Метро в Нижнем достроят через... 90 лет

05.08.2005
Просмотров: 3066

Следователи продолжают подсчитывать миллионы, расхищенные по ходу Строительства «подземки»

Сколько раз на дню у нижегородцев портится настроение, когда они проезжают мимо недостроенного метромоста!

- Вроде и опоры уже готовы, - частенько слышишь в маршрутке, а моста все нет. Сейчас мы давно уже под Московским вокзалом бы проезжали... По сводкам ГИБДД количество автомобилей неуклонно растет с каждым годом. Во многом нормальному движению на дорогах мешают маршрутки. А выход один - метро, которое согласно проекту должно связать нагорную и заречную части города. Каким должен быть метрополитен будущего? Почему его так долго нет и что нужно сделать, чтобы это будущее приблизить? Ответ на эти и другие вопросы -

в нашей статье.

Метромост будет прозрачным

Если мост для метро вообще когда-нибудь появится, он будет уникален - такого нет пока ни в одном российском городе. В его металлической конструкции предусмотрены стеклянные окна - прежде всего из эстетических соображений. Пассажиры, выскочив из-под земли, смогут любоваться окскими берегами. А со стороны мост будет казаться прозрачным. Он будет совмещенным: на нижнем уровне будут ездить поезда, на верхнем - автомобили. Протяженность нижегородского метромоста - 1234 метра. Высота бортов - 7 метров.

Новые дома теснят подземку

Станцию «Горьковская» предполагают построить возле ГУВД. Потом линия метро выйдет к оперному театру и к площади Сенной. В самых отдаленных перспективах - строительство тоннеля вдоль Волжского откоса и выход к Верхним Печерам. Кстати, это уже новый, пересмотренный план. Согласно проекту 1988 года метро должно было идти от площади Горького к площади Минина. Однако для этого необходимо разрыть на некоторое время Звездинку. Сейчас эта улица застроена, и о выходе к площади Минина не может быть и речи. Причем нет никаких гарантий, что градоправители защитят от застройки участок напротив здания ГУВД. Тогда о метро в нагорной части вообще можно забыть.

Под землей будут ездить наши правнуки

По словам заместителя главного инженера муниципального учреждения «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» Сергея Горбунова, нормативный срок строительства метромоста - шесть лет. Однако основная работа (то есть возведение опор под водой) уже сделана. Теперь никакой паводок дальнейшему строительству не помешает. И при хорошем финансировании, как считает Сергей Горбунов, метромост можно достроить за три года. Чтобы проложить тоннель до площади Горького и построить там станцию, потребуется также около трех лет. Но, чтобы уложиться в эти сроки, нужно 9 миллиардов рублей, которых нет ни в городском, ни в областном бюджете. Каждый год на строительство метро в Нижнем государство отпускает по 100 миллионов рублей. Нетрудно подсчитать, что при таком положении дел мечты нижегородцев сбудутся через 90 лет - без учета инфляции.

Что предстоит сделать?

1. Снести ряд жилых домов, которые мешают строительству. Как нам сообщили в Главном управлении по строительству метрополитена, в общей сложности это около 100 квартир.

2. Снести два склада, принадлежащие Нижегородскому комбинату хлебопродуктов. Они мешают строительству опор метромоста на правом берегу Оки. Однако перед этим нужно возвести в другом месте новые склады - за счет городского бюджета.

3. Достроить опоры метромоста: три на левом берегу и четыре на правом.

4. Достроить пролеты. Как хорошо видно всем проезжающим мимо будущего метромоста, пролеты уже начали монтировать. Однако сделали лишь 63 метра.

5. Построить подъезды к метромосту - и с левого, и с правого берега.

6. Прорыть два 120-метровых тоннеля от станции «Московская» до выхода на мост.

7. Прорыть тоннель от правого берега Оки до предполагаемой станции «Горьковская». Длина тоннеля - 1,5 километра. Это стоит приблизительно 2,5 миллиарда рублей.

8. Прорыть котлован для станции «Горьковская» и построить станцию. Стоимость этих работ - 2 миллиарда рублей.

9. В очень отдаленном будущем - построить остальные ветки метро. Стоимость не подсчитывалась.

