Кто до мая доживет, те — молодцы, или Как стать успешным хостельером

Сегодня о своем деле рассказывает совладелец и директор нижегородского “Кофехостела” Дмитрий КУЗИН.

Хостелы становятся все более популярными как бизнес. Правда, требования к ним быстро меняются. Миллионом, которого хватило бы на аренду квартиры и покупку кроватей, что было реально года три назад, сегодня не обойтись. Например, в “Кофехостел", открывшийся в Нижнем Новгороде ровно год назад, было вложено 7 миллионов при необходимых инвестициях в 10 млн. Не у всех получается строить успешный бизнес в условиях изначального недофинансирования. Но “Кофехостел" довольно успешно работает. На сегодня здесь могут принять 76 гостей. При этом штат — семь человек включая директора.

Сегодня о своем деле рассказывает совладелец и директор нижегородского “Кофехостела" Дмитрий КУЗИН.

— Вы открылись в конце июля, а значит, пропустили начало турсезона. Как это сказалось на бизнесе?

— Мы собирались открыться в мае, набрать силу, базу гостей, которые возвращаются… А открылись только в конце июля. Соответственно, из-за этого получили значительное снижение числа гостей в зимний период и тяжело его перенесли.

С начала нынешнего турсезона хостел хорошо загружен. У нас 27 номеров — примерно поровну многоместных и 2- и одноместных номеров. В этом смысле мы нестандартный хостел. Двух- и одноместные номера немного дороже, но так комфортнее гостям.

— С размещением не ошиблись?

— Место выбрано очень хорошее. Другой такой гостиницы или хостела с видом на Рождественскую церковь в городе больше не будет. Вообще-то помещение не подходит под хостел, потому что у него окна на одну сторону, и это сокращает возможное количество номеров и создает дополнительную арендную нагрузку на каждого гостя. И все же мы с размещением не ошиблись. Здание построено в 1885 году, и это здание с особой атмосферой, с историей.

— Дмитрий Владимирович, вы предприниматель, в чьи проекты вовлечено достаточно большое сообщество Facebook. Вы умеете пользоваться возможностями Интернета. Довольны конверсией сайта “Кофехостела"?

— Я бы разделил возможности Интернета в плане использования собственного сайта и с точки зрения социальных сетей. Создавая сайт, мы подружились с правильным партнером — компанией “TravelLine", которая профессионально делает и поддерживает сайты именно для гостиничной отрасли. Услуга себя оправдывает: у нас очень высокая конверсия — порядка 21%.

Если говорить о социальных сетях, мы научились работать с Facebook в первую очередь, и уже получаем и обратную связь, и партнерские отношения, и непосредственно гостей: на нашей страничке можно забронировать место в хостеле. Из четверых администраторов хостела трое пришли к нам через эту соцсеть. Мы и основного инвестора нашли через Facebook.

— Считается, что рынок хостелов активно развивается в Нижнем Новгороде. Их уже около двух десятков. Как бы вы оценили потенциал этого рынка? Бывает, что конкуренты становятся партнерами?

— В Нижнем Новгороде порядка 11—15 действующих хостелов. Кто-то закрывается, открываются новые. Кстати, у нас кардинально разные рынки с большими гостиницами, это хорошо заметно по сайту бронирования — когда нет мест в отелях, в хостелах много свободных, и наоборот, когда нет мест в хостелах, много мест в гостиницах. Мы скорее конкурируем с квартирами, которые сдают посуточно. Но этот рынок никто не посчитал. А внутри рынка хостелов мы дружим и взаимодействуем, даже бережно передаем друг другу наших гостей, если мест нет.

Рынок хостелов действительно меняется. Сейчас очень мало хостелов на 15—20 мест, и, думаю, после этого сезона они закроются. Целесообразно развивать хостелы от 50 мест, если меньше — вряд ли этот бизнес будет приносить прибыль. И к этому идет. Когда мы открывались, самый большой хостел был на 90 мест, а сейчас самый большой хостел — на 150, а самый небольшой из активно работающих — на 40 мест.

