Иржи Неставал: «В России мы экстрима не испытываем»

Интервью с президентом Чешской среднеазиатской торговой палаты Иржи Неставалом.

«Мы бы хотели, чтобы чешские и российские предприятия имели возможность для ежедневных консультаций, — говорит президент Чешской среднеазиатской торговой палаты Иржи Неставал. — Для этого в прошлом году мы открыли в Нижнем Новгороде свое представительство, которое ежедневно работает на укрепление этих отношений, проведение бизнес-встреч. В этом Палата видит одну из своих целей».

Российские и чешские предприятия должны иметь возможность для ежедневных консультаций — об этом говорили участники миссии деловых кругов Чешской среднеазиатской торговой палаты в Нижнем Новгороде 8–9 апреля.

8 апреля делегация встречалась с представителями нижегородской власти и бизнес-объединений, а 9 апреля прошла биржа контактов с предпринимателями и представителями образования.

На встречах обсуждались направления сотрудничества, которые могли бы осуществлять Нижегородская область и Чешская Республика.

«На встрече с промышленниками мы договорились о том, что создадим координационный совет, рабочую группу, которая на постоянной основе будет взаимодействовать с представителями чешских деловых кругов», — рассказал во время церемонии открытия биржи контактов заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Никонов.

По его словам, направлений для сотрудничества много, поскольку в Чехии развиваются те же отрасли экономики, что и в Нижегородской области.

Как рассказал заместитель директора департамента международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области Артем Краснов, регион уже давно сотрудничает с Чешской Республикой: «Последние 14 лет у нас ежегодно проходили двусторонние мероприятия, среди которых бизнес-миссии и форумы.

Были созданы заделы в сфере образования, строительства объектов инфраструктуры. Товарооборот между Чехией и Нижегородской областью в 2013 году составил 11 млн долларов — это 16-е место среди внешнеторговых партнеров области.

В экспортно-импортных операциях с Чехией задействовано 146 предприятий. Сейчас в области работают семь совместных российско-чешских предприятий. Мы бы хотели, чтобы эти цифры росли».

О предложениях для нижегородских предприятий «Бирже» рассказали руководители чешской делегации.

— Представители каких отраслей нижегородского бизнеса были приглашены на встречу?

— Наша предпринимательская миссия состоит из двух групп: представители промышленности и образования. В поездке приняли участие предприятия, которые занимаются энергетикой, теплоэнергетикой, работают в сфере водоснабжения, утилизации отходов, коммунального хозяйства, нефте- и газопереработки, строительства, проектирования.

Партнеров из этих отраслей нам бы хотелось найти в Нижегородской области. Что касается образования, то мы пригласили представители власти, вузов, средних школ.

Наша палата уже больше года занимается привлечением российских студентов для получения образования и стажировок, докторантского образования.

— Какому бизнесу вы отдаете приоритет: крупному или мелкому?

— Для нас это не важно. Мы готовы поддерживать и средний, и мелкий бизнес, например, из сферы услуг или производства, интересен мелкий бизнес в сфере туризма.

Большой бизнес нас тоже интересует: это энергетика, технологии для ТЭЦ, электростанций, атомных станций, нефтегазовая переработка. Мы готовы сотрудничать на всех уровнях.

На сегодняшний день ряд чешских компаний находятся в руках российских инвесторов. Например, машиностроительные заводы, которые занимаются производством арматуры, много совместных партнерств в энергетике, как частных, так и государственных. Это — глобализация.

— Свою цель вы видите в том, чтобы рассказать российскому бизнесу о Чехии, или есть другие формы поддержки, например, помощь в выходе на чешский рынок?

— Мы не только поддерживаем чешских предпринимателей в России, мы — действующие партнеры российских и международных структур, например, Российского союза товаропроизводителей, ЕврАзЭС, Делового центра экономического развития СНГ.

Мы также поддерживаем российских предпринимателей на европейском рынке. Кроме этого, совместно с российскими партнерами мы работает на рынках стран третьего мира: в Афганистане, Пакистане, Иране.

— В некоторые европейские страны российскому бизнесу проще заходить через совместные предприятия с национальным бизнесом, чем самостоятельно. Как с этим обстоят дела в Чехии?

— Это личный выбор конкретного предпринимателя. У нас больше «чистых», не-совместных предприятий. В Чешской Республике никто не смотрит на владельца, все юридические лица работают в равных условиях. Возможно, в других странах по-другому.

— Как решается проблема языкового барьера?

— Особенность Чешской Республики в том, что все там говорят на русском языке, студенты учат русский в вузах, русскому обучаются чешские предприниматели. СНГ — это хороший рынок для нас, поэтому русский все понимают.

С другой стороны, чешский язык — это славянский язык, поэтому россияне его осваивают за короткое время, хотя, повторю, что большой необходимости в этом нет.

— А что касается барьеров административных?

— Нет, у нас их нет. Бизнес можно открыть быстро, в несколько дней и за копейки.

— А когда чехи приходят в Россию, с какими барьерами сталкиваются чаще всего?

— В принципе, когда речь идет об учреждении юрлица, сложностей тоже нет. Они возникают, когда встает вопрос о переходе с европейских стандартов на ГОСТы.

Но все это решаемо: никакого экстрима мы не чувствуем. С другой стороны, когда российская компания выходит с поставками оборудования на европейский рынок, она сталкивается с аналогичными трудностями.

— Торгово-промышленные палаты упрощают выход на чешский рынок или, если все так просто, предприниматель может сделать это самостоятельно?

— Каждый президент палаты вам скажет, что да, конечно, лучше через Палату. Можно через любую другую предпринимательскую ассоциацию, главное — иметь поддержку какой-либо структуры.

У них уже есть долгосрочный опыт, они знают все «тонкие» и опасные моменты, поддерживают своих клиентов, чтобы те не потеряли время и деньги. Мы хотим, чтобы у всех все получилось.

Для нас плохо, если предприятие получило плохой опыт, потому что потом это получает огласку — и другой бизнес остерегается инвестировать.

Но плохой опыт — это в 99% — неподготовленность самого предпринимателя, незнание законов, стандартов.

Поэтому первый шаг лучше делать через предпринимательское объединение — это гарантия экономической безопасности.

Источник: Биржа № 14 от 15 Апреля 2014


Ольга Панова, Биржа
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.