Экспресс по-нижегородски

18.03.2004
Просмотров: 1548

Скоро мы будем доезжать на поезде до Москвы за три с половиной часа!

На прошлой неделе на Горьковской железной дороге произошло два события: в путь отправился “Буревестник", оборудованный новыми вагонами, а губернатор области Геннадий Ходырев и начальник ГЖД Шевкет Шайдуллин подписали протокол о намерении создать совместную компанию по пригородным перевозкам ОАО “Экспресс — Пригород НН".

“Буревестник" обзаведется братом

Не так давно “МК в Нижнем" рассказывал о договоре о социально-экономическом сотрудничестве, который подписали в феврале Горьковская железная дорога и администрация области. Один из наиболее важных пунктов этого договора - обновление подвижного состава. И вот на днях руководство ГЖД продемонстрировало вице-президенту Российских железных дорог Сергею Козыреву и губернатору Геннадию Ходыреву, как оно выполняет свои обязательства. От платформы Московского вокзала отошел полностью обновленный фирменный поезд “Буревестник".

Регулярные рейсы ускоренный поезд “Буревестник", преодолевающий расстояние от Нижнего до Москвы за пять часов, начал совершать с 28 декабря 2002 года, став своеобразным новогодним подарком руководства ГЖД нижегородцам. За это время он стал одним из самых популярных скоростных поездов. И вот - новый подарок пассажирам от руководства ГЖД.

Общая стоимость восьми вагонов, реконструированных и модернизированных на предприятиях Горьковской магистрали, составляет около 10 миллионов рублей. Два вагона, оборудованные баром и телевизорами, рассчитаны на 40 посадочных мест. Шесть рассчитаны на 56 мест каждый. В четырех вагонах кресла расположены, как в самолете, в остальных сгруппированы в виде мини-купе со столиком на каждые четыре кресла. В окнах установлены стеклопакеты, стекло покрыто специальной пленкой, исключающей разлетание осколков при ударе.

Летом руководство ГЖД намерено пустить “Буревестник-2". Недостаток нынешнего поезда - раннее отправление, поэтому второй поезд будет уходить несколько позднее. Планируется, что его состав будет укомплектован новыми вагонами Тверского вагоностроительного завода. По словам Шевкета Шайдуллина, это принципиально новые вагоны, предназначенные для движения со скоростью до 200 километров в час. Такими же вагонами будет укомплектован поезд Москва - Санкт-Петербург.

Сейчас руководство Горьковской железной дороги решает вопрос о сокращении времени движения поездов до Москвы до трех с половиной часов. Кроме того, в ближайшее время намечено пустить еще один ускоренный электропоезд Нижний Новгород - Киров, а также скоростной поезд Нижний Новгород - Казань. На нем до столицы Татарстана можно будет добраться за б часов 30 минут.

Прибыль вместо убытков

Но как бы часто ни ездили нижегородцы в Москву на ускоренных поездах, в электричках они ездят все-таки гораздо чаще - на работу, на дачу, за грибами. Пригородные перевозки, как известно, везде убыточны. Это одна из наиболее проблемных сфер всех железных дорог России. Из 68,8 миллиона пассажиров, перевезенных Горьковской магистралью в 2003 году, 61,5 миллиона было перевезено в пригородном сообщении, Себестоимость перевозки одного пассажира по одной 10-километровой зоне колеблется от 8 до 12 рублей. А стоимость проезда в соответствии с соглашениями о социально-экономическом сотрудничестве, которое руководство дороги заключило с регионами, по территории которых проходит ГЖД, не превышает пяти рублей (в Нижегородской области стоимость проезда в одной зоне - 4 рубля 60 копеек). То есть проезд каждого пассажира по одной зоне приносит ГЖД от трех до семи рублей убытков. Эти убытки в рамках упомянутых соглашений покрываются за счет бюджетов регионов.

Чтобы снизить убыточность пригородных перевозок за счет использования рыночных механизмов, администрация области и руководство ГЖД решили совместными усилиями создать специализированную компанию ОАО “Экспресс - Пригород НН". При этом поставлено два важных условия: не должно допускаться резкое повышение цен на билеты и должны сохраняться льготы для пассажиров.

Сегодня правом льготного или бесплатного проезда пользуется около 20 процентов пассажиров Горьковской железной дороги. Создание компании предполагает заключение договоров о возмещении расходов за проезд льготников между ОАО “Экспресс - Пригород НН" и администрацией области. При этом оплату проезда железнодорожников в пригородных поездах ГЖД намерена взять на себя. С созданием компании будет наведен строгий учет всех пассажиров, пользующихся льготами. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, будут предъявлять соответствующий документ в кассе.

Создание пригородной компании - новое дело для ГЖД. Но для Российских железных дорог это уже не новинка. По словам вице-президента ОАО “РЖД" Сергея Козырева, уже четыре пригородные компании успешно работают на Западно-Сибирской железной дороге. Благодаря грамотному взаимодействию учредителей -руководства дороги и регионов - финансирование убыточных перевозок здесь стало более эффективным. Как сказал Сергей Козырев, 2004 год должен стать переломным: пригородные компании должны появиться на всех железных дорогах. В 24 субъектах Российской Федерации уже разрабатываются бизнес-планы новых структур. “Процесс пошел", - констатировал господин Козырев.

У нас в Нижнем процесс тоже не стоит на месте. Уже выработана схема финансово-правовых взаимоотношений ОАО “Экспресс - Пригород НН" с Горьковской железной дорогой и администрацией области. Планируется, что отношения между пригородной компанией и ГЖД будут строиться на основе генерального соглашения о взаимодействии, договора аренды транспортных средств и договора об оказании услуг по осуществлению пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. По словам начальника ГЖД Шевкета Шайдуллина, для новой компании важны не только хозяйственный результат и безубыточность, но и безопасность пассажиров, поэтому контроль за ней ГЖД оставляет за собой.

Отношения с администрацией области будут определяться договором на выполнение государственного социального заказа по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения и договором о возмещении расходов за проезд льготных категорий пассажиров. Выполнение социального заказа предусматривает льготы по налогообложению. По предварительной информации, уставный капитал новой компании составляет 100 тысяч рублей. 51 процент акций будет принадлежать ГЖД, остальные - Нижегородской области.

Кадры для производства и бизнеса

Подписание учредительного договора о создании пригородной компании было запланировано на март. Однако Геннадий Ходырев и Шевкет Шайдуллин ограничились подписанием протокола о намерении. По словам Геннадия Ходырева, документы уже готовы, загвоздка за малым - за кадрами, которые, как известно, решают все. Кандидатуры на должности первых руководителей компании, которые удовлетворяли обе стороны, оказались более востребованы на своих местах. Поэтому развитие ситуации будет зависеть от того, насколько быстро будут подобраны руководители нового акционерного общества. Кандидаты, по мнению губернатора, должны не только разбираться в производственных вопросах, но и в бизнесе. Поскольку покрывать убытки от пригородного сообщения планируется за счет хозяйственной деятельности, руководство компании должно уметь зарабатывать деньги не только на перевозках.

Учредительный договор планируется подписать в июне. До этого рабочая группа, в состав которой вошли представители Горьковской железной дороги и администрации области, должна разработать бизнес-план компании. Шевкет Шайдуллин уверен, что создаваемое акционерное общество, заинтересованное в получении прибыли, будет использовать различные рыночные рычаги и проявлять предпринимательскую инициативу.

Ирина МИХАЙЛИЧЕНКО, //инф.ст., “МК в НН" №21, 17.03.04., 16 полоса

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.