— Кто ваш клиент?

— Тут несколько основных групп — зарубежные и российские туристы, которые приезжают в Нижний Новгород на выходные, или здесь останавливаются проездом и путешествуют дальше. Сейчас, к примеру, достаточно много зарубежных туристов путешествуют по Транссибу. Другая категория — командировочные. И их достаточно много в хостелах, потому что компании сейчас стараются экономить. Это оправдано. Человек в командировке, как правило, приходит в гостиницу только ночевать. Для него что важно: тишина, чистота, возможность постирать-погладить, перекусить недорого. Эти потребности мы обеспечиваем.

— Еще один ваш проект — экскурсионное бюро “Очень хорошо". Это дополнительная услуга или стремление к диверсификации бизнеса?

— Экскурсионное ателье “Очень хорошо" — совершенно самостоятельный проект, не связанный с хостелом. В рамках этого проекта мы в первую очередь сотрудничаем с гостиницами города и помогаем им создавать для гостей возможности время-препровождения, предлагая современные авторские экскурсии по Нижнему Новгороду. Его цель — чтобы как можно больше людей увидели и полюбили наш город. Город, который надо познавать 3—4 дня. Но существует традиционное представление о Нижнем как о городе одного дня. Поэтому и приезжают сюда на одну ночь, это и для туристов не выгодно — выходит, толком ничего не увидел и уехал, и для гостиниц.

Мы предлагаем три тура. Двухчасовой тур без фиксированной оплаты проходит в 7 вечера каждую среду — маршруты меняются, по окончании каждый участник определяет сам, сколько готов заплатить. К счастью, платят практически все. И в основном этот тур собирает нижегородцев. Второй вид — индивидуальные маршруты. Мы называемся “экскурсионное ателье" и имеем разнообразные выкройки маршрутов, из которых шьется готовое платье под конкретного гостя, под его интересы. Третий вид мы запустили в прошлые выходные — микроэкскурсии выходного дня. Он рассчитан на гостей города, которые пока не готовы заплатить за индивидуальную экскурсию, но готовы, скажем так, “примериться". Гиды работают, как электрички: из конкретных мест в определенное время они отправляются по маршруту, даже если не набралась полная группа. Эту услугу мы также пока продвигаем среди клиентов гостиниц. У нас 6 маршрутов, где заканчивается первый маршрут — начинается второй, в принципе можно пройти все шесть.

Отмечу, что мы не пересекаемся не по сотрудникам, не по продажам. Наши гиды не зазывают в “Кофехостел". Мы работаем с открытым рынком и для нас очень важно, чтобы гостиницы понимали: отправляя на экскурсию, они не потеряют своих клиентов.

— В ателье работают профессиональные гиды?

— Есть профессиональные гиды, а есть архитекторы, журналисты, историки, управленцы — те, кто знают и любят город. У нас есть программа допуска к экскурсиям. Из 30-ти желающих этот допуск получили девять. К экскурсии есть время подготовиться, на этом рынке редко бывают спонтанные вещи. Но бывают. Например, в субботу вечером мне позволили из гостиницы, сказали: хотим в 11-ть завтра автобусную экскурсию. К счастью, получилось найти свободного гида, автобус — в общем, все получилось.

— Итоги года работы “Кофехостела" вы подводили? Сколько гостей прошло через хостел? Нет пессимистических настроений по поводу окупаемости проекта?

— Давайте пока не подводить итоги — это бесполезное занятие в разгар туристического сезона, слишком оптимистичная может получиться картина. Вот в январе—феврале, а это традиционно мертвый сезон для хостелов, посмотрим. Кто до марта доживет, те — молодцы. Правда, март и апрель тоже месяцы напряженные. Так что молодцы те, кто доживет до мая. С этого времени может существовать любое количество хостелов.

У меня оптимистичный настрой на тяжелую часть сезона. Будут внутренние изменения по дизайну, перепланировкам, уточнению концепции. Я считаю, что у нас все получится.


Источник: Курс Н, №27 от 01.08.2014
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.