Нижний подарил иностранной фирме несколько миллионов

Тоннели для метро делаются сегодня не вручную. Их роет специальный проходческий щит. Как нам сообщили в Главном управлении по строительству метро в Нижнем Новгороде, несколько лет назад такой специальный щит заказали иностранной фирме Lovat. Был заключен договор по которому фирма делает щит, а мы полностью оплачиваем его стоимость. Тогда она была равной 18 миллионам долларов. Устройство было изготовлено, однако муниципалитет города Нижнего Новгорода смог найти только 12 миллионов. Договор был нарушен, и щит до сих пор к нам не привезли. - Я сильно сомневаюсь, что фирма Lovat до сих пор дожидается, когда же мы найдем деньги, - говорит Сергей Горбунов.

Сейчас метрострой под капельницей

Напомним, что на сегодняшний день метро находится в муниципальной собственности. На его строительство каждый год выделяется лишь 20 процентов из федерального бюджета. Это не более 100 миллионов. Остальное якобы должен вкладывать муниципалитет, но у города таких денег нет. Поэтому столь вяло идет сейчас строительство метромоста. Вплоть до 2000 года расклад был совсем другим: федерация выделяла на строительство метро 50 процентов. Однако и после 2000 года возведение моста не стояло на месте: основная часть денег поступала из Дорожного фонда. Но в 2003 году был отменен дорожный налог, и уже три года подряд Дорфонд не выделяет ни копейки на метростроение.

Где взять деньги?

Всем понятно, что при таком положении дел мало кто из ныне живущих увидит станцию «Горьковская». Нужно что-то делать. Городская власть уповает на милость федерации - ведь у государства наверняка найдутся деньги на наше метро. Исходя из этих соображений, мэр города Вадим Булавинов направил в прошлом году сразу два письма - одно в Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, другое в Министерство транспорта РФ. В письмах этих была всего лишь одна просьба: придать нашему метро статус федерального объекта. А в пресс-службе губернатора нам сообщили, что буквально месяц назад Геннадий Ходырев обратился в российское правительство с аналогичной просьбой. Москва молчит. Между тем заместитель директора департамента структурного реформирования Министерства транспорта Российской Федерации Ирина Данилова сообщила нам по телефону, что правительство начало работу по сокращению федеральных объектов. Учитывая политику Московского Кремля, можно оставить надежду на изменение статуса нашего метро.

Торговцы помогут построить манеж

Депутат Городской Думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев, курировавший когда-то в мэрии строительство метро, считает, что серьезную помощь могут оказать инвесторы, которые почему-то не привлекаются. Более 20 процентов от всей стоимости строительства можно внести благодаря инвестициям:

- Возведение станции «Горьковская» позволит поместить под землю множество торговых точек, - говорит Сергей Абышев, - и у нас в городе будет свой Манеж, не хуже московского.

Мы все тащили понемногу...

А пока строительство метро сходит на нет. Как тут не поживиться «расхитителям социалистической собственности»! Хищения ведутся в различных размерах - от самых скромных до крупных. По версии Следственного управления ГУВД Нижегородской области, самым нескромным оказался генеральный директор ООО «Строймост» Антон Аверин. Как утверждают следователи, господин Аверин просто оставил у себя часть денег, выделенных Дорожным фондом на строительство метромоста. Общая сумма хищений может составить более четырех миллионов рублей.

Немного скромнее оказалась задержанная в 2004 году преступная группировка. По ночам молодые люди воровали металлоконструкции, предназначенные для строительства все того же чудо-моста. Имущества было похищено на сумму три миллиона рублей.

Что касается построенного метро, начальник отдела милиции Нижегородского метрополитена Александр Тихомиров причин для беспокойства не видит:

- Последний случай хищения был шесть лет назад: утащили несколько бобин с кабелем. Гораздо сложнее дело обстоит со строительством метрополитена. Например, за несколько месяцев до пуска станции «Буревестник» там производились хищения цветмета - алюминиевой и медной проволоки. Скорее всего, тут были замешаны и строители, и частные охранники. Вред, принесенный ими, подсчитать уже невозможно...

Егор Верещагин

Источник: Нижегородский рабочий
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.