по 14 рублей за литр и продавать в розницу по 13,5 — какой смысл?.."

“Лукойлу" принадлежит более 40% мелкооптового рынка нефтепродуктов в регионе. На нефтебазах регионального дилера компании — ОАО “Лукойл-Волганефтепродукт" закупают топливо мелкие частники. “Работать что на оптовом рынке, что на розничном стало убыточно, — говорит частный предприниматель Андрей Чернышев. — При нынешнем уровне цен проще закупать топливо у “Лукойла" в розницу бензовозами и продавать на своих АЗС. Если такая ситуация продлится еще неделю-две, предпринимателям придется сворачивать свой бизнес". По словам Чернышева, сейчас ряд нижегородских предпринимателей готовят письменное обращение в территориаль-ное управление ФАС с просьбой “защитить их от произвола нефтяной компании “Лукойл".

Впрочем, управление ФАС еще в начале апреля разослало запросы в НК “Лукойл", ОАО “Лукойл-Волганефтепродукт" и на Кстовский нефтеперерабатывающий завод. “После того как необходимую информацию мы получим и проанализируем, будем принимать решение. Скорее всего, будет возбуждено дело по признакам нарушения закона о конкуренции, — говорит Игорь Девятайкин. — С точки зрения потребителя, ценовая политика “Лукойла" хороша. Но это бомба замедленного действия. Опасность заключается в том, что своими действиями “Лукойл" может обрушить нижегородский рынок нефтепродуктов, устранить мелких участников. То есть такая политика уменьшает конкуренцию на рынке. Предприниматели теряют оборот, выручку, несут убытки. А спрос ведь никуда не девается: потребитель просто уходит к “Лукойлу" — и там оборот растет". По словам Игоря Девятайкина, на изучение ситуации потребуется “месяц или два": “Мы должны проработать ее тщательно, чтобы решение было не политическим, а правовым".
“Если мы выдадим предписание повысить розничные цены, общественность нас не поймет, — добавляет он. — Но есть другие механизмы, чтобы заставить “Лукойл" работать по правилам".

А в компании “Лукойл-Волганефтепродукт" считают, что претензии предпринимателей вызваны “не низкой рентабель-ностью их бизнеса, а отсутствием сверхприбыли". “Частные предприниматели привыкли к сверхвысокой марже, — говорит начальник отдела по связям с общественностью Даниил Смирнов. — В Нижегородской области их рентабельность доходит до 30%. А у “Лукойла" средняя рентабельность в регионе 5—7%". По словам Смирнова, вся информация, необходимая антимонопольщикам, сейчас готовится и будет предоставлена в назначенный срок. Но нынешнюю ситуацию он называет парадоксальной. “ФАС просит объяснений, когда считает наши цены высокими и когда считает их низкими. Непонятно, что же требуется: повысить цены или понизить. Если речь идет о том, чтобы соотнести оптовые и розничные цены, значит, розничные придется повысить. И мы не исключаем, что в ближайшие неделю-две это произойдет", — сообщил Смирнов в минувшую пятницу. Однако уже в понедельник цены на АЗС “Лукойл-Волганефтепродукт" слегка подросли. Впрочем, пока они по-прежнему остаются самыми низкими в регионе.

Ольга САФРОНЫЧЕВА, Биржа+Авто

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.