Рулетка может привести к созданию собственного бизнеса

История создания магазина свободного времени "ХоббиДэй".

История Сергея Федюковича и его жены Надежды, владельцев магазина «ХоббиДэй», доказывает, что рулетка может привести и к внезапному озарению. И созданию собственного бизнеса — причем отнюдь не подпольного. А настольного и даже иногда напольного.

— Как все-таки приятно, когда люди начинают свою бизнес-стори не с сакральной фразы «Я не хотел работать на чужого дядю и потому…»! Так что у вас там за история с рулеткой, господа Федюковичи?

Надежда: — На мой день рождения осенью 2010 года подруга подарила мне рулетку — алкогольную! Я, конечно, удивилась: надо же, какие вещи производят в мире! Игру мы опробовали в тот же вечер — было весело и замечательно, а потом выпало несколько дней выходных, и нас все не отпускала подаренная идея! Дальше — больше: Сергей принес свежий номер делового журнала, а там — какое совпадение! — статья про настольные игры как бизнес-идею. И мы окончательно загорелись: это же прекрасное хобби не только для детей, но и для взрослых!

— Вроде и тема тогда не особо была развита в Нижнем, и сильной конкуренции здесь еще не было в 2010-м?

Надежда: — Да, все только зарождалось. Настольные игры можно было купить в «Детском мире» или книжном магазине, заказать из Москвы. Был также и ныне действующий замечательный клуб-магазин «Цитадель», но у них немного другая специализация. А первое антикафе с «настолками» — «Циферблат» — открылось позже, в 2012-м.

Сергей: — Мы отправили запрос на франшизу крупнейшей московской сети «Мосигра», на что нам ответили: «Извините, господа, но у вас в Нижнем Новгороде уже открывается наш магазин». Опоздали! Что делать? Но люди мы настойчивые, динамомеханизм в нас уже заработал, не остановить, — в общем, решили сделать свой магазин!

— Где деньги взяли на такие игры?

Сергей: — Прошлись по знакомым, собрали свои накопления, все-таки это не первый наш бизнес. Начинали мы с самых низов: с протянутой рукой, разумеется, не сидели, но на площадь Ленина вышли — продавать игрушки и шарики. Стартовый капитал — три тысячи рублей. Позднее были и магазин компьютеров, и готовый бизнес — бутик одежды, дела которого, к сожалению, оказались сильно приукрашены при сделке, и нам пришлось перепродать его за полцены.

— Чувствую, биографии великих бизнесменов вами читаны-перечитаны?

Сергей: — Еще не все, конечно, но мы в процессе. Добавьте к этому различные бизнес-тренинги и уйму книг по маркетингу. Если бы мне в детстве сказали, что я буду так много читать, — я бы не поверил!

— Учиться, учиться и еще раз учиться? Теперь я понимаю, почему вы именно на площадь Ленина вышли! А по профессии вы с Надеждой, простите, кто?

Сергей: — Педагог профессионального обучения, после автомеханического техникума окончил ВГИПУ. Мне всегда был интересен некий ораторский момент — но не трибунный, а при непосредственном общении с людьми, тет-а-тет. К тому же еще во время стажировок на ГАЗе и на Заводе коробок скоростей (в техникуме), я понял, что станок и вся эта зацикленная рабсистема «от звонка до звонка» — не для меня. Мне нужна свобода и радость достижения поставленных перед собой целей. Все каникулы напролет я работал: автомойка, лесопилка, стройплощадка, а после вуза трудился и в торговых компаниях, и в магазинах. В общем, искал себя — и в итоге понял, что мне нравится торговля.

Надежда: — А у меня диплом экономического факультета национальной экономики ННГУ. И скажу честно: то, чему нас учили (опыт огромных заводов и добывающих предприятий), за исключением редких интересных дисциплин, — для малого и среднего бизнеса оказалось абсолютно непригодным.

Сергей: — Вот если бы Надежда была президентом Газпрома — тогда другое дело!

