Конкурс «АСМАП-Профи»: как все начиналось

Конкурс «АСМАП-Профи», пожалуй, самый зрелищный и популярный среди тысяч профессиональных водителей-международников большегрузных автомобилей.

Конкурс «АСМАП-Профи», пожалуй, самый зрелищный и популярный среди тысяч профессиональных водителей-международников большегрузных автомобилей. Эти соревнования родились в Нижнем Новгороде и вскоре приобрели всероссийский масштаб. О том, как все начиналось, рассказывает один из его создателей — генеральный директор «Транс Инвест-НН» Валерий Павлович Волков.

Валерий Павлович Волков — генеральный директор «Транс Инвест-НН», заслуженный работник транспорта России, член Правления АСМАП. Лауреат премии Международного союза автомобильного транспорта «Лучший руководитель автотранспорта высшего звена».

— В этом году всероссийский конкурс «АСМАП-Профи» особенный — десятый по счету и к тому же совпадет с празднованием сорокалетия Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), под эгидой которой проводился все эти годы. Отборочные туры пройдены, впереди — финал.

Сегодня это уже не просто состязание большегрузов, это — масштабное всероссийское шоу с выступлениями водителей-профессионалов, выставкой новейшей техники и конкурсами для зрителей. История его началась в 2000 году, когда в Нижнем Новгороде впервые провели областной конкурс водителей магистральных автопоездов «Автопрофи». Состязание получилось настолько зрелищным, что на него обратили внимание в Ассоциации, под покровительством которой он перерос в общероссийский, став визитной карточкой АСМАП. Мы хотели привлечь внимание к отрасли, подчеркнуть значимость международных автомобильных перевозок для страны, показать свой уровень и развитие. Благодаря ему многие захотели прийти в профессию, а опытные водители получили стимул для совершенствования своего мастерства.

— А как вы сами пришли в международные перевозки?

— В сфере транспорта я работаю с 1971 года. В те времена уровень организации автомобильных перевозок был достаточно высоким, однако с распадом Союза рухнула централизованная система снабжения, а значит, и грузоперевозок. Оставшись без работы, мы искали выход, как выжить. В 1991 году решили попробовать себя в международных рейсах, тем более что именно тогда город стал открытым. Вместе с нами в числе первых на этом пути были компании «Волга-ВестТранс» и «ПолиАвтоТранс».

— Вы сразу вступили в АСМАП?

— Два года на международных перевозках мы набивали шишки. И только к 1993 году решили идти к старшим товарищам за опытом, став в числе первых членами АСМАП среди перевозчиков региона. С 90-х, по аналогии с Ассоциацией промышленников и предпринимателей, для диалога с властью и профессионального общения существовала Нижегородская ассоциация автотранспортников, которую возглавили Андрей Курушин, Юрий Гриднев, Вадим Фильченков и я.

— Как родилась идея конкурса?

— Дела на международных перевозках шли хорошо, мы начали активно обновлять парк и на одном из собраний нижегородской ассоциации захотели показать властям и жителям города наш новый уровень, а заодно сделать ярче свой профессиональный праздник — День работника автомобильного транспорта. К нам попало видео с прибалтийского конкурса мастерства водителей фур, и кто-то предложил провести такой же на площади Минина. Это казалось абсурдом. Грузовики у стен Кремля! В той же Прибалтике состязание шло вне населенного пункта.

— Что помогло реализовать задуманное?

— Мы сделали это благодаря поддержке друзей и коллег. Почти четыре месяца шла подготовка. Координатором стал Михаил Баринов, сотрудник газеты «Биржа плюс Авто», активно продвигали идею Анатолий Балыкин, руководивший фирмой «Пассаж», и Анатолий Добродий, возглавлявший Нижегородский государственный учебный комбинат автомобильного транспорта. Оценив идею, совершенно неожиданно городская администрация разрешила выехать фурам на главную площадь города.

— Первое шоу оправдало ожидания?

— В октябре 2000 года первый конкурс «Автопрофи» прошел с блеском. Прямо у стен Кремля, визжа резиной, многотонные машины состязались на время в фигурном вождении. Зрители были в восторге! Конкурс вел известнейший тогда спортивный комментатор Юрий Кириков, в 1980-м освещавший события Олимпиады, что тоже прибавляло веса и зрелищности.

Почетным гостем у нас был президент АСМАП Юрий Сергеевич Сухин, шоу ему очень понравилось, и ассоциация стала спонсором проекта.

Уже на следующий год среди спонсоров значились производители грузовиков Mercedes-Benz, Volvo и производитель прицепов Schmitz Cargobull, который учредил свой собственный переходящий приз. В качестве зрителей к нам приезжали коллеги из других регионов страны. Интерес к конкурсу рос. И в 2003-м в состязании вне зачета участвовали водители из Брянска, Москвы, Татарстана. До этого времени в командном зачете победы одерживали «ВолгаВестТранс» и «Транс Инвест-НН», а в личном — водитель нашей компании Александр Погодин, который четыре раза завоевывал первое место, причем дважды его призом становился автомобиль «Ока».

— Благодаря чему конкурс стал всероссийским?

— Состязание притягивало водителей из разных регионов, о нем заговорили по всей стране, и Юрий Сергеевич Сухин взял его под крыло АСМАП. В 2004 году мы приняли первый общероссийский конкурс «АСМАП-Профи», теперь его победитель становился лучшим в России. Перед заездами ребята месяцами тренировались, для гонки, словно породистых жеребцов, покупали лучшие импортные тягачи. Острота борьбы росла. Далее отборочные туры стали проводиться отдельно в каждом федеральном округе, а финал — в разных городах страны.

— Почему «АСМАП-Профи» стал таким популярным?

— Для водителей конкурс — испытание непростое. Нередко человек только пришел из рейса, его направляют на соревнование, а потом — снова в рейс. Победить здесь может только самый выносливый и опытный шофер. Отсюда уважение коллег и руководителей автотранспортных предприятий, ведь победа поднимает престиж и транспортного предприятия. Да и призы внушительные, за победу в личном и командном зачете — автомобиль.

— Вам не обидно, что конкурс ушел из Нижнего Новгорода?

— Конкурс из него вышел, как повзрослевший ребенок, ставший успешным и самостоятельным. Его этапы проводятся по всей стране: от Москвы до Брянска и Владивостока. По-моему, это здорово. К тому же люди, которые начинали его здесь, такие, как Курушин Андрей Николаевич и Фильченков Вадим Евгеньевич, продолжают это дело на общероссийском уровне.

Источник: Биржа № 25 от 8 Июля 2014


Иван Лапырин, главный редактор «За рулем — Нижний Новгород»
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.