Надежда: — Зато я видела, как ведут бизнес мои родители, у которых был садовый магазинчик. Мне было интересно, и я им даже что-то советовала — по поводу вывески, рекламы. И опыт продаж у меня появился еще в школе. Знакомый родителей торговал канцтоварами на Ярмарке, и нам с подругой предложили в школьные каникулы постоять за прилавком. Здорово! — подумала я — сама заработаю деньги на карманные расходы! Мы согласились и работали, как потом выяснилось, даже лучше постоянных продавцов. Кстати, после поступления в вуз я тоже имела подобный опыт — в магазине одежды в МЕГЕ: зарплата там была очень маленькая, но я получала огромное удовольствие от общения с людьми.

— Но вернемся к вашим воздушным баранам. Шарики, судя по опыту моих знакомых, довольно прибыльный бизнес — так бы и «надували» себе счета в банках…

Надежда: — А еще это очень тяжелый бизнес. Мы называем его «грязным» — и в прямом, и в переносном смыслах. Однако до сих пор им занимаемся, это дает нам некоторую подпитку.

Сергей: — «ХоббиДэй» же не сразу стал плюсовать! Так вот о сложностях: аэродизайн, когда ты оформляешь свадьбы, занимает слишком много времени. Кроме того, когда ты кого-то обучаешь, есть огромный риск, что человек почти сразу уйдет и займется этим уже без тебя, перебивая заказы.

Надежда: — Другое направление — просто торговля. К примеру, мы ежегодно работаем с администрацией города по всем праздникам на площади Минина. Подъем в пять утра, погрузка-разгрузка огромных коробок, постоянный контроль всех своих торговых точек, помощь продавцам и так далее. А если еще и непогода…

— С чего вы начинали, создавая свой магазин свободного времени?

Надежда: — Перелопатили интернет, изучили всю найденную информацию о подобных магазинах в России. И выработали свою концепцию, желая совместить в одном пространстве максимальное количество направлений хобби — от рыбалки до нумизматики. Но изначальная задумка подверглась сильной корректировке. От многих направлений пришлось отказаться, зато настоящим локомотивом вырвались вперед настольные игры. Вот на что самый большой спрос! Ну и сборные масштабные модели мы еще подтянули в прошлом году. Все остальное идет не так активно.

А в идеале, конечно, мне хотелось бы охватить все возможные увлечения и открыть магазин в несколько этажей! И чтобы там обязательно была наша нереализованная задумка — антикафе — место, где не кормят (в основном чай, кофе, печеньки), но предлагают интересно провести время. Вы платите только за вход или за проведенное время, все игры и развлечения включены в стоимость.

— Но у вас тоже было в магазине свое небольшое антикафе — почему вы от него отказались?

Сергей: — Для начала объясню, почему мы его вообще сделали. Был большой спрос на такое пространство — и у нас появилась территория, куда желающие могли прийти в любое время и поиграть в настольные игры. Вот только людей стало приходить гораздо больше, чем мы могли вместить. Выгоднее оказалось отказаться от этой затеи и расширить сам магазин. Потом решили открыть свое антикафе, но уже в другом месте — ездили по городам, видели такие примеры, что дух захватывало! И так хотели сделать и в Нижнем что-то удивительное, но увы — не нашли подходящего нам помещения. К сожалению, стоимость аренды в нашем городе зачастую такая же, как в Москве. Только там 15 миллионов человек, а у нас в десять раз меньше!

— Однако ваш магазин находится на Покровке!

Надежда: — Нам просто повезло, что я наткнулась на такое выгодное предложение! Магазин вроде бы на Покровке и от площади Минина недалеко, но за пределами красной линии, чуть в углуб-лении. Арендодатель оказался лояльным, и мы смогли договориться о цене.

— И своеобразную альтернативу антикафе вы, похоже, нашли — выездные игротеки, к примеру…

Сергей: — Действительно, раз мы не можем предоставить людям свою территорию для игр, мы предлагаем встречаться на площадках наших партнеров.

Надежда: — Мы работаем с антикафе, которые есть в Нижнем. Сотрудничаем с «Рождественской стороной» — и проводим игротеки на площади Маркина, ведем переговоры с организаторами разных фестивалей, а также с администрацией города — чтобы присутствовать на больших праздниках. Устраиваем и собственные массовые мероприятия: к примеру, 29 июня в День молодежи у нас был запланирован День настольных игр, который мы так успешно провели в прошлом году. К сожалению, погода нам немного помешала и прогнала нас с Театральной площади, но партнеры выручили: игротека разместилась на площадке «АльтЛиба» — и в первые же тридцать минут туда пришло более ста человек!

Люди знакомятся, общаются, влюбляются! Проявляют себя и раскрываются в игре — порой совершенно неожиданно даже для себя и своих друзей. К тому же настольных игр (а есть и напольные!) уже столько, что практически каждому человеку или компании можно подобрать что-то свое. Нередко взрослые забегают в магазин за играми для своих детей и вскоре сами начинают играть и становятся нашими постоянными клиентами. Новинок требуют!

Сергей: — Ребенок ведь есть в каждом взрослом, и наша цель — дать почувствовать это любому приходящему к нам человеку.

— И сколько стоит удовольствие — прийти на вашу уличную игротеку?

Сергей: — Только ваше свободное время и желание играть. В какой-то момент мы поняли, что лучше тратить деньги на такие акции, чем на рекламу. Обычная реклама — что мы только не пробовали! — не дает практически никаких результатов: в нашем случае работают в основном «сарафанное радио» и игротеки.

— Какая у вас команда и строгие ли вы начальники?

Сергей: — Мы изначально стремились к тому, чтобы наша компания была как дружная семья. И сегодня у нас сплоченная команда, никому не надо лишний раз что-то напоминать, просить и требовать. Одного косого взгляда бывает достаточно, но иногда все-таки приходится играть в плохого и хорошего полицейского.

— А собеседования вы проводите? И каковы тогда критерии отбора? Или только знакомых приглашаете на работу?

Надежда: — Сначала только знакомых звали, потом давали объявления и проводили отбор. Основные критерии: нравится человек или не нравится, отношение к делу, опыт, настрой и насколько быстро человек обучается.

Сергей: — Подводные вопросы задаем! Вроде бы не имеющие прямого отношения к делу или к самому испытуемому, но отвечая на которые, человек может многое о себе рассказать, зачастую даже не подозревая об этом. Например: «Почему люди воруют?» Ответ, как правило, человек проецирует на себя — почему бы он стал это делать. И раскрою секрет «правильного» выхода из ситуации: лучше сказать, что «не знаю, никогда с подобным не сталкивался».

— Это вы в умных книжках такого иезуитства понахватались?

Сергей: — Просто я не раз сам проходил собеседования и всегда замечал какой-нибудь один интересный вопрос, явно стоящий особняком. Потом приходил домой и искал ключик к его разгадке — в интернете, в книгах.

Но на самом деле лично нам не так важны ответы, главное — горят ли у человека глаза, когда он говорит о хобби, не скучен ли он в объяснении правил настольных игр. И в нашей команде есть люди из самых разных сфер деятельности — даже со стройки. Но один, к примеру, просто фонтанирует, когда ведет игру, а другой — многократный чемпион по сборным моделям, так куда же мы таких ребят отпустим?!

Надежда: — Нам очень ценны наши сотрудники, и это здорово, когда команда на одной волне с тобой. У нас есть такие ребята, которые с нами почти с основания «ХоббиДэй», были консультантами, а теперь поднимаются по карьерной лестнице.

— А сами вы чему-то научились, ведя такой бизнес?

Сергей: — Ко многому уже приобщились! К примеру, Надежда даже дизайном полиграфии сама занимается.
Надежда: — Легче самой научиться и все сделать, чем объяснять кому-то свои идеи и корректировать созданное чужими руками.

— Как думаете, многие ли в городе знают ваш магазин? И каковы ваши планы на будущее?

Сергей: — Сегодня мы видим перспективу в интернете (хотя задача наша — людей оттуда вытаскивать, предлагая вместо виртуального общения непосредственное, живое!), а также открытие магазинов в других городах и только после этого — развитие франшизы.

А знают ли нас в городе? Расскажу один курьез. Недавно меня остановил гаишник за то, что на моей машине были грязные номера. И уже составляя протокол, спросил о месте работы. И когда выяснилось, что я директор магазина «ХоббиДэй», он воскликнул: «Так я же ваш постоянный клиент!» — и отпустил меня с миром. Было безумно приятно!

Источник: Биржа № 26 от 15 Июля 2014


Людмила Зуева, Биржа, фото: Вячеслав Сенников, на фото: Сергей и Надежда Федюковичи